Антикризисный план: голодными накормят сытых

За последнюю неделю план антикризисных мероприятий принят Правительством, президентом, одобрен Госдумой.

Первый вицепремьер Шувалов обещает, что план направлен на поддержку людей, а не собственников предприятий. Однако, сами собственники предприятий отчего-то план как раз уверенно одобряют. Попробуем разобраться, в чьих всё-таки интересах такой антикризисный план.

Начнём с положительных моментов: план предполагает какую-никакую, а поддержку импортозамещения и экспорта несырьевых товаров, а также полное исполнение обязательств социального характера.

Кризис бьёт прежде всего по трудящимсяПри этом расходы федерального бюджета сокращают на 10%, не уменьшаются только расходы по международным обязательствам, на поддержку сельского хозяйства и на обеспечение обороноспособности государства. Последнее ожидаемо — страна готовится к войне и торг здесь не уместен — как гласил популярный лозунг Третьего Рейха: «пушки вместо масла».

Страницы плана обещают, что «будут сокращены расходы на функционирование органов государственной власти, в том числе за счёт уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности». Как-то не очень верится, если вспомнить, что ещё совсем недавно высшим чиновникам заметно повышали зарплаты и пенсии — не похоже, чтобы российские власти всерьёз собирались экономить на себе, хотя бы даже и в кризис.

План обещает нам также «продолжение реализации государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования в соответствии с потребностями XXI века». Ни для кого не секрет, что под этими программами подразумевается дальнейшая коммерциализация образования и медицины, сопровождающаяся катастрофическим последствиями.

Также план считает необходимым «продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот (за счёт расширения её адресного характера)». Надо ли говорить, что под расширением адресного характера предоставления той или иной поддержки подразумевается сокращение числа лиц, эту поддержку получающих? Имеется ввиду, что поддержка оказывается «всем без разбора», а будет оказываться лишь избранным — «адресно».

Ну и конечно, согласно антикризисному плану для преодоления кризиса потребуется «радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством». То есть спасти нас может только чудо.

Но это всё общие слова и благие пожелания. Приведём самые интересные моменты из того, что обещают сделать в рамках антикризисного плана:

1. Обещают спасать бюджеты нищающих регионов (п. 1) — мера понятная, особенно если учесть, насколько у нас высасываются регионы центром.

2. Вливание свыше триллиона рублей банкам (пп. 2, 3, 4) — штука, хорошо знакомая нам по кризису 2008-2009 г. Для спасения от кризиса банки попросту накачиваются огромными деньгами. Таким образом банки, поиздержавшиеся из-за неудачных игр в финансовом «казино», «за так» получают огромные деньги и могут дальше получать с этих средств неплохие проценты. Разумеется, всё это происходит за счёт населения, для которого триллион рублей в виде зарплат, развития инфраструктуры и социальных гарантий был бы совсем не лишним.

3. Выкуп «плохих долгов» у банков и предприятий (п. 5). Пока долговые обязательства приносили держателям доход, они были «хорошими», а вот когда речь зашла об убытках из-за банкротства должников, эти убытки решили переложить на счёт государства. То есть, если подумать, на население.

В этом, по сути, и состоит смысл экономической политики любого капиталистического государства: во времена роста предоставлять возможность бизнесу грести как можно больше прибыли, а когда «эффективные собственники» сталкиваются с убытками, перекладывать эти убытки на плечи трудящихся.

4. Двухлетние «каникулы» по уплате владельцами опасных объектов страховых платежей за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев характеризует это прямо:

«Предварительный анализ поручения указывает на фактическое освобождение владельцев 98% всех опасных объектов Российской Федерации на два года от обязанности страхования, что не позволит в случае аварий на них обеспечить компенсациями население и работников этих ОПО. По сути, это отказ от социальной защиты всех, кто работает и живёт рядом с промышленными предприятиями».

То есть, для владельцев опасных предприятий это «снижение нагрузки», для простых людей — рост опасности.

5. Увеличение в 2 раза предельных значений выручки для отнесения предприятий к малым или средним: для микропредприятий — с 60 до 120 млн. р.; для малых предприятий — с 400 до 800 млн. р.; для средних предприятий — с 1 до 2 млрд. р. (п. 24). Причём подаётся эта мера как поддержка малого и среднего предпринимательства. Однако, представим, что более крупные предприятия получат те льготы, что ранее были предоставлены предприятиям малым. Это значит, что по настоящему малый бизнес столкнётся с усилением конкуренции со стороны предприятий покрупнее.

Более того, на налоговые и прочие льготы сможет увереннее претендовать и бизнес откровенно крупный. Ведь крупные корпорацию вполне могут выделить те или иные свои подразделения в формально независимые предприятия «малого» или хотя бы «среднего» бизнеса. Ясно, что теперь крупному бизнесу по кусочкам вписаться в критерии малых и средних предприятий будет заметно проще. Вот только обрадуются ли такой «поддержке» действительно мелкие предприниматели?

6. Снижение (вплоть до иммунитета) избыточного антимонопольного контроля в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 25). Опять же, удобная лазейка для монополий выйти из-под контроля, формально разделившись на несколько фирм.

7. Заодно планируется расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к госзакупкам (п. 31). Если бы не эта мера, корпорации, замаскировавшиеся под малый и средний бизнес, потеряли бы часть возможностей по доступу к сытной кормушке государственных и муниципальных заказов. А так у них всё будет путём.

Впрочем, Минэкономразвития при подготовке антикризисного плана предлагало ещё одну меру по поддержке малого бизнеса — освобождение микропредприятий от большей части регулирования трудовых отношений вплоть до права вообще не оформлять работу в трудовой книжке. К счастью, пока до такого попрания прав наёмных работников ещё не дошли. Но трудящимся стоит быть на чеку — пока что эта «антикризисная» фига у чиновников в кармане, но её в любой момент могут оттуда достать.

8. Впрочем, в плане действительно содержатся меры, направленные на поддержку самозанятых граждан (пп. 26-29, 32) — правительство рассчитывает, что возможность заняться каким-то кустарным промыслом в какой-то степени скомпенсирует всплеск безработицы.

9. Также планируются меры по поддержке строительной отрасли путём расширения стимулирования кредитования строительства жилья экономического класса и объектов инженерной инфраструктуры (п. 39). Дополняется это словами о «поддержке отрасли ЖКХ в целях её модернизации, недопущения ухудшения качества оказываемых гражданам жилищно-коммунальных услуг и недопущения существенного повышения расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг». Как будто мы не видели все эти годы, как проводимые властями меры по приватизации ЖКХ неизменно приводили к падению качества оказываемых услуг при резком росте их стоимости.

10. Впрочем, это не единственная отрасль, которую правительство планирует поддерживать льготами и денежными вливаниями. То же относится к оборонке (пп. 11, 12, 14), производству сельскохозяйственной техники (п. 44), автомобилестроению (пп. 42, 43, 46), авиастроению (п. 47), а также святому — предприятиям топливно-энергетического комплекса (п. 48).

11. Запланировано и выделение до 52,2 млрд р. на мероприятия по борьбе с безработицей (п. 52). Среди этих мероприятий организация общественных работ и опережающего профессионального обучения. Также планируется помочь региональным бюджетам выплачивать пособия по безработице (п. 53). Это меры понятные и, в общем-то, полезные.

12. А вот в качестве социальной поддержки граждан предлагается следующее: предоставить право за счёт средств материнского капитала получить в 2015 г. семьям по 20 тыс. р. (п. 54); скомпенсировать подорожание средств реабилитации инвалидов (п. 55), индексировать пенсии (п. 56).

Прямо скажем, не густо. А что там с МРОТ? Не надо повышать? А прожиточный минимум корректировать? А усилить контроль за соблюдением Трудового кодекса при проведении фирмами увольнений? Не нужны нам такие антикризисные меры?

13. Также планируется стабилизировать цены на лекарства (п. 57). Сделать это собираются путём разовой индексации (читай — повышения) цен на препараты из списка жизненно важных и необходимых (ЖНВЛП). А уже на новом уровне предполагается цены на лекарства сдерживать.

Правда, попытка удержать цены на жизненно важные препараты в условиях рыночной экономики обречена на провал. Потому что аптеки либо пытаются компенсировать убыточные продажи препаратов из списка ЖНВЛП, двойным ростом цен на все прочие лекарства, либо просто перестают продавать дешёвые препараты.

Вот такой у нас антикризисный план намечается. Бизнесу он сулит дополнительные льготы и немалые возможности для обогащения, а простым людям — небольшие подачки, не компенсирующие падения уровня жизни от обвала рубля и развала социальной сферы.

Если что-то властями и делается для трудящихся, то только ради того, чтобы они тешили себя иллюзией, что государство у них общенародное, что оно заботится об их интересах. Ведь стоит этой иллюзии рассеяться, и трудящиеся начнут организовываться и отстаивать свои интересы. А там, глядишь, дойдут до того, что найдут свой ответ на кризис — вот только толстосумам он ой как не понравится.

Олег Таранов

Олег Таранов

Дежурный по сайту: Олег Таранов

Инженер-программист, работаю на одном из высокотехнологичных предприятий Москвы. Счастливо женат. Любимая цитата: «Пессимизм ума, оптимизм воли». В Московской организации РОТ ФРОНТ отвечаю за распространение партийных взглядов и идей.

Tags: