Билет в прошлое

О музеях российской железной дороги

Музей (от греч. mouseion — «дом Муз») — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.

В 1946 году была создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.

Ночь музеевICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.

Ночь музеев — международная акция, основная цель которой показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь.

Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997. В 1999 году по инициативе министерства культуры и коммуникаций Франции проведена «Весна музеев», так как 18 мая во всем мире отмечается День музеев. В 2001 году в этой акции уже участвовало 39 стран Европы и Америки, в 2005 году «Весна музеев» переросла в «Ночь музеев».

В России первым последователем этой акции стал Красноярский музейный центр, в 2002 году он впервые предложил посетить музей ночью. В 2005 году в акции приняли участие 750 музеев Франции и 500 музеев Европы.

В 2007 году к европейским странам впервые присоединились Московские и Свердловские музеи: в акции «Ночь в музее» приняли участие несколько городских музеев, продливших свою работу до 21:00 MSK.

В настоящее время затруднительно подсчитать сколько открываются музеев в мире, т. к. темы научно-исследовательской работы различны, программа культурно-массовой работы также отличается в зависимости от программы работы (плана работы) самого музея, а также от многих других факторов.

В нашем очерке речь пойдёт о музеях, которые неразрывно связаны с историй России и отражают этапы развития одной из наиболее интересных на наш взгляд отраслей – транспорта.

Железная дорогаТранспорт (от лат. transporto — переношу, перемещаю, перевожу), в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систему входит транспорт общего пользования — железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, морской транспорт, речной транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт, и не общего пользования — промышленный транспорт. Транспорт общего пользования, доставляя продукты труда в места их потребления, продолжает производственный процесс.

Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Любая отрасль, которая бережно относится к своей истории, имеет желание и возможность показать этапы долгого исторического пути своего развития.

К примеру, государственный Центральный музей железнодорожного транспорта (ЦМЖТ) расположен в г. Ленинград по адресу: ул. Садовая, д. 50. Расположение выбрано не случайно, ведь именно в Петербурге было принято решение о строительстве первой в России железной дороги общего пользования между Санкт-Петербургом и Москвой.

Музей основан в 1813 г. как учебный при Санкт-Петербургском Путейском институте. Экспонаты демонстрировались на всероссийских и международных выставках XIX и XX вв. Является одним из старейших в России среди транспортных музеев. Экспозиция отражает историю развития железнодорожного строительства, паровозного, тепловозного и вагонного парка, средств сигнализации, централизации, блокировки и связи России и СССР с момента зарождения железных дорог до настоящего времени. Модели, механизмы, аппараты рассказывают о работе железнодорожного транспорта. В каждом зале представлены действующие экспонаты.

Железная дорогаНазвание «Центральный», говорит само за себя, – являясь первым в стране, отражает ход истории возникновения и развития железнодорожного транспорта России.

В настоящее время в России насчитывается 17 железных дорог. Каждая из них, так или иначе, имеет свой музей, который относится в большинстве случаев к Центру научно-технической информации. Дорожные музеи могут располагать площадками для экспозиции и хранения, натурных образцов железнодорожной техники. Один из таких дорожных музеев – Центральный музей Октябрьской железной дороги (ЦМОЖД). Дорога является первой в стране, открыта для движения 1 ноября 1851 г. и называлась изначально: «Санкт-Петербурго – Московская». С 1856 г. дорога переименована в Николаевскую, в честь её строителя Николая I. Музей имеет свою площадку натурных экспонатов. Натурные экспонаты подвижного состава и техники железных дорог расположены на площадке на наб. Обводного канала. Первая площадка располагалась в пригороде Петербурга вблизи ж/д ст. «Шушары», ныне – база запаса железнодорожной техники.

Любой желающий в рабочие дни (согласно расписания) может посетить площадку натурных экспонатов, которую чаще всего и называют «музеем». Площадки натурных экспонатов имеют железные дороги: Октябрьская (Ленинград, наб. Обводного канала), Московская (Москва, Рижский вокзал), Северо-Кавказская (ж/д ст. Гниловская), Западно-Сибирская (ж/д ст. Сеятель), Калининградская (вокзал Калининград-Пассажирский) и другие, имеющие подобные экспозиции. Некоторые площадки имеют небольшую площадь, малое количество экспонатов или вообще находятся на стадии проекта.

Железная дорогаПри создании музея истории отдельной железной дороги, используют большой фонд накопленных и сохранённых экспонатов документального направления, моделей подвижного состава (макетов), отдельных элементов с натурных образцов, форменной одежды, малогабаритный инструмент и др. «свидетели истории магистрали».

Однако, ввиду административных барьеров, не каждый желающий сможет просто пройти в музей Октябрьской ж. д.

После публикации статьи под заголовком «Как попасть в музей» из газеты «Октябрьская магистраль» от 15.06.12 г., начальник ОЦНТИБ дал указание вообще снять информационную панель о музее с названием организации со здания ОЦНТИБ, в котором располагается экспозиция.

Среди подводных камней выбранного плана создания музея является профессионализм его создателей (сотрудников). В экспозиции должны быть представлены основные вехи истории развития транспорта, научно обоснованные.

Основой работы любого музея является: собирание и изучение накопленного научного материала, научные исследования и публикации, пропаганда истории выбранной для изучения отрасли.

Железная дорогаЭкспозиция музея Октябрьской ж. д. разочаровывает. В этом небольшом зале, который скорее напоминает выставку отдельно взятых экспонатов, невозможно понять концепцию истории железной дороги, чувствуешь: ожидание не оправдалось! – «Каково значение начал исторического пути железной дороги?». – «А можно ознакомиться с этапами экономического и технического развития дороги?». – «Какая форма собственности?». – «Ну а как насчёт инноваций на Октябрьской железной дороге – нет информации о проводимой технической политике руководства в условиях реформирования?!».

Эти вопросы возникают невольно, когда проходишь по небольшому залу в здании. Отсутствует раздел об экономическом прогрессе, который двинулся вперёд при открытии первой железной дороги в России для регулярного движения. Это явление экономического чуда – прорыв!

На данную экспозицию согласно публикациям в прессе было затрачено свыше 15 млн. рублей.

На Октябрьской ж. д. функционирует немало производственных музеев, среди них – Народный музей истории Пассажирского вагонного депо Москва Северо-Западного филиала ОАО «ФПК» (ЛВЧД-1).

Музей основан в СССР, в 1981 году. Изначально музей относился к Октябрьской железной дороге Министерства путей сообщения. Концепция музея тех лет отражала во многом политику Партии и Правительства советского государства, акцент делался на социальную сторону жизни работников депо, их достижения, при чём основные вехи истории предприятия оставались в тени, не хватало некоторых элементов…

В 1983 году на территории предприятия установлен обелиск памяти павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Депо имеет Совет ветеранов, который каждый год в мае устраивает встречу ветеранов депо, приуроченную ко Дню Победы 9 мая.

Железная дорогаУникальный памятник отечественного вагоностроения — двухосный деревянный пассажирский вагон постройки XIX века установлен на территории вагонного депо в память о старейшем предприятии. В 2001 г. музейный вагон – получил статус памятника науки и техники первого ранга.

В лихие 1990-е музей, как и вся страна, переживал не лучшие годы.

С началом внедрения первого этапа реформирования железнодорожного транспорта, пассажирское вагонное депо Москва Октябрьской ж. д. получило «вторую жизнь» — был проведён капитальный ремонт зданий, сооружений, выведены на новый уровень производственные мощности по ремонту пассажирских вагонов. Распахнул свои двери и Народный музей истории депо. Музей имеет свою страничку в сети интернет, зарегистрирован в базе данных Всероссийского реестра музеев.

Как только попадаешь в этот удивительный музей, сразу ощущаешь дух истории дороги, истории родного предприятия, которому многие работники отдали не один год труда. Главная задача музея – это научный труд, постоянная научная мысль, процесс научного труда по изучению истории отрасли, родного края, привлечение молодёжи к процессу изучения истории, профориентация, и, конечно же, пропаганда по сохранению памятников науки и техники, вновь выявленных (и сохранение имеющихся) объектов культурного наследия – культурного слоя! Когда идёшь в музей, неловко задумываешься, а чем же сегодня живет предприятие, имеющее богатый исторический путь? Проходишь эти большие цеха, слышишь шум оборудования цехов – задумываешься о будущем депо и дороги в целом…

Каким же оно будет?

Железная дорогаНаверное, каждого человека, который родился и вырос в России, которому не безразлична судьба железнодорожного транспорта нашей страны, а может и депо, дистанций, участков, одним словом линейных предприятий, волнует этот насущный вопрос…

Недаром писала в письме-воспоминании К. И. Мартьянова, дочь железнодорожного служащего Николаевской железной дороги:

— «Железная дорога – Родина моя!…»

Уходит в историю поколение романтиков, связавших свою судьбу с «чугункой», очарованных стуком колёс, влюблённых в паровозные гудки.

Клавдия Ефимовна Мартьянова (Михайлова) дочь сигналиста поста № 104 Николаевской железной дороги, выросшая в доме отца оставила свои воспоминания о детских годах. Дети Мартьянова, а их было десять, по шпалам ходили в школу за 5 километров на ст. Лихославль. Все братья и сёстры Клавдии Ефимовны учились отлично, выросли хорошими людьми и специалистами. Семья сигналиста Мартьянова проживала на посту № 104 с 1893 по 1932 год, далее Е. Мартьянов продолжил работу на вокзале ст. Лихославль до 1952 года.

Для Клавдии Ефимовны и её семьи железная дорога — явление технического чуда! Именно железная дорога стала для семьи сигналиста Мартьянова определяющим фактором в жизни, она дала его семье определённые блага, помогла вырастить – воспитать целые поколения!

Завершая тему транспортных музеев, нельзя не отметить, что на Октябрьской железной дороге действует ряд интересных музеев, направленных на пропаганду истории магистрали и продвижении культуры в целом. Музей «Дорога победы» (музей на ст. Петрокрепость) и его филиалы – экспозиции Центрального Военно-морского музея на берегу Ладожского озера рассказывают о боевом подвиге советской армии и героев-железнодорожников в борьбе с фашистскими захватчиками. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни» каждого посетителя заставит задуматься о тяжёлом военном времени, о мире на Земле. Здесь каждый монумент как бы говорит нам: – «Ничто не забыто, никто не забыт!».

В конце пути, у Ладоги
Колёсами прирос
В лучах победной радуги
Блокадный паровоз
Усталый и заслуженный,
Стоит меж двух берёз
Дороги Жизни труженик –
Блокадный паровоз.

(Анатолий Молчанов)

Железная дорогаДействуют музеи на станции Псков – история Псковского железнодорожного узла, в городах Петрозаводск и Мурманск музеи расскажут о развитии крупных вокзалов и краеведении.

Культура народа начинается от познания прошлого, возможности познакомиться с историей той или иной отрасли в целом. Ведь без прошлого нет ясного будущего! Мы должны знать свои корни, начало длинного исторического пути направления отрасли, в котором мы трудимся, в котором, возможно, будут трудиться наши дети и внуки!

Дмитрий Орлов

От редакции. Железнодорожный транспорт давно превратился в инструмент выжимания денег из населения. Поезда дорожают, а электрички массово отменяются. Пассажиры горько шутят, что обычный плацкарт скоро назовут «элитным», а традиционным сервисом станут телячьи вагоны…

Таков капитализм. Каждая мелочь, каждая сторона человеческой жизни, каждый элемент удобства становится средством извлечения прибыли из наших карманов. Будет очень обидно, если железнодорожный транспорт, служивший людям, так и останется музейным экспонатом. Ведь на самом деле туда давно пора отправить сам капитализм.

Александр Батов

Дежурный по сайту: Александр Батов

Александр Батов, инженер, коммунист. Член РКРП с 2002 г., член партии "РОТ ФРОНТ" с момента основания. В обеих организациях возглавляет работу с молодёжью.

Tags: