Герой рабочего класса Сильвестр Сталлоне

Бурные 60-е годы прошлого века в США породили интересный феномен в массовой культуре. Именно в это и последующее десятилетие голливудская киноиндустрия повернулась лицом к многочисленным социальным проблемам американского общества и попыталась осмыслить их на свой лад. Один из самых ярких примеров – фильм «Кулак» режиссера Нормана Джуисона, снятый в 1978 году.

Кулак

Это история жизни вымышленного, но не лишенного реальных прототипов, профсоюзного лидера дальнобойщиков Джонни Ковака, роль которого исполнил Сильвестр Сталлоне.

По форме лента скорее способна разочаровать – это обычная голливудская история индивидуального  успеха. Главный герой благодаря упорному труду, честности, ораторскому и прочим талантам проходит путь от простого грузчика до руководителя крупнейшего профсоюза, объединяющего три миллиона водителей по всей стране.

Кулак

На месте профсоюзной борьбы мог быть совсем другой фон – политика, бизнес, спорт. Особенно ярко это проявляется во второй половине фильма, когда главный герой превращается в респектабельного профсоюзного босса, который проворачивает не совсем честные финансовые махинации, примеряет роль успешного политикана и участвует в переговорах с воротилами бизнеса.

Но отворачиваться от фильма по это причине не стоит. Ведь есть у ленты «Кулак» и бесспорные достоинства.

Кулак

Первое из них — сам факт того, что в Голливуде сняли настоящую киноэпопею, посвященную рабочему классу, его успешной борьбе и профсоюзному движению. Фильм «Кулак» по своему уровню и значению вполне сопоставим с такими признанными шедеврами американского кино, как «Крестный отец» или «Однажды в Америке». С той только разницей, что главный герой в нем все-таки не гангстер, а настоящий профсоюзный лидер.

Второе достоинство — кульминационный эпизод забастовки водителей. В ходе разгона мирного пикета рабочих охрана убивает одного из профсоюзных активистов. В ответ Джонни Ковак, заручившись поддержкой товарищей, устраивают настоящее сражение с хозяевами транспортной компании, ее охраной, полицией и штрейкбрехерами. Эпизод собрания, на котором несколько десятков водителей скандирует название профсоюза (именно эта аббревиатура и образует английское слово «Кулак»), может воодушевить и мотивировать на борьбу даже самого несознательного рабочего.

Третье — смотреть на то, как Сильвестр Сталлоне надирает задницы (в прямом и переносном смысле) капиталистам и их приспешникам гораздо приятнее, чем на то, как он убивает вьетнамских коммунистов или избивает советского боксера.

Четвертый плюс фильма заключается в том, что он не обходит стороной проблемные вопросы истории профсоюзного движения в США. В «Кулаке» наглядно показано, почему профсоюзы были вынуждены обратиться за помощью к мафии (для борьбы с наемниками бизнесменов) и к чему это привело в итоге.

Наконец, пятая причина – это мораль фильма. Трудно сказать, задумывался ли режиссер на эту тему, однако, весь сюжет подводит зрителя именно к такому выводу. Любая организация рабочих, ограничившаяся экономической борьбой, — даже самый честный и решительный профсоюз — неизбежно встроится в существующую экономическую систему, превратившись в еще один элемент капитализма. Именно такое превращение происходит и с главным героем фильма «Кулак». В 30-е годы он с деревянной битой в руках борется за страховку и повышение зарплаты, а двадцать лет спустя заседает в роскошном небоскребе, который ничем не отличается от офиса его заклятых врагов. Поэтому вполне возможно, что упоминание большевистских агитаторов в фильме – это вовсе не шутка, а откровенный политический намек режиссера.

Иван Помидоров

Другие публикации по теме: