День победы и нынешний режим

Репортаж с акций 9 мая в Москве

Каждый год в нашей стране отмечается День победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. С самого начала осознав, что вытравить память об этом дне путем примитивной хулы не удастся, власти всячески примазывались к нему. При этом, отдавая дежурные почести ветеранам, власти всячески поливали грязью компартию, Сталина, тот строй, за который шли воевать советские люди. Чего стоят такие фильмы как «Штрафбат», «Сволочи», «исторические» передачи Сванидзе (которые, к слову сказать, до сих пор идут по кремлевскому телеканалу «Россия 24»).

Праздничное шествие и митинг в Москве

Праздничное шествие и митинг в Москве

В этом году День Победы проходит в особых исторических условиях. С одной стороны, обострившиеся противоречия между российским и западным империализмом заставляют Кремль обращаться к патриотизму. В современной истории России гордиться особо нечем, а апелляция к социализму чревата последствиями: народ то может смекнуть, что все достижения были при другом социальном строе. Поэтому лишённая классового смысла Победа превратилась в некий символ «народного единства». С другой стороны, фашизм повсеместно поднимает голову. Во всех капиталистических странах нацистские партии проводят все чаще марши, а на Украине фашизм вполне стал частью государственной политики и государственной идеологии. Все это способствовало тому, что и в среде простых граждан возник патриотический подъем, антифашистские настроения. Культ Великой Победы перестал восприниматься исключительно как дань истории, а обрёл форму вполне искреннего патриотического порыва. Чтобы сделать этот искренний порыв безопасным для нынешнего режима, капитал уводит его в сторону буржуазного («государственного») патриотизма, насаждает шовинистические настроения. Власовские триколоры, вывешенные вместе с красными флагами, безликие голуби с георгиевскими ленточками как символ 70-летия Победы, обилие советской символики… Дозированная реабилитация Сталина как государственника и поливание грязью Великого Октября как «аналога цветной революции», дежурные славословия в адрес ветеранов ВОВ и проведение неонацистского форума в Ленинграде в канун 70 летней годовщины Великой Победы, снятие с проката очередной американской антисоветской поделки и продолжение показа таких фильмов, как «Утомленные солнцем 2», «Штрафбат», «Сволочи» и тому подобные. Вот в такой атмосфере приходилось встречать праздник «со слезами на глазах».

С самого начала было ясно, что в 70-летнюю годовщину Победы на улице будет много людей. Мы знали о готовящемся марше «Бессмертный полк» и было ясно, что упускать возможность агитации нельзя. Возникла мысль поработать в трех направлениях: во-первых, провести митинг левых и коммунистических сил, на котором четко и ясно излагать свою позицию; во-вторых, взять интервью у гуляющих москвичей в центре столицы; в-третьих, распространить агитационные материалы на марше «Бессмертный полк».

Митинг левых и коммунистических сил

В то время, пока на Красной площади проходил организованный современными власовцами парад, возле памятника героям революции 1905-1907 года проходил митинг левых и коммунистов — тех, кто по праву может считаться наследником великой Победы. В акции приняли участие активисты Объединенной Коммунистической Партией (ОКП), Российской Коммунистической Рабочей Партии (РКРП-КПСС), партии «Коммунисты России», движения «Трудовая Россия», «За ответственную власть» и другие. Место проведения мероприятия тоже в определенной мере свидетельствует о преемственности между революционерами-рабочими и победителями в Великой Отечественной. Митинг собрал около 150-200 человек, но, помимо непосредственных участников митинга, выступления слышали и многие прохожие, которые зачастую останавливались послушать коммунистов. Ведущими митинга выступили Роман Осин (РКРП, РОТ ФРОНТ) и Денис Зоммер (ОКП). Открыл митинг Илья Ферберов, полковник Советской Армии, секретарь ЦК РКРП по идеологии.

На митинге почти все выступавшие подчеркивали, что те ценности, тот общественный строй, за которые воевали в Великую Отечественную войну, сегодня попраны, а власти лицемерно пытаются примазываться к священному празднику, вывешивая красное знамя победы рядом с власовскими тряпками. Подчеркивалась роль Коммунистической партии, И. В. Сталина в Победе. Ораторы говорили о том, что сегодня фашизм не ушел в прошлое, а вместе с капитализмом приспособился к новым условиям и продолжает наступать. Ведь фашизм — это и есть порождение капитализма.

Открывая митинг товарищ Ферберов четко обозначил классовую сущность праздника Победы, как победы социалистического советского государства. Ферберов дал достойную отповедь власть имущим, которые сегодня с власовской символикой пытаются примазаться ко Дню Победы. «Примазываясь к нашей победе, власти делают это не для того, чтобы сохранить память о войне, а для того, чтобы предать ее забвению, вытравить из победы ее главную суть. Гитлер говорил, что его главная цель – это уничтожить большевизм. У него не получилось. Они же с успехом продолжили его дело и разрушили плоды нашей победы значительно больше, чем это делали фашистские захватчики. Терпеть этого нельзя, нужно вернуть эту победу. А вернуть ее можно только победив тот строй, который порождает фашизм — капитализм» — сказал И. Л. Ферберов. И действительно, как бы ни пытались современные власти выглядеть наследниками победителей, они всегда будут оставаться наследниками и продолжателями дела Гитлера-Власова.

Первый секретарь ЦК ОКП Владимир Лакеев коснулся исторического аспекта праздника и также подчеркнул, что «победил социализм, победило Советское государство». Также Лакеев подчеркнул, что «фашизм сегодня поднимает голову, он не был добит до конца в 1945 году», чему свидетельством является ситуация на Украине.

Третий выступающий – представитель партии «Коммунисты России» Константин Жуков коснулся геополитического аспекта. Высказав верные мысли о роли США в развязывании войны на Украине, Жуков напрочь забыл о российском империализме, который тоже в значительной степени приложился к кровопролитной войне. В итоге речь К.А. Жукова свелась к «планам Запада по расчленению России», что вполне традиционно для КПРФ, «Сути Времени», НОДа и других буржуазно-патриотических организаций. Трудящиеся, по мнению представителя «комроссов», «должны объединиться против этих планов». Правда, не совсем понятно, вокруг кого. Уж не вокруг ли «национального лидера»? Призывал Жуков и к объединению за «восстановление нашей страны в границах 1991 года». Опять же, собравшимся было непонятно, как он себе это представляет в современных условиях. Ведь без революционного изменения власти в РФ это означает призыв к обыкновенным буржуазным аннексиям в пользу российского капитала. Неужели для «комроссов» нет разницы между СССР и царской Россией?.. Стоит отметить, что признавая угрозу и намерения империалистов США поработить народы мира, в том числе и России, мы понимаем, что порабощение нашего народа уже случилось в 1991 году, когда был восстановлен строй господства капитала, разделяющий общество на господ и слуг, «быдло» и «элиту».

Представитель боевого профсоюза «Защита труда» завода «Метровагонмаш», активист партии РОТ ФРОНТ, рабочий Юрий Горбач рассказал о своей поездке в Новороссию, подчеркнул интернациональный характер Победы и неразрывную связь фашизма и капитализма. Говоря о ситуации на Украине, Горбач говорил: «Как так получилось, что некогда советские люди вдруг стали фашистами? Не в них дело. Капиталистическая система воспитала в них фашистов». Сложно с этим не согласиться, ведь действительно главные фашисты — это не молодчики с промытыми мозгами, а интеллигентные с виду люди в теплых кабинетах, считающие прибыли со своих капиталов.

На митинге также выступили и другие общественные и политические деятели: представители профсоюза здравоохранения и образования Фируза Ашурова и София Милорадова, представитель движения «Трудовая Россия» Эдуард Рудык, ветеран партии РКРП-КПСС Виктор Степанович Мартынов. Все выступающие подчеркивали социалистический характер победы, роль Коммунистической партии и ее вождя И. В. Сталина.

В конце участники митинга проскандировали: «Помнить – значит, бороться». «Наш митинг закончился, но наша борьба продолжается» — такими словами соведущего ротфронтовца Романа Осина был закончен митинг, после чего была включена песня «Священная война».

Бессмертный полк

Бессмертный полк

Интервью с москвичами

Параллельно с началом митинга товарищи из видеогруппы Московского отделения РОТ ФРОНТа уже начали опрашивать граждан недалеко от станции метро «Белорусская» (откуда позже стартовал марш «Бессмертный полк»); после митинга часть товарищей присоединилась к ним. Брали интервью с участниками уличных гуляний. Основные вопросы, которые задавали людям, касались смысла Дня Победы, ценностей, за которые воевали наши ветераны, символики победы, угрозы фашизма сегодня. Активисты РОТ ФРОНТа старались своими вопросами заставить задуматься обывателей, для которых День Победы лишен классового смысла. Стоит отметить, что буржуазная пропаганда делает свое дело. Так, практически все в один голос считают, что главной причиной победы стал «русский дух», «сплоченность». В каком-то смысле с этим можно согласиться, если хорошенько вспомнить, вокруг чего сплачивался советский народ. Но, увы, как раз этого понимания мы не обнаружили. Как показали опросы, для большинства нет разницы, вокруг чего сплачиваться: вокруг ли социалистического строя и тех преимуществ, которые он дает людям, вокруг компартии, понесшей потери на полях сражений; либо вокруг РФ с её олигархами, скупающими яхты и недвижимость в Лондоне. Вокруг Сталина, чей сын погиб в фашистском плену, или вокруг Путина и олигархов, чьи дети уж точно никогда бы не пошли воевать на передовую. Классовое сознание начисто подменено абстрактными понятиями: «страна», «русские», «наше государство» и пр. Многие из опрошенных (преимущественно молодежь) даже не знали, что триколор это флаг, который использовал Власов в борьбе против Советской Родины. Да и откуда им знать? В школах этому не научат, по телевидению не покажут. Вот и получается, что для современных обывателей вполне органично смотрятся рядом красные флаги, лишенные красного смысла, и полосатые власовские тряпочки. Вроде как все «сплочены».

Стоит отметить, что, несмотря на всю антисталинскую пропаганду последних 25 лет, люди в основном положительно или нейтрально оценивают его роль в победе. Хотя здесь же заметим, что у многих имеется и стереотип, что «победили, потому что русский дух, а политика это вторично». Но, так или иначе, явно антисталинских и антикоммунистических настроений мы не встретили. При этом Сталин и компартия для людей не были связаны с социализмом. Власть смогла вбить в головы многим, что «главное единство, а под каким флагом и какими идеями, неважно». Поэтому те, кто положительно оценивал роль Сталина и социалистической системы в победе над фашистами, говорили не о социализме и прогрессивном строе, а о том, что «была обеспечена сплоченность». С таким же успехом эти люди говорят и про Путина: мол, он «обеспечил единство нации», поэтому надо его поддержать. Основную угрозу фашизма большинство опрошенных видело, конечно, не в капитализме, а в «Западе». А ведь любой фашизм — это следствие капитализма, и во всех капиталистических государствах существуют в большей или меньшей степени элементы фашизма. Когда же буржуазии выгодно, эти элементы превращаются в государственную политику, как сейчас на Украине.

Еще одно интересное наблюдение, существенно расходящееся с ситуацией 1990-х. Люди считают, что случись сегодня новый 1941-й, народ вновь поднялся бы на защиту страны. В 1990-е годы ответ в массе своей был противоположным. Однако и здесь после условного «плюса» нужно поставить и знак минус: ведь сегодня подниматься предлагается не за свободу и независимость нашей страны, а за «яхту Абрамовича». Хотя пропаганда, конечно, убеждает нас в обратном. Люди, исповедующие такой абстрактный, лишенный классовой основы патриотизм, легко могут стать пушечным мясом в межимпериалистическом конфликте.

Активисты Трудового Фронта вручали каждому участнику опроса последний номер газеты «Трудовая Россия», в котором разъясняется классовый смысл победы и дается отповедь буржуазным приватизаторам этого великого дня.

Интересно, что некоторые участники праздничной демонстрации попросту боялись высказывать своё мнение. Когда мы подошли к волонтерам из какой-то проправительственной организации и попытались взять у них интервью, то нам было сказано: «Все вопросы к нашему пресс-центру». За них, вероятно, уже на все вопросы сверху ответили, и свое мнение иметь им не положено.

Марш «Бессмертный полк»

После интервью активисты РОТ ФРОНТа отправились на марш «Бессмертный полк». Суть мероприятия состоит в том, что все участники марша несут фотографии своих погибших родственников, которые воевали в Великую Отечественную Войну, и, таким образом, чтят память павших в боях предков. На подходе к маршу активисты РОТ ФРОНТа раздавали проходящим на марш гражданам газеты «Трудовая Россия», «Московский фронт», «Мысль» и молодежное издание «Действуй!» Люди газеты брали охотно. Достаточно большое число агитационных материалов разлетелось меньше чем за полчаса. Вообще было видно, что основная масса пришла на мероприятие добровольно и воодушевленно. Стихийное понимание величия Победы у людей есть, нет только четкого осмысления того, за что воевали. Поэтому-то и несли люди портреты павших красноармейцев вместе с триколорами и георгиевскими ленточками и красными стягами победы. Были замечены и флаги ДНР и ЛНР. Народу собралось очень много. По разным оценкам от 300 до 500 тысяч человек, что говорит о подъеме государственно-патриотических настроений и росте интереса к своей истории. Власть и тут не подкачала. Так, в громкоговоритель специальные люди скандировали, что «мы победили фашизм» (словно сейчас его вовсе нет), на шествии играли хорошие советские песни, но подобраны были именно такие композиции, которые не располагают к протесту, не воодушевляют на бой, а напротив, создают атмосферу праздника и ностальгии, революционные же песни не звучали вовсе.

Бессмертный полк

Бессмертный полк

Бессмертный полк

Бессмертный полк

Некоторые выводы

  1. Власти перешли от примитивного очернения всего советского прошлого к дозированной его реабилитации. При этом поднимается на щит символическая сторона («воевали вместе за Родину), замалчивается содержательная (за какую Родину, за какие ценности и пр.).
  2. День Победы превращен в очередной праздник, из которого полностью вытравлена основополагающая и опасная для власти суть. Этот день представляют как день «единения страны» (то есть сейчас единения ограбленных с грабителями). Эдакая «безвредная иконка», призванная укрепить режим, который не имеет к Победе никакого отношения.
  3. Люди в массе своей принимают буржуазную пропаганду и вполне искренне рассматривают День Победы с сугубо патриотических «внеклассовых» (то есть, буржуазных) позиций. Многие даже не в курсе, что государственный флаг РФ использовался врагами Советского народа во время Войны.
  4. Под влиянием шовинистической пропаганды патриотические провластные акции стали набирать массовость не только за счет согнанных по разнарядке, но и за счет вполне искренних людей, которые хотят добра своей стране, не вполне понимая, кто в ней хозяин.
  5. В связи с этим мы считаем, что необходимо принимать участие во всех массовых акциях подобного толка, разъясняя пришедшим классовый смысл Дня Победы, проводя свою пропаганду, раскрывая глаза на истинное положение дел в стране.

Мы видим, что фашизм сегодня не побежден. И это не удивительно. Капитализм постоянно порождает это социальное явление и всякий раз прибегает к нему для реализации своих интересов. Еще два года назад никто и в страшном сне не мог представить, что уже через пару лет по улицам города-героя Киева будут разгуливать неонацисты и срывать ордена с ветеранов, а полицаи будут требовать убрать красное знамя Победы. Сегодня в России пока еще нет фашизма, как нет его в большинстве европейских стран, но любой капитализм всегда беременен фашизмом и несет в себе его элементы. Недооценка этих элементов ведет к беспечности и облегчает перерастание фашизации в настоящий фашизм. Несмотря на всю антифашистскую риторику, несмотря на помпезное отмечание Дня Победы, российские власти давно взяли курс на фашизацию. И от того, насколько рабочий класс и другие слои трудящихся будут готовы противодействовать капитализму, бороться за свои права, зависит успех или неуспех этой политики.

Роман Осин