ЕГЭ: вернёмся к нашим баранам

Уже который год ЕГЭ вальяжно шагает по России, оставляя за собой выжженную землю во всех сферах системы отечественного образования. Однако страдает не только она: множество подопытных кроликов, вынужденных проходить боевое крещение сквозь выбранные ими круги ада, обретают накрепко въевшуюся ненависть к обучению и, как бонус, неспособность мыслить и систематизировать данные.

Какие они – выпускники?

JzS0pgXlgkQ

Посредством ЕГЭ раздувается мировой пожар

Всегда семнадцать, всегда война, 
И вечный дождь с двух сторон окна.

Неспроста среди школьников сформировалась красноречивая традиция, удивительно точно выражающая их отношение к экзамену, – сожжение уже ненужных специальных пособий для подготовки к ЕГЭ. Бывшие одиннадцатиклассники производят эту процедуру с необыкновенным, особым удовольствием под довольный хохот таких же, сбросивших с себя оковы рабского труда, одноклассников. Это неудивительно: последний год был невыносимо тяжёлым. Учителя, отпуская своих воспитанников на летние каникулы после десятого класса, предрекали, что это лето станет последним летом детства. В ответ ученики в рукав посмеивались: они не понимали, какие тяготы выпадут на их долю в уже обозримом будущем. И лишь единицы из них, молодых, уже вполне самостоятельных, ожидали надвигающейся бури как неизбежности.

Каждый выпускник сегодня с грустью вспоминает то, какой была его жизнь до одиннадцатого класса. Тогда, когда он был ещё слишком амбициозен, самонадеян и слегка наивен. Деньки были солнечными, трава – зелёной, а от решения конкретной алгебраической задачи и умения находить в тексте неопределённо-личное предложение не зависел его дальнейший жизненный путь.

Большинство этих уже совсем взрослых школьников жило как все: ходило в кафе по выходным с друзьями, порой потребляло пиво у подъездов, читало модного Рэя Бредбери и рубилось со сверстниками в online-игры. Обычные люди, чаще – хорошие: соврать, обмануть, обидеть невиновного, поступить не по совести – подло. Совершивших подобное в дружеском коллективе не уважали, на вопросы отвечали односложно, карандашами делились только после пары язвительных замечаний…

KsUsVCdvQqY

Везение на экзамене обуславливается количеством денежных вложений

И всё же они были разными. О себе давали знать и социальное положение, создающее определённые трудности в общении, и различность стремлений, жизненных целей. Одному приходилось работать курьером, чтобы обеспечить приемлемое существование для матери-одиночки. Другой работал в своё удовольствие, только потому что надоело просить у отца денег на сигареты и мороженое: хотел казаться старше, стремился к накоплению собственных средств и распоряжению ими. Третий не пренебрегал помощью родителей – с щенячьей радостью кутил он в престижных барах и ресторанах Москвы, предварительно заезжая за дружками на чёрном Land Cruiser. Четвёртый вёл овощное существование, осознавая бренность периодически настигающей его действительности…

А действительностью стал ЕГЭ, грозовой тучей повисший над сообразительными головами. Начала бури каждый ожидал по-разному. Один, отдавая огромные суммы денег на репетиторов и лишая родителей хлеба с маслом на завтрак, усердно учился, вдалбливал в голову формулы и исторические даты, часто не понимая их значения. Другой катался к репетиторам изредка, сидел, склонив голову, отпуская скабрезные шуточки по ходу занятия. Третий, будучи максималистом по жизни, готовясь спустя рукава, открывал учебник раз в пятилетку, надеясь на повторение коллапса прошлого года, на выкладывание ответов в интернет.

Всё, что нажито непосильным трудом

element-685757-misc-vovan_vvp_700

Умный любит учиться, а дурак — учить

Когда на голову падает яблоко, открывают всемирный закон.
А когда вся яблоня — вводят ЕГЭ.

ЕГЭ, кошмар нынешнего поколения выпускников, служит одновременно и выпускным экзаменом из школы, и вступительным экзаменом в вузы. В конце 90-х он постепенно рождался в кулуарах редакционных комиссий, а в начале 2000-х, вопреки здравому смыслу, был утверждён изредка выползающими из тёплых кресел министрами, очевидно, во благо страны и народа. Далее господин Фурсенко, будучи первой скрипкой в Министерстве Образования, в 2009 году ввёл ЕГЭ в массовый оборот.

В течение прошедших пяти лет чиновники в унисон твердят об исключительной объективности нововведённого экзамена, однако с ними по неведомой причине соглашаются немногие. И вправду, разве может быть неточным экзамен, в котором перед учеником ставится единственный вопрос: какой из четырёх пунктов выбрать?

Интересно, что наличие части «Б», призванное заставлять ученика мало-мальски использовать серое вещество, в реальности коренным образом изменяет структуру обучения в школах. Теперь учеников, даже не умеющих правильно употреблять –тся и –ться, целый год натаскивают на поиск определительных местоимений и качественных прилагательных. Проблема с правописанием толерантно замалчивается, ведь теперь за любое количество орфографических ошибок в сочинении по русскому языку снимается не более 3-х первичных баллов. Мерило образованности человека, только-только окончившего школу – результаты ЕГЭ. Есть ли смысл после этого укорять ребёнка за проблемы с орфографией?

Учителя, когда-то шокированные и уязвлённые, теперь вынуждены прогибаться под изменчивый мир. Неспроста их недовольство то и дело выплёскивается наружу:

«Студенты не способны воспринимать обзорные лекции, так как это для них очень большой объем. У ребят даже возникают проблемы в том, чтобы просто записать лекцию. Даже русский язык дается как иностранный, он рассчитан на людей, которые будут разбирать инструкции к пылесосам».

580x380_2Es6rLx7cggZOD7iK6J4Оно не мудрено: переход от полноценного экзамена, применявшегося когда-то в советской, лучшей в мире системе образования, к тестам заметно затормаживает развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа. Зачастую у выпускников, с отличием выдержавших ЕГЭ, страдают логические и мыслительные навыки, а творческого или рационального начала и вовсе днём с огнём не сыщешь. Так кто ты, новоявленный абитуриент: гуманитарий или технарь? Такое разделение в школах с недавних пор имеет место, хотя мыслящему человеку очевидно, что деление на физиков и лириков в корне ошибочно, ведь ни одна теорема не была бы создана при напрочь отбитом воображении.

Спросите о том, как ученик-гуманитарий представляет себе эпоху Ренессанса в искусстве Италии. У большинства нервно задёргается веко, мечтательно улыбнутся единицы. Спросите о том, как ученик-математик нашёл решение задачи. Без обиняков, он следовал по ранее известному алгоритму: подставил известные значения в формулу, которая была написана на доске учителем, а учеником лишь бережно списана в тетрадку. Разумеется, сегодня в школе вынуждены вдалбливать чёткие факты, обучать формированию последовательностей из дат. Достижением стобалльников является умение расставить мирные договоры, заключённые Россией в разные эпохи, в порядке их принятия. А за что воевали-то, кто ответит?.. Кто разберётся в перипетиях мирового устройства, раз создателям пособий для ЕГЭ это уже не интересно?

Поражают и объёмы «либерализации» образования. Обучают знанию чётких терминов, формулировок, но не способам их выведения. Блестяще сдать обществознание, всеми фибрами души не проникнувшись системой либерального мировоззрения, не забыв на 3 часа о своих настоящих политических взглядах, невозможно. Экономика, изучаемая учениками, самая правильная – рыночная, политический режим в России – демократический, государство – правовое, политических заключённых не существует, а конституция 1993 года стала одной из причин повторного становления российской государственности и нынешнего процветания страны. Заучи как дважды два, голубчик.

1317983733_060Опубликованный в одном из сборников по обществознанию ответ на вопрос, почему профессиональные учёные отвергли теорию любителей о возникновении Вселенной, уже не удивил. Ключ, по мнению членов комиссии, в том, что теория не была доказана практическими опытами. Значит, любители заведомо неправы, раз не продемонстрировали великим знатокам огромный взрыв, создавший Вселенную. Кажется, разработчики, поглумившись, вновь подняли диспут о будущем российской науки. А ведь дети, которые, случайно прислушавшись к здравому смыслу, отмечали «неправильный» ответ, теряли баллы. Так что, школота, учи критерии, иначе царями горы не быть!

Кстати, борьба в таком случае отнюдь не всегда даёт права. Многие ученики боятся подавать апелляцию даже в самых спорных ситуациях: а вдруг вычтут? У проверяющих, по статистике, нередко случается плохое настроение, сулящее полный провал на экзамене.

Тем не менее, выпускники порой обращаются в комиссию с претензией, что их работу проверили некомпетентно. Был случай, когда за абсолютно пустой бланк проверяющий по доброте душевной поставил некоторое количество баллов. Бывает и наоборот, когда отличники, знающие реформы правителей от Рюрика до Путина на зубок (разумеется, только факты, даты и минимальное содержание: большего от ученика не требуется), приходили на апелляцию в слезах, ибо имели за идеальную работу по истории 50 вместо ожидаемых 90+ процентов. И дело порой вовсе не в неумении работать, не в некомпетентности или предвзятости проверяющих. Дело в усталости. Один рядовой работник комиссии обязан за короткий срок проверить громадное количество работ. Множество часов напряжённого труда делают из человека робота, способного лишь добраться до кровати после обыкновенного трудодня.

«Так старался, а всё зря!», – фраза, находящаяся в топе по популярности, среди произносимых бывшими школьниками. Одна из причин заключается в том, что компьютер, при всей его машинной точности, нередко ошибается: вместо одного балла снимет три, вместо одной буквы прочтёт другую. А как же разберёшься? Часть работы, проверяемая компьютером, не может быть апеллирована. Экая досада, да?..

Бывали хуже времена, но не было подлей

PA755QF74E4– Мам, а мы поедем в этом году на море?
– Нет, в этом году на море поедут твои репетиторы.

В 2013 году выпускники счастливо улыбались, удовлетворённые результатами своих экзаменов. Этим летом чаще слышатся безудержные рыдания. И вовсе не потому, что за год дети масштабно отупели. Чиновники обозвали причину простым и понятным глаголом: «Списали!». Даже судя предвзято, нельзя не заметить, что доля истины в этом заявлении присутствует. Отпетые двоечники, получившие по 100 баллов на ЕГЭ, с лёгкостью поступали в самые престижные вузы страны. Другое дело, что лишь малое их число переживало первую сессию…
Опыт показал, что для того, чтобы успешно сдать Единый Государственный Экзамен, достаточно правильно решить всего одну задачу: кому дать на лапу.

Однако этот год для школьников стал роковым. Министерство Образования не поскупилось на закупку видеокамер и наём наблюдателей. А сам Дмитрий Ливанов, умеренно снимаемый со всех ракурсов, заранее бахвалился, что на этот раз не будет никаких списываний, и ни один подлец не выйдет из аудитории живым. Выпускники, в надежде, что министерство, как обычно, лишь ехидничает, мечтали об ответах. Они безудержно выкладывали круглые суммы возможным поставщикам, не подозревая о том, что в этом году Рособрнадзор, вереща о борьбе со списыванием, собственнолично продавал «липовые» ответы. Таким образом, этой весной 17-летние школьники занимались благотворительностью в пользу чиновьичьих кресел. Слава Рособрнадзору! Героям слава!

Так что в реальной жизни не было места парению над облаками, реальность то и дело опускала на землю: репетиторы, занятия, домашние задания, снова репетиторы, снова занятия. А ведь репетиторы зарабатывали зачастую в разы больше родителей своих клиентов.

Бывало ли у выпускника время на сон? Нередко на улицах прохожим встречался несущийся во весь опор школьник. Что с ним? Может, прикорнул на часик, а будильник не смог достучаться до его перенапряжённых нервных окончаний? Может, не успевал закончить домашнее задание? Может, он только что из школы, в которой его задержали нерадивые учителя? Одно ясно точно: он опаздывает. Ритм жизни сделал самых яростных перфекционистов заядлыми опоздунами. Многие, угнетаемые и в школе, и дома, страдающие постоянным, не исчезающим нервным напряжением и недосыпом, заработали вредные привычки. Другие расстались со стопроцентным зрением. Третьи приобрели букет заболеваний в связи с отсутствием размеренного питания: они оказались вынуждены перекусывать на бегу и в школе, и на пути к очередному репетитору.

EGE!5Школьники, желающие в этот период своей жизни только одного, – умереть, не проснувшись очередным утром – всегда неопрятны, непричёсанны, в вагонах метро сверкают мешками под глазами ежедневно, еженедельно, круглыми сутками. Голова не вымыта – устал (действительно, а зачем её мыть, если есть шанс не дожить до завтра?), еда однообразная, одежда в заплатах – нет денег (зато можно пожелать приятного аппетита одетым с иголочки репетиторам), никаких прогулок – нет времени. Внезапно свалившиеся на ученика обязательства не оставили его прежним. Дети стали самостоятельными, а родители привыкли видеть своё чадо дома лишь после 10-ти часов вечера. И даже после этого они часто находили время «попилить» ребёнка за то, что тот не учится, и поступит, если очень постарается, исключительно в легендарный ПТУ. И тут в беспорядочно метающиеся мысли непутёвого разгильдяя о том, чтобы поскорее добраться до места для сна, вмешивались несколько слов: «И вправду, чем плох ПТУ? Я всё равно никуда больше не поступлю».

Тем более, известно, что ныне на рынке котируются лишь некоторые российские вузы. Разумеется, они обязаны иметь мировое имя, а именно – возможность сотрудничества с европейскими или американскими ведущими университетами и компаниями. Таковыми являются, например, МГУ им. Ломоносова, МГИМО, РАНХиГС при Президенте РФ, Финансовая Академия при Правительстве РФ, РЭУ им. Плеханова, МГТУ им. Баумана и прочие немногие. Основной поток российских абитуриентов, желающих отыскать себе работу по окончании учёбы, стремятся попасть именно туда. В связи с этим вузы организовывают олимпиады, призванные выявить наиболее светлые головы из туч выпускников для отправки их на бюджет. Победу в таком соревновании можно купить за некую сумму, которая вылетит не в такую ощутимую копеечку, как оплата обучения в самом университете. В связи с этим при поступлении часто оказывается так, что «олимпиадников» в списках больше, чем всего бюджетных мест. Остальных абитуриентов в этой стране согласны обучать только на договорной основе.

ЕГЭ: театр вольной жести

x_0ceebfa9

Походный набор выпускника

Войска уже стянули к школе.
По крышам снайперы легли.
Две сотни камер на заборе.
И в пять раз более внутри.
Учителей по коридору
Шныряет целый батальон.
Собак уже пригнали свору,
За милю чующих Iphone.
Идёт сдавать шеренгой стройной
ЕГЭ одиннадцатый класс.
Торопится отдел убойный —
На обыск отведён лишь час.
Ну, наконец-то, рассадили.
Три камеры, детектор лжи —
На каждой парте и в сортире.
И в блок-постах все этажи.
Начало. Гонг.
И чей-то нервный вздох,
Словно рядом эшафот…
Россия. Лето.
Шёл две тысячи четырнадцатый год…
(с) vetos74

29-го мая с.г. началась экзаменационная кампания по одурачиванию вылупившихся в «большую жизнь» школьников. Зубы отбивали похоронный марш Шопена, табуны мурашек осуществляли беспорядочное, хаотичное перемещение, яростно тряслись коленки. Так было с каждым, исключая единичных представителей обеспеченных слоёв населения, у которых всё было предопределено с рождения. Способствовала тряске коленок и обстановка, сложившаяся в пункте проведения экзамена (далее – ППЭ). Выпускников вовсю готовили к взрослой жизни, обещавшей им повсеместные проверки на металлоискателях, кордоны полицейских надсмотрщиков с собаками, удары дубинками по спинам…

В этот день власти ограничились лишь дюжиной вездесущих хранителей правопорядка, обыском и установкой видеокамер в аудиториях.

Baba_EGEТелефон доставать в ППЭ не рекомендовалось – в таких случаях тревожила недобрая проверяющая, страстно желающая вывести молодого человека из школы, аннулировав результаты экзамена. Кому какое дело, пытался ли ученик позвонить любимой девушке или под шумок скатать правильные ответы? Списывать? Что вы! За каждым сдающим удалённо следят по несколько десятков пар глаз, фиксирующих время выхода в туалет и возвращения оттуда, дабы пресечь экстремистскую деятельность в ППЭ.

Онлайн-наблюдатели, находящиеся в ситуационном центре Рособрнадзора, рассказали, что в основном подозрительно поведение выпускников.

«Кто-то сидит подозрительно, кто-то что-то почесал, а наблюдатели начинают следить за школьником. Один из наблюдателей написал: школьник сидит и 15 минут бездельничает», — говорит один из наблюдателей.

К слову сказать, раздача работ обычно затягивалась до получаса, во время которых некоторые школьники, успокаивая нервы, чёрными гелевыми ручками рисовали солнышки и маленькие домики. Сколько шедевров хранят в себе эти черновые листы!.. Этот процесс тоже вызывал вопросы у непоседливых наблюдателей.

Чиновники по окончании аттестации по математике утверждали, что экзамен не мог стать неподъёмной ношей:

«Экзамен по математике самый сложный. Но уже несколько лет есть открытый банк заданий по математике. Школьники могли решать эти задания. Так что ни одной незнакомой задачи у них не должно быть, похожие задания они должны были решать на уроках», — говорит глава комиссии разработчиков заданий для ЕГЭ по математике Иван Ященко.

На деле же многие выпускники развеяли свои надежды на поступление в технические вузы. Варианты, выданные ученикам, содержали в себе задачи, которые на уроках ими зачастую вовсе не рассматривались. А потому лишь немногие ребята познали счастье за 4 часа экзамена по математике не подавиться бессильной злобой и к самому себе, и к надсмотрщикам, и к учителям, которые не подозревали, что детей ожидает такая феерия. Вразрез с рассуждениями главы комиссии минимальный проходной балл был резко снижен. Иначе десятки тысяч выпускников так бы и не получили свой желаемый аттестат.

EGE!6Подобная ситуация оказалась реальностью и по остальным предметам. Московский регион бил рекорды по обеспечению статистики провальными результатами. Снова в летний период, как и каждый год со времён введения ЕГЭ, увеличилось количество самоубийств. И плевали будущие работники месяца в «Макдональдсе» и на летнее солнышко, и на зелёную травку, они отравляли окружающий мир своими депрессивными лицами и бутылками, аккуратно расставленными вдоль мест заседаний. Мечтать уже не хотелось: будь что будет.

К тому же, внезапно оказалось, что не все регионы Российской Федерации приняли на себя серьёзный удар ужесточения проведения экзамена. Например, в Ингушетии распространённой была практика заполнения бланков за учеников, общения во время сдачи и прочих нарушений порядка в ППЭ:

 

«В Ингушетии, в пункте 701, в третьей аудитории шли массовые переговоры учеников. Они помогали друг другу. Ученица помогала решить задания соседу. Школьники вставали со своих мест и перемещались, что тоже запрещено», — рассказал онлайн-наблюдатель.

Самым неприятным для москалей-неудачников оказалось то, что будь ты хоть гением, но у удачливого провинциала шансов попасть в престижный вуз больше, ведь плохая сдача ЕГЭ – это проблема сугубо личная. А вот условия для абитуриентов при поступлении абсолютно идентичны: нечестный стобалльник враз уделает честного хорошиста в сражении за бюджетное место вне зависимости от уровня знаний.

Карфаген должен быть разрушен

07_vystavka_plakatov_zam_tutby_phsl

Призыв страны героев к её маленьким гражданам

В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
(с) Д’Актиль

Нет, слова из эпиграфа никак не относятся к Российской Федерации. Что бы западная система образования ни пыталась противопоставить старой советской системе, напротив неё та выглядит громадным могущественным механизмом, в котором намертво припаяна каждая деталь. Капитализм со всеми его прелестями – приватизацией, кажущейся либерализацией общественной жизни, свободой предпринимательства – двадцать лет назад представший перед нашей страной как символ благополучия, оказался режимом хаоса и беспорядка. В особенности это испытали на себе сферы здравоохранения, образования, социального обеспечения. Вот тебе, бабушка, и капиталистический рай. А как же иначе, ведь лозунгом апологетов либерального пути является: «Если хочешь быть сытым – убей». Нынешние корифеи власти готовы делать что угодно для того, чтобы повысить эффективность, потратив меньше. Что обозначает «эффективность» при капитализме? Ни больше, ни меньше – прибыль.

Когда-то давно, во времена, коих многие уже не помнят, это слово понималось иначе. Эффективность в сфере здравоохранении – увеличение количества здоровых людей, обеспечение социальных гарантий. Эффективность в сфере образования, соответственно, – повсеместное гарантированное обучение грамотных и квалифицированных специалистов.

Россия – государство предпринимателей и нищих. То государство, что воспитывало героев, называлось иначе. Какой была система образования в нём?

Нынешние молодые люди, родившиеся и выросшие при капитализме, горюют о том, что сегодня они ничем не могут помочь стране и людям, её населяющим. Однако они знают, что в незапамятные времена образование было действительно общедоступным. Во времена, когда каждого человека стремились сделать полезным и нужным. В каком бы маленьком селе ты ни жил, будь добр получить среднее общеобязательное: стань настоящим представителем социалистического строя, приноси не прибыль, но пользу своему народу. А культурно жить, значит, производительно работать.

97160936И этот голодный, судя по потешным высказываниям западных СМИ, и одетый в булыжного цвета плащ советский человек представлял огромный интерес для стран капиталистического устройства. Никто не понимал, как такое несчастное существо, которое совсем забыло о личном благополучии, способно приносить настолько ощутимую прибыль первой сверхдержаве. Советский человек был желаемой, но недостижимой добычей для рынка. Это был незаменимый высококвалифицированный специалист в своей сфере, благодаря которому летали самолёты, плавали корабли и взращивались леса.

Почему он был таким?

Роль коммунистической идеологии в развитии личности среднестатистического советского гражданина была высока. Образование «винтика» мощнейшей экономики строилось на развитии мыслительных способностей, а отнюдь не на стремлении научить индивидуума выбирать в магазине лучший плазменный телевизор из четырёх предложенных.

Вывести математическую формулу, осознать историческую эпоху, составить новую логическую цепочку из всем известных фактов – это требовалось для воспитания человека новой формации, и это было востребовано в СССР. Полагалось важным и физическое развитие, за которое сегодня вежливо просят заплатить.

Так сложилось, что в стране, населённой самыми необеспеченными, по мнению европейских и американских деятелей, людьми, и самолёты летали, и корабли плавали, и леса взращивались…

Юноши и девушки XXI века – воспитанные в желчи, осознающие, что человек человеку – волк, ставящие интересы личности выше интересов общества – никогда не смогут достигнуть тех высот, что были покорены их предками. Нынешнее общество намеренно прививает человеку повадки, уместные в стае, рождает и воспитывает хищников. Вот только ими становятся единицы. А те, кого выбросило на отшиб в суровых условиях рыночного противостояния, могут и хотят сопротивляться процветающей капиталистической системе. Настанет день, когда они в борьбе за справедливость, подобно своим праотцам, произнесут страшную для господ фразу: «Караул устал».

Светлана Максимова