Из истории советского подводного флота

Практическая реализация первой советской программы по военному кораблестроению

От редакции. 2 августа завершила свою деятельность молодежная партийная школа РОТ ФРОНТа. Молодые участники школы разъехались по регионам Российской Федерации, в Киев, Донецк, Луганск.

Для расширения кругозора участников и учитывая, что Ленинский комсомол шефствовал над ВМФ, организаторы не упустили возможность показать фрагменты деятельности ленинградских специалистов и организаторов промышленности по созданию Военно-морского флота на Балтийском, Черном, Северных морях и в условиях Дальневосточного региона для укрепления обороноспособности Советской страны. Была организована экскурсия на подводную лодку С-189. Конструктором КБ «Рубин» Э.В. Кожариновым прочитана краткая лекция о работе по укреплению подводного флота СССР в довоенные времена. Знакомим наших читателей с отдельными эпизодами этой деятельности.

 

Партийная школа Российского Объединённого Трудового ФронтаПрошло несколько лет после окончания гражданской войны. В 1926 году руководством страны была принята первая советская комплексная программа по военному кораблестроению на шестилетний период.

В соответствии с этой программой предусматривалось постройка 12 подводных лодок. Для проектирования подводных лодок нового типа на Балтийском заводе в Ленинграде было создано специализированное бюро № 4, которое объединило в своем составе коллектив специалистов высокого класса. Организатором и руководителем работ коллектива бюро был назначен выдающийся конструктор Борис Михайлович Малинин. Под его руководством была спроектирована и построена серия из шести подводных лодок, получивших наименование «тип Д». 5 марта 1927 года на стапелях Балтийского завода состоялась закладка первых трех подводных лодок этого типа: (Д-1) «Декабрист»,(Д-2) «Народоволец» и (Д-3) «Красногвардеец». Эти подводные лодки вошли в состав Балтийского флота. Одновременно, на Украине в городе Николаеве на заводе имени А. Марти были заложены три подводные лодки: (Д-4) «Революционер», (Д-5) «Спартаковец» и (Д-6) «Якобинец». Эти подводные лодки были переданы Черноморскому флоту. Все шесть подводных лодок вошли в состав ВМФ в 1930 – 1931 годах.

Судьба подводных лодок типа «Д»: (Д-1) погибла в ноябре 1940 года при отработке курсовых задач. (Д-3) и (Д-4) погибли в годы Великой Отечественной войны. (Д-6) по приказу командования Черноморского флота была взорвана при оставлении Севастополя. (Д-5) по окончании срока службы в 1955 году выведена из состава ВМФ и разрезана на металл.

Из истории советского подводного флота

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

(Д-2) «Народоволец» стала филиалом Военно-морского музея и установлена на твердом основании на вечную стоянку на Васильевском острове в Ленинграде.

В соответствие с программой бюро под руководством Б.М. Малинина разработало подводную лодку — минный заградитель, названный «Ленинец» (тип Л). Серия из шести подводных лодок была создана ВМФ в период1933-1935 г. Три подводные лодки (Л-1)»Ленинец»,(Л-2) «Сталинец»,(Л-3) «Фрунзенец» получил Балтийский флот и и три(Л-4) «Гарибальдиец, (Л-5) «Чартист»,(Л-6) «Карбонарий» были переданы Черноморскому флоту.

В дальнейшем подводные лодки типа Л продолжали строиться на судостроительных заводах Ленинграда и Украины, а затем посекционно транспортировались в Дальневосточный регион. Сборка корпусов и достройка осуществлялись на судостроительном заводе во Владивостоке и после 1932 года на новом судостроительном заводе в Комсомольске на Амуре. Эти подводные лодки предназначались для службы в составе Тихоокеанского флота.

От редакции. Те, кому интересна история российского и советского подводного флота, также могут ознакомиться со сборником очерков «Из бездны вод«.