Катастрофа в метро: Торжество безответственности

Извечные вопросы, на которые власть не даст ответа

Катастрофа в метро 15 июля 2014 годаВчерашняя катастрофа в московском метро не сходит со страниц печатных и сетевых изданий. 22 погибших и 160 раненых — такова цена трагедии… Разумеется, в связи с произошедшим общество задаёт самые главные, извечный вопросы: кто виноват и что делать? Кто допустил катастрофу? И как избежать подобного в дальнейшем?

Почти сразу после трагедии пресса начала выдвигать версии. Сначала говорили о «резком падении напряжения контактного рельса и ложном срабатывании сигнализации». Спасительную версию теракта всё-таки отвергли. Потом стали заявлять, что стрелка в тоннеле метро была примотана обычной проволокой. Однако у специалистов эта информация вызвала серьёзные сомнения. «Московская объединённая энергетическая компания» выпустила пресс-релиз, опровергающий информацию о падении напряжения. Однако потом этот пресс-релиз был почему-то удалён; в кэше поисковиков, впрочем, осталась его копия. А по соцсетям, вдобавок, гуляет отписка чиновников по поводу проблемного перегона метро, сделанная накануне трагического события. Информационная суета, противоречивость поступающей информации заставляет предполагать, что истинные причины катастрофы могут навсегда остаться за кадром. И вместо настоящего расследования власти предпочтут найти и образцово-показательно наказать стрелочников.

Катастрофа в метро 15 июля 2014 годаПочему мы относимся к расследованию столь скептично? Да потому что окружающая жизнь даёт к этому немало побудительных мотивов.

Начнём с вагонов метро. Ещё год назад профсоюз «Защита», созданный на мытищинском заводе «Метровагонмаш», протестовал против использования бракованных деталей при сборке вагонов. Менеджмент предприятия отреагировал на проблему традиционным для РФ способом: активистов профсоюза начали вышвыривать с завода. И хотя брак вроде бы стали исправлять, куда именно ушла уже готовая партия бракованных вагонов — неизвестно. Вполне возможно, что они и стали причиной катастрофы. А может быть, какие-то вагоны и поныне катаются по линиям московского метрополитена. И когда-нибудь этот брак сработает, вызвав очередную катастрофу… Руководство завода, конечно же, от всего открещивается и клеймит проклятых рабочих, которых оно же поувольняло и продолжает увольнять за указание на брак. Кто за это ответит?..

Завод "Метровагонмаш"Помимо железа, есть и ещё одно слабое место — люди. Вагоны заклеены рекламными объявлениями метрополитена, в которых потенциальным машинистам сулят просто-таки райские условия. Иногда на этих объявлением размашистой рукой написано «Брехня!» И хотя на бумаге у машинистов целая куча прав и вольготный график, на практике всё обстоит несколько иначе. По свидетельству машинистов из профсоюза руководство метрополитена практически перестало вкладывать средства в обеспечение нормального режима труда и отдыха сотрудников. При этом все сбои, которые происходят в работе поездов, руководство стало списывать на машинистов. «В феврале был объявлен «крестовый поход» против локомотивных бригад — машинистов и их помощников. Их теперь обвиняют во всех бедах, которые происходят. Оказывается, причина сбоев — в их некомпетентности, лени и нерадивости. Собрано целое досье — о том, как машинисты проезжали на «красный» сигнал светофора, как неправильно действовали при возникновении неисправностей. Мы провели проверку, и вот что она показала. Например, машинист, проехавший на красный свет в «Новогиреево», был уставшим — у него между сменами был перерыв менее 12 часов. При этом в последнее время у нас начался дисциплинарный беспредел — даже за отсутствие галстука машинист получает сразу выговор», — сообщает Николай Гостев, заместитель председателя Независимого профсоюза работников московского метрополитена. Но протесты работников метро не были услышаны.

Протесты остались неуслышаннымиИ неудивительно! Задайте себе вопрос, уважаемые наши читатели-москвичи: ожидая поезд в метро, давно ли вы видели в головной кабине двоих машинистов? Это редкое событие. Как правило, сейчас поезда в столичной подземке ведут «локомотивные бригады» из одного машиниста. Почему? Да потому что метрошное начальство экономит на своих работниках. Выгодней приподнять зарплату одному машинисту и поставить его вести поезд в одиночку, чем разоряться на двоих. Вот и ведёт этот машинист-одиночка свой поезд, с утра до вечера, с минимальным отдыхом. И пропускает красный свет. Или стрелку…

По мнению Сергея Лебедя, рабочего «Метровагонмаша», члена независимого профсоюза «Защита» и активиста партии «РОТ ФРОНТ», именно человеческий фактор мог стать причиной вчерашней катастрофы. Машинист мог не увидеть проблемную стрелку, мог не отреагировать на сигнал. Почему? Потому что это был «некомпетентный, ленивый, нерадивый» работник, как нам обязательно расскажут чиновники? Или всё-таки потому что осатаневшие от жадности чиновники доводят работников метрополитена до исступления бешеным графиком работы?

То же касается и стрелочников, которых героически схватил Следственный комитет РФ. Вряд ли СМИ расскажут нам о том, какой график работы у дорожного мастера Валерия Башкатова и какая зарплата у его помощника Юрия Гордова. Нам не расскажут о том, сколько часов они могут спать в сутки и не вынуждены ли они подрабатывать на стороне, чтобы прокормить свои семьи. Ведь если рассказывать об этом, если анализировать условия труда сотен и тысяч российских рабочих, то можно придти к самым крамольным выводам о сущности российского государства… Поэтому со «стрелочниками» не будут слишком долго разбираться.

Но нам с вами, дорогие читатели, вполне очевидно следующее неприятное следствие из всей этой истории. Мелкие аварии в метро возникают в последние годы всё чаще и чаще. То на «серой ветке» задымит, то свежепостроенную станцию подтопит. И что же? Если заводы гонят брак, а рабочих выматывают непосильным графиком, если система нацелена на поиск «стрелочников», а не устранение причин, то значит… катастрофы продолжатся. И мы с вами, возможно, станем следующими жертвами.

Ведь в нашем замечательном государстве прибыль важнее людей. Деньги важнее нашей жизни и здоровья.

Будем играть и дальше в эту «русскую рулетку»? Или всё же пора положить этому конец?

Александр Батов