Комедия как зеркало эпохи

Размышления политолога о фильме «Спортлото-82»

ВАСИЛЬЕВА Антонина

Все без исключения новогодние праздники в нашей стране отмечаются просмотром всенародно любимых фильмов Леонида Гайдая. Однако среди культовых комедий великого режиссёра малозаметное место занимает фильм «Спортлото-82» о погоне за выигрышным билетом известной советской лотереи. Посмотрев этот фильм, снятый на закате советской эпохи и совершенно далёкий от политики, я вдруг поняла ответ на вопрос: почему через несколько лет так легко и без сопротивления была сдана советская власть, и почему люди не встали на её защиту?

Комедия как зеркало эпохиВ позднем СССР был широко распространён типаж положительного героя – кристально чистого, честного и бескорыстного недотёпы. Именно таков главный герой фильма «Спортлото-82» Костя Луков. С одной стороны, его бескорыстность и честность вызывает восхищение, и нам, привыкшим к сегодняшнему эгоизму и борьбе всех против всех, он кажется даже каким-то нереально хорошим. Однако при этом Костя совсем неспособен разглядеть плохое отношение к себе. Тётя, к которой он приехал с несколькими чемоданами заказанных ей подарков, поселила его в курятнике, так как все остальные помещения сданы жильцам. Обнаружив, что потерял выигрышный лотерейный билет, и отправившись на его поиски, Костя даже и помыслить не может, что тот, к кому билет попал волею случая, может не захотеть его отдать.

Это особенно подчёркивается контрастом с его главным антагонистом Сан Санычем, роль которого исполнил Михаил Пуговкин, который наоборот не может и представить себе, что билет с выигрышем можно не захапать. Но при всём при этом конфликта между ними нет… Костя так до конца фильма и не понимает, что Сан Саныч – жулик. И в конце фильма герой Пуговкина хоть и наказан, но не людьми, а стечением обстоятельств – вожделенный билет с выигрышем, на поиски которого затрачено столько усилий, прямо у него из-под носа улетает в окно поезда.

Конечно, для жулика упустить большие деньги – наказание, и не маленькое. Но его никто не наказывает сознательно, что, контрастирует с другими более ранними и более известными творениями Гайдая «Кавказская пленница» и «Операция «Ы»», где в финале преступники скручены и отданы под суд. А здесь как будто некая высшая безличная сила сотворила справедливость – ветром выдула заветный листок из вагона поезда и сделала так, чтобы он попал в котелок к влюбившимся друг в друга Косте и Тане. Невольно кажется, что установление справедливости – это не дело рук человеческих. Мол, дело людей – быть чистыми и честными, и всё само собой как-то образуется, волею судьбы.

Но главный посыл семидесятых и начала восьмидесятых годов даже не в этом, а в том, что такие ценные положительные качества как душевная чистота, честность и искренность непременно имеют обратную сторону – отсутствие проницательности, невозможность распознать зложелателя, неумение активно противостоять злу. Что Костя может против Сан Саныча? Ничего. И когда всего через несколько лет «Сан Санычи» пошли в наступление, такие вот «Кости» не только не могли им противостоять, они даже и разобраться в ситуации не могли.

Хорошо объяснимо также и пресловутое «падение нравов» в 90-е, так как перед подрастающим поколением в позднем СССР ставилась по сути ложная дилемма. Или быть прекраснодушными лопухами, которые ещё могли существовать в оранжерейных условиях 70-х и начала 80-х, но при этом были обречены на скорую и бессмысленную гибель в «лихие девяностые». Или быть хитрыми, злыми, пронырливыми и бессовестными, но при этом иметь шансы не только выжить в быстроменяющемся мире, но и добиться какого-нибудь успеха. А в этой дилемме мало кто просматривал третий вариант – быть революционерами, злыми и безжалостными к обнаглевшим «Сан Санычам». Не ждущими при этом билетов счастливой жизни от слепого случая, а готовыми воевать – не за личный выигрыш в лотерею жизни, а за общее счастье для всех, которое уже не будет зависеть от прихотей фортуны.


Александр Кожухов

Дежурный по сайту: Александр Кожухов

Инженер. Вслед за Марксом уверен, что в процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает.