«Красная принцесса» Болгарии

Памяти Людмилы Живковой

26 июля 2017 года исполняется 75 лет со дня рождения одного из наиболее нетривиальных политических деятелей стран социалистического лагеря Людмилы Живковой (1942 — 1981).

В начале 1990-х годов выдающийся деятель российского коммунистического движения и революционный поэт Борис Михайлович Гунько (1933 — 2006) опубликовал книгу «Взлетит ли птица на одном крыле?», в которой размышлял о роли искусства в социалистическом обществе и об эстетическом воспитании, как важнейшей части коммунистического воспитания. К сожалению, Борис Михайлович не написал (возможно потому, что просто не знал), что почти все идеи, изложенные в его книге, пыталась практически реализовать легендарный Министр культуры Народной Республики Болгарии товарищ Людмила Живкова.

Людмила Живкова родилась в партизанском лагере в горах Болгарии. Её отцом был партизанский командир Тодор Живков (1911 — 1998), ставший в дальнейшем руководителем Болгарской Коммунистической партии. Родители назвали девочку в честь героического советского снайпера Людмилы Михайловны Павлюченко (1916 — 1974).

Людмила Живкова (справа) с родителями и братом

Людмила Живкова (справа) с родителями и братом

В 1965 году Людмила Живкова окончила Исторический факультет Софийского университета, некоторое стажировалась в Москве на Историческом факультете МГУ, после чего работала в системе Академии наук Болгарии, занимаясь историей Болгарии и средневекового болгарского искусства.

В ноябре 1973 года Людмила Живкова попала в тяжелую автомобильную катастрофу. Врачи долго боролись за её жизнь и здоровье, но вылечить её удалось только с помощью народных целителей. Однако серьёзные проблемы со здоровьем остались у Людмилы на всю жизнь.

В 1975 году Людмила Живкова была назначена Председателем Комитета по науке и искусству Народной республики Болгарии. Вскоре её избрали членом Политбюро ЦК Болгарской Коммунистической партии. Западные аналитики всерьёз рассматривали Людмилу как вероятного преемника Тодора Живкова на посту руководителя партии.

Одним из первых шагов Людмилы Живковой на посту Председателя Комитета стало принятие в 1975 году Комплексной целевой программы эстетического воспитания. В этой программе эстетическое воспитание признавалось важнейшим политическим приоритетом Партии и государства и были сформулированы идеи, хорошо известные членам РКРП-РПК по упоминавшейся выше книге Бориса Михайловича Гунько «Взлетит ли птица на одном крыле?»

Людмила Живкова добилась щедрого (намного более щедрого, чем в СССР) финансирования культурных программ и, что, может быть, более важно, изменения отношения к культуре высшего государственного руководства. Трудно сказать, насколько искренне соратники отца Людмилы поддерживали её начинания, но открытых выступлений против не было. Хотя шипение за спиной явно было. В Болгарии реализовывались крупные национальные и международные культурные программы, в программы системы политического просвещения прочно вошло искусство, всячески поощрялось художественное творчество детей и подростков, строились музеи и культурные центры. Вершиной культурной деятельности Людмилы стала состоявшая в августе 1979 года Международная ассамблея «Знамя мира», на которой встретились две с половиной тысячи детей из разных стран.

По инициативе Людмилы Живковой каждый год в Болгарии стали посвящать какому-то из гениев, внесших выдающийся вклад в развитие человечества. 1978 год был объявлен в Болгарии годом Н.К. Рериха, 1979 год – годом Леонардо да Винчи, 1980 год – годом В.И. Ленина, 1981 год – годом Альберта Эйнштейна.

У Людмилы Живковой было много друзей в СССР. Так же, как и её отец, она, несомненно, ориентировалась на Советский Союз, а не на Запад. Как стало известно уже после перестройки, Тодор Живков ставил вопрос о включении Болгарии в состав СССР в качестве союзной республики. Но советское руководство было против.

Иван ЕфремовБросаются в глаза черты сходства Людмилы Живковой с выдающимся советским писателем-фантастом Иваном Антоновичем Ефремовым (1907 — 1972). И в принципиальных вопросах, и в вопросах, не слишком принципиальных. Оба они несомненно стояли на коммунистических позициях, хотя и не слишком интересовались проблемами классовой борьбы пролетариата (чего, разумеется, нельзя одобрить). Их куда больше вдохновляли перспективы развития личности в будущем внеклассовом обществе. И Л. Живкова и И.А. Ефремов увлекались индийской культурой, высоко ценили творчество и идеи Николая Константиновича (1874 — 1947) и Святослава Николаевича (1904 — 1993) Рерихов.

В то же время некоторые стороны взглядов и деятельности Людмилы Живковой, такие, как чрезмерное увлечение идеями, находящимися на грани мистики, активная поддержка прорицательницы Ванги (которую, впрочем, поддерживал и сам Тодор Живков), вызывали критику в коммунистических кругах, как в Болгарии, так и в СССР. Думается, что эта критика отчасти справедлива.

Несмотря на слабое здоровье (последствия автомобильной катастрофы) Людмила Живкова отличалась исключительной работоспособностью. Она работала на износ, что, видимо, способствовало её ранней смерти. Людмила Живкова скоропостижно умерла от инсульта 21 июля 1981 года, не дожив нескольких дней до 39 лет. После смерти её начинания начали потихоньку свертываться и были окончательно закрыты после возвращения Болгарии в русло мировой цивилизации.

В современной Болгарии и в современной России про Людмилу Живкову не очень любят вспоминать. А если и вспоминают, то пытаются отделить её от коммунистического движения и представить чуть ли не тайной противницей коммунистической идеологии.

Никакой тайной противницей коммунизма Людмила Живкова разумеется не была. Она искала пути более полного раскрытия гуманистического потенциала коммунистических идей. Считать её тайным диссидентом столь же нелепо, как считать им Бориса Михайловича Гунько.

Что очень существенно, в социалистическом лагере Людмила Живкова была не единственной. Так, в СССР можно вспомнить двух крупных политиков регионального масштаба, которых вполне можно сравнить с Людмилой.

"Яната" КасымкуловойКиргизская ССР традиционно считалась глухой провинцией. И вдруг на рубеже 1960-х – 70-х годов искусство этой маленькой республики почти мгновенно выходит на мировой уровень. Киргизия начинает делать кино на уровне Франции и Италии, театр в городе Ош, созданный молодым режиссером Искандером Рыскуловым (1941 — 2002) успешно конкурирует с московской Таганкой, а ученица 9 класса Светлана Касымкулова (род. 1961) становится писателем-фантастом, пользующимся всесоюзной известностью. Я уже не говорю о том, что Чингиз Торекулович Айтматов (1928 — 2008) рассматривается в качестве реального кандидата на Нобелевскую премию по литературе.

Главным архитектором «киргизского чуда» была Министр культуры республики Кулийпа Кондучалова (1920 — 2013). Её правой рукой была Жумагуль Нусупова (1931 — 2015), сменившая Кондучалову на посту Министра культуры Киргизии.

Наряду с киргизским было ещё и пензенское чудо, главным архитектором которого был 2-й секретарь Пензенского областного комитета КПСС Георг Васильевич Мясников (1926 — 1996).

Подобно Людмиле Живковой и Кондучалова и Мясников добились в своих регионах признания развития культуры важнейшим приоритетом, а не второстепенным довеском к более серьезным делам. Отсюда и результаты. Наверное, после смерти Екатерины Алексеевны Фурцевой (1910 — 1974) на пост министра культуры СССР следовало выдвинуть или К. Кондучалову или Г.В. Мясникова, но советское руководство выбрало более слабого кандидата.

После прихода к власти М.С. Горбачева Ж. Нусупова была снята с поста министра культуры Киргизии, а Г.В. Мясников напротив, был назначен заместителем председателя Всесоюзного Фонда культуры. Однако он не сработался с руководителями Фонда академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым (1906 — 1999) и Раисой Максимовной Горбачевой (1932 — 1999) и ушёл на пенсию.

Увы, но уже после 1991 года в нашем Отечестве появилась и карикатура на Людмилу Живкову. Такой карикатурой стал глава республики Марий Эл Леонид Игоревич Маркелов (род. 1963). Господин Маркелов, будучи большим поклонником Эпохи Возрождения, попытался превратить столицу руководимой им республики Йошкар-Олу во вторую Флоренцию. В чем и преуспел, построив галерею Уфицци, дворец Двенадцати апостолов, набережную Брюгге, гостиницу Лодовико Моро, памятники Рембрандту, герцогу Лоренцо Медичи, Йошкиному Коту и даже князю Монако Реньо III и его августейшей супруге. А в городе Звенигово была даже построена… Эйфелева башня (правда, она немного ниже парижской). На создание всего этого великолепия ушла большая часть республиканского бюджета. В настоящее время Л.И. Маркелов пребывает под арестом по обвинению в получении взятки на сумму 235 млн. рублей.

Деятельность Людмилы Живковой, при всех критических замечаниях по её поводу, заслуживает изучения и развития. Прежде всего, со стороны коммунистов. Ибо капитализм делает ставку на экономически озабоченного обывателя, которому, по большому счету, не нужны ни культура, ни искусство. Но коммунизм смогут построить только другие люди.

С.В. Багоцкий