Круглый стол по вопросу реформирования ЕГЭ

На нашем сайте уже публиковались материалы, посвященные ЕГЭ. Теперь предлагаем вашему вниманию репортаж с «круглого стола», организованного путинским «Народным фронтом».

31 марта прошел «круглый стол»  по вопросам ЕГЭ и его возможным альтернативам, организованный Объединенным Народным Фронтом (ОНФ). В мероприятии принимали участие как сами активисты ОНФ, так и приглашенные представители научно-педагогической общественности. Поводом к организации такого мероприятия послужила инициатива Путина В.В. о том, что можно не сдавать ЕГЭ тем учащимся, которые не планируют поступать в вузы после школы. Реальной же причиной, как нам представляется, стала невозможность дальнейшего замалчивания проблем роста возмущений среди педагогического сообщества и родителей. Власти действуют своим излюбленным методом: лучший способ развалить – это возглавить. Лучший способ сбить накал протеста против антисоциальных реформ в целом и ЕГЭ в частности – это самим инициировать «борьбу» против «перегибов», связанных с этой формой аттестации, при этом возглавить так, чтобы сама реформа не была затронута принципиально, а возможные изменения коснулись бы косметической стороны вопроса. На данное мероприятие была приглашены и Гражданская инициатива «За бесплатное образование и бесплатную медицину», в рамках которой действуют активисты партии РОТ ФРОНТ. В частности, мнение общественной организации и партии озвучивал активист РОТ ФРОНТа, который одновременно является преподавателем колледжа.

Круглый стол по вопросу ЕГЭ

Круглый стол по вопросу реформирования ЕГЭ

Стоит отметить, что организаторы мероприятия прекрасно понимали истинное отношение к проблеме простых трудящихся (родителей, учителей, учащихся), и, дабы не выводить обсуждение за заранее очерченные «конструктивные» рамки, достаточно тщательно подходили к отбору участников. Изначально нашему представителю было предложено позвонить в оргкомитет, после чего он смог бы попасть на сам круглый стол. Когда он туда позвонил, то его попросили приехать для предварительного знакомства. Активисту задавали вопросы о представляемой им организации и т.д. После предварительной встречи было предложено отправить тезисы выступления. Эту просьбу наш представитель удовлетворить не смог, поскольку она была озвучена слишком поздно. В общем, мероприятие, призванное демонстрировать наличие «гражданского общества» и «низовых инициатив», готовилось достаточно «верхушечным» образом.

Тем не менее, на мероприятие попасть удалось, и слово было обещано предоставить. На «круглом столе» выступали как представители ОНФ, так и представители образовательных учреждений. Основными докладчиками выступили член Центрального Штаба ОНФ Духанина Л.Н., эксперт рабочей группы ЦШ ОНФ Рукшин С.Е., директор Института социологии образования, Российской академии образования Собкин В.С. Выступления носили хоть и разноплановый, но в методологическом отношении похожий характер. Практически все выступающие считали, что ЕГЭ был принят без учета мнений родителей, учителей, экспертного сообщества, что коррупцию победить с его помощью не удалось, а образование превратилось в натаскивание и зазубривание правильных ответов, что препятствует всестороннему развитию личности. Большинство выступало не за полную его отмену, а лишь за корректировку. Были отдельные выступления, направленные против ЕГЭ в целом, но и в них были определенные уступки. Так, один из выступающих сказал, что ЕГЭ нужно отменить, так как это противоречит «нашим национальным интересам», а правительству нужно «проявить волю» и отменить ЕГЭ (при этом никто не задумывался, насколько противоречит ЕГЭ интересам власть имущих и в чем состоит настоящее проявление воли правительства: в отмене ЕГЭ или в его навязывании). Вообще, многие выступающие, так или иначе, говорили, что власти «не слушают» экспертное сообщество, что правительство не посоветовалось с научно-педагогической общественностью. Словом, фиксировали недопонимание между правительством и научно-педагогической общественностью по вопросам образования. При этом в адрес Президента Путина не было сказано ни слова критики. Напротив, все призывали его поддержать. Всё это создавало впечатление какой-то наигранности, недосказанности, имитации бурной деятельности без озвучивания главных причин происходящего.

Слово было предоставлено и представителю гражданской инициативы «За бесплатное образование и бесплатную медицину», он также представился активистом партии РОТ ФРОНТ. Уже одно это вызвало оживление среди участников, так как присутствие низовых гражданских инициатив, а тем более оппозиционных партий явно не входило в планы организаторов. Далее в корректной и спокойной форме было сказано, что ЕГЭ – это составная часть общей политики по ликвидации советской — одной из лучших в мире — системы образования. Ничего хорошего этот экзамен не принес, принят был в обход мнения учителей, родителей и учеников (что лишний раз показало истинное отношение власти к трудящейся части общества). В качестве альтернативы была предложена полная отмена ЕГЭ и совершенствование образования на иных принципах – не принципах зубрежки, а принципах понимания и всестороннего развития личности. Однако в рамках данной социально-экономической системы это представляется невозможным. Далее активист РОТ ФРОНТа подчеркнул, что кроме национально-государственных интересов, про которые тут упоминали, существуют интересы классовые. И именно они определяют политику современного государства и его приоритеты. Поэтому было бы наивным считать, что современное Правительство или Президент будут всерьез заниматься улучшением системы образования в интересах большинства населения. Ведь крупный капитал и стоящее на его службе современное государство не заинтересовано в критически мыслящих гражданах. Действительно, зачем стране, которая имеет основные статьи дохода от продажи нефти и газа, развивать науку, образование и всестороннее мышление у своих граждан? Куда проще с точки зрения капитала эффективнее натаскивать узких специалистов, которые бы знали только то, как нужно приносить прибыль своим хозяевам. То, что сегодня власть стала обсуждать вопрос реформирования ЕГЭ, является следствием борьбы научно-педагогических коллективов и всех неравнодушных трудящихся. Также, нашим представителем были упомянуты осенние массовые митинги в защиту образования и медицины, которые кремлевскими СМИ были поданы как «подготовка цветной революции». О каком диалоге между властью и обществом может идти речь, когда власть через государственные СМИ так демонстрирует свое отношение к справедливому протесту? Единственный способ сохранить остатки образования — это бороться самим трудящимся (прежде всего, научно-педагогическому сообществу, родителям и самим учащимся) за это право. Были подвергнуты критике и предложения Путина как наивные полумеры, не меняющие сути дела.

Интересно, что выступление никто не прерывал, хотя и ощущалась некоторая неловкость ведущей, эффект незапланированного, не входящего в заранее срежиссированный сценарий. Некоторые просто сидели со скептическими взглядами, а некоторые (как правило, те, кто не является функционером ОНФ или правительства) прямо показывали своим видом, что поддерживают высказанные мысли. Создавалось ощущение, что все прекрасно понимали, что к чему, просто не могли прямо об этом сказать, так как вроде бы «не принято» говорить правду без прикрас. Выступление активиста РОТ ФРОНТа несколько разрядило обстановку. После него выступающие держались смелее и выражались намного резче в адрес власти.

На мероприятии присутствовал и представитель Рособрнадзора — заместитель Руководителя Рособрнадзора Музаев А.А. В конце «круглого стола» он сказал, что «не услышал никаких конструктивных предложений и в таком ключе сложно вести разговор». После этого разгорелась перепалка, и кто-то из присутствующих бросил фразу, что «это был разговор слепого с глухонемым». И правда, пока представители научно-педагогической общественности будут уповать на чиновников, которые, по их мнению, находятся с ними «по одну сторону баррикад», пока будут считать, что предложения правительству и президенту — это главный инструмент защиты образования, вряд ли можно считать, что ситуация изменится к лучшему. Напротив, чем менее будут «конструктивными» представители научно-образовательной общественности, чем больше будут оказывать давление снизу путем организованной борьбы, тем больше будет вероятность реализации хотя бы самых умеренных их требований.

Наша же борьба за полную отмену ЕГЭ и защиту образования в целом, независимо от настроений власти и политической конъюнктуры, будет продолжаться.