Культура и идеология: схожее или противоположное?

От редакции.

«Денег нет — нет и прав», — эта шальная истина капитализма всё же была осознана студентами-платниками за внушительный период обучения в топовых московских вузах. Если родители не заплатили за своё чадо, право чада на высшее образование вылетело в трубу.

Студенты, воспитанные «на барских харчах», медленно, но верно начинают осознавать, что вокруг них большой и сложный мир. И даже страшный. Дискурсы, витающие в пространстве этого мира, не могут не увлекать того, у кого есть сердце. Найти себя во всём этом многообразии существующего — вот основная проблема молодого поколения. Хорошо, что поиск себя не обходится без одновременного процесса познания. И студенты, ещё вчера бывшие сопливыми подростками, начинают размышлять и дискутировать.

Так, на вопрос преподавателя о взаимосвязи культуры и идеологии государства почти типичный студент написал нижеследующее эссе. 


Даже если конституция государства гласит, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, не будет ли лицемерием уверенно заявить об её отсутствии? Идеология характеризуется как система взглядов и идей. Неужели в мире, современном или ушедшем в прошлое, есть способ отыскать государство, не несущее за собой системы идей и взглядов, оправдывающих и объясняющих текущий строй или миропорядок?

Идеология

Государственная идеология существует, что бы ни утверждали пропагандисты в стремлении откреститься от реальной действительности. Каждое меньшинство, стоящее у власти, имеет потребность объяснить свою гегемонию. Почему олигарх имеет больше возможностей (и даже прав!) лечить своих детей в частных клиниках, чем сельский учитель? Нам скажут, что право имеет место, ведь олигарх долго работал и стремился к благосостоянию. Не каждый учитель имеет ту самую «предпринимательскую жилку», которой хвалятся успешные бизнесмены. Если учитель мало зарабатывает и не идёт в бизнес, то пусть довольствуется больницами «для всех». Ведь денег нет. А значит, нет и прав.

Со стороны раздадутся возгласы: «А причём же здесь столь широкое понятие «идеология»?» Казалось бы, конкретный случай не может иллюстрировать собой всю «систему взглядов и идей». Однако о целостном явлении иногда имеет смысл рассуждать, заходя с краю. Мы ещё попробуем прокрасться к центру понятия в рамках данной работы.

Впрочем, в эпоху господства лишь одной официальной мировой идеологии выгоднее всего утверждать, что её нет вовсе. Нет идеологии – нет вопросов к тому, кто же эту идеологию придумал.

Рассуждая о культуре и идеологии, необходимо определиться с понятиями. Что есть «культура»? Что есть «идеология»? Прикоснувшись к противоречивости дефиниции «идеология», мы скакнём чуть дальше в историю – к вопросу о культуре.

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. Культура, как и всё во Вселенной, не может находиться в состоянии покоя. Явление, кроющееся за понятием, постоянно развивается, прогрессирует. Культура первобытного строя отличалась от культуры общества, вошедшего в стадию государственности. Вехи в развитии культуры имеет смысл связать с развитием возможностей для производства, социальных связей, практической деятельности (к факторам, влияющим на развитие культуры, можно отнести овладение огнём, изобретение лука, формирование речи, овладение гончарным ремеслом, приручение животных и т.д.).

Таким образом, развитие культуры напрямую связано с человеческим трудом, с постоянным увеличением производства. В процессе трудовой деятельности возникает потребность людей в общении, передаче информации. В процессе деятельности формируется богатство человеческой чувственности: ощущение красоты музыки, духовные чувства (воля, любовь). Так рождается культура в узком её понимании.

Ещё в начале своего пути культура как вся совокупность деятельности человека порождает идеологию. «Система взглядов и идей» устанавливается благодаря развитию человеческого мышления. Таковое развитие становится возможным в процессе развития трудовых отношений.

Важно понимать, что идеология того или иного общественного строя в процессе их смены в исторических рамках являет собой не просто систему взглядов и идей, а систему господствующих взглядов и идей. Идеология средневековой Европы времён Джордано Бруно не предполагала возможность поставить под сомнение теологическое учение. Неужели звёзды – это далёкие солнца, а не чудеса, созданные божественным путём? Неужели существует Вселенная, которая бесконечна? Джордано Бруно был казнён. Пророческие «догадки», а на самом деле – плоды долгих исследований, были еретическими. Они не вписывались в рамки и догмы существующей церковной идеологии. То было время, когда Церковь только-только начала делиться с Цезарем, королём, своей божественной властью. Борьба внутри правящего круга закончилась победой одной из групп и поражением другой. Спустя века господства церковной власти, науки и идеологии, начал устанавливаться цезаропапизм. Реальную власть постепенно завоёвывали наиболее богатые слои вокруг священной королевской власти. Идеология одного слоя сменила идеологию другого слоя в рамках правящего круга.

В этом смысле идеология является продолжением экономических посылок, т. е. продолжением культуры в контексте понимания её как совокупности достижений человечества. Идеологию диктует тот, кто находится у власти; кто наиболее богат и желает оставаться столь же богатым. Для этого необходимо объяснить простым смертным, почему именно он достоин быть у власти, почему именно он достоин огромных замков, кожаных карет и модных беретов. Культура же взращивает создателя идеологии, а также тех, кто будет принимать для себя в качестве официальной новую придуманную идеологию.

Средневековый пример достоин быть иллюстрацией сегодняшнего положения вещей. Как и раньше, власть имущие создают собственную картину мира, которая бы давала гражданам государства ответы на те вопросы, которые лучше не задавать.

При этом даже государственная идеология имеет двойственный характер. То, что обсуждается власть имущими в коридорах власти, не должно стать достоянием всего общества. Передел имущества, экономические интересы, попытки «рейдерских» захватов тех или иных зон – всё это пропагандируется населению с точки зрения духовности. Граждане государства должны видеть иные предпосылки деятельности власти. Предположим, бомбы сбрасываются не из-за того, что власть желает отобрать рынки сбыта у другого политического актора, а потому что необходимо поддержать народ Зимбабве, Кубы, Пакистана, Бирмы и так далее по списку. Не желание обогатиться, а духовность – вот девиз.

Парад памяти 7 ноября (советского праздника) в 2015 году с использованием триколора (антисоветского флага) - пример современной идеологии России

Парад памяти 7 ноября (советского праздника) в 2015 году с использованием триколора (антисоветского флага) — пример современной идеологии России

Если мы будем рассматривать культуру несколько уже, то обнаружим, что как культура влияет на идеологию, так и идеология влияет на культуру. Для примера проще всего взять современную Российскую Федерацию. С одной стороны, в последнее десятилетие политическая элита старается использовать в пропаганде элементы советского наследия: увеличилась доля тиражируемых патриотических песен, фильмов, книг. С другой стороны, параллельно с этим в отношении СССР государство прилежно воспроизводит и тиражирует либеральную пропаганду 90-х годов, которая порой идёт вразрез с декларируемым отношением к советскому прошлому.

Двойственный характер идеологии государства вполне себе отвечает запросам правящих элит. Гибкая линия идеологической пропаганды позволяет отвечать на вопросы любопытных так, чтобы не подорвать основы строя. А если вопросы слишком радикальные, можно вообще не отвечать. Разве кто-то, найдя ответ, сможет поставить идеологию под сомнение: сможет писать больше, чем пишут СМИ, показывать больше, чем показывает «Первый», говорить больше, чем говорит с экрана Президент?..

Ярослав Королёв