Мудрая радость жизни

Выставка «Романтический реализм» — советские шедевры в Москве

«Образы мудрой радости жизни… Счастливое предвкушение того широкого,… всеобъемлющего братства, к которому ведёт мир пролетариат путём социализма. Вот некоторые из задач социалистического художества».
А.В. Луначарский

15 ноября выпал снег. Холод, слякоть, ветер. Тем не менее, длинная плотная очередь (стоят не гуськом, а по 2-3 человека) терпеливо ждёт. Она протянулась от памятника Жукову возле Исторического музея вдоль фасада гостиницы «Москва» почти до бывшего проспекта Маркса и загибается в сторону Манежа. Вот началось движение – за ограждение пропустили очередную порцию дождавшихся – все прошли быстрым шагом метров 20-30 и опять остановились. В очереди много молодёжи. Последний раз что-то подобное наблюдалось в горбачёвскую «перестройку», когда открыли первый «макдональдс». Но здесь жаждут не фастфуда: люди идут на выставку. Она бесплатная. Собственно, выставок две: одна – якобы историческая, державно-псевдо-патриотическая с поповским уклоном («ХХ век от 1914 до 1945»), другая действительно интересная: «Романтический реализм: советская живопись 1925-1945 годов». О ней и пойдёт дальше речь.

Выставка советской живописи в МанежеВыставка начинается огромным полотном Исаака Бродского «II Конгресс Коминтерна». Лениниана представлена всемирно известными шедеврами: «В.И.Ленин на трибуне» Александра Герасимова, «В.И.Ленин в Смольном» И. Бродского, и менее знаменитыми, но тоже прекрасными картинами: «Последнее заседание Совнаркома с В.И.Лениным» Дмитрия Кардовского, «Ленин в эмиграции. 1905-1907 годы» Эмиля Видаля, пронзительным нарюрмортом Фёдора Богородского «Памяти Ленина»: на фоне красно-чёрного полотнища гипсовая голова мёртвого вождя (но лицо – как у спящего, только грустное), рядом – орден Красного Знамени и красная книга с надписью «ВКП»… Теме Красной Армии и гражданской войны посвящено несколько картин, самые известные из них – «Трубачи Первой конной армии» Митрофана Грекова и «Оборона Петрограда» Александра Дейнеки. Одна из тем выставки красиво и правильно названа «Поэтизация труда»: На полотнах Н. Денисова, Н. Дормидонтова, П.Вильямса, Б.Комарова, Е. Зверевой оживают образы литейщиков, строителей, стеклодувов, девушек с рыбоконсервного завода – сильных, уверенных в себе и в будущем, гордых, счастливых. Кстати, другой раздел выставки назван «Территория счастья»: мол, советское искусство пропагандировало идею коллективного счастья. Что ж, с этим можно согласиться. Да, несмотря на все трудности, переживаемые их молодой страной, они действительно счастливы, эти новые люди – эти одухотворённые и красивые, полные внутреннего огня рабочие, воины, спортсмены, артисты, моряки, стахановцы, лётчики, дети, участники демонстраций и физкультурных парадов на великолепных холстах А. Дейнеки, И. Бродского, А. Самохвалова, А. Пластова. Как они рвались в будущее, веря, что оно – светло и прекрасно! Как они рвались ввысь, в небо! Кстати, теме покорения воздушного океана посвящен особый раздел выставки – здесь можно увидеть картины с изображением дирижаблей. Ещё один интереснейший зал – неосуществлённые архитектурные проекты, среди них – картина с изображением величественнейшего Дворца Советов… Как хочется помечтать, что после Второй Социалистической революции и возврата к социализму этот проект всё-таки будет осуществлён…

Последний зал, предваряемый полотном «Александр Невский» кисти Павла Корина, посвящён подвигу Советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь всего четыре картины. Но каких! Всю правую стену занимает «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, напротив – «Фашист пролетел» А. Пластова и «Мать партизана» Сергея Герасимова, а в глубине – какой контраст с мрачной напряженностью этих трёх шедевров! – в глубине вся залитая солнечным светом, исполненная глубокой веры в жизнь и несокрушимого оптимизма картина Александра Лактионова «Письмо с фронта».

И вся выставка в целом чрезвычайно оптимистична и, если можно так сказать, духоподъёмна. Хотя в этой бочке мёда есть и ложка дёгтя, причём не одна: каждый раздел выставки предварён «комментариями», призванными внушить зрителям мысль о том, что социалистическая действительность – это «миф» и «утопия». Но картины советских художников говорят сами за себя. И люди, покидая выставку, оставляют в книге отзывов в основном восторженные записи.

Выставка советской живописи в МанежеОднако не всем выставка по вкусу. В «Литературной газете» № 46 от 19 ноября появилась скандальная статья «Кукиш в Манеже» горе-теоретиков Цыплаковых, которые претендуют на авторство термина «романтический реализм» и, найдя у выставки «4 подлога», отказывают ей в положительном содержании. Эти буржуазные псевдопатриоты, авторы пасквиля, люто ненавидят картины революционно-коммунистического и политически-советского звучания, в которых им чудится «удушливая атмосфера Мавзолея». Давно не ходили искусствоеды в Мавзолей Ленина: там исключительно чистый воздух, его посещение вызывает у способного воспринимать возвышенное – высокий строй чувств.

Так всё-таки: эта выставка – постмодернистская акция, как утверждают Цыплаковы, или шаг вперёд после «перестроечного» провала?! Если вчитываться в писульки других буржуазных авторов, которым везде видятся «мифы», то можно пройти мимо объективно главного – мимо большей части картин. Что бы ни думали сами устроители этой выставки (вроде Боякова), объективно она помогает людям выметать из своего сердца, из своего сознания мусор буржуазного художественного восприятия: голые абстракции, порнографию, писсуары как постмодернистский якобы «предмет искусства» и т.д. Рядом стоящая православная выставка рядится под якобы альтернативу постмодернизму, тогда как на самом деле они являются двумя различными формами буржуазного общественного художественного сознания.

Когда, наконец, от постмодернистских кривляний люди поворачиваются лицом к настоящей живописи, это прекрасно. Они поворачиваются лицом к здоровому советскому искусству – социалистическому реализму, основное требование которого – «это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в её революционном развитии» (Краткий философский словарь, Москва, 1954 г.) Чтобы очиститься одновременно и от сладенькой шиловщины и глазуновщины, безосновательно претендующей сейчас на подлинный реализм в искусстве, и от постмодернистов, у которых давно ум зашёл за разум, и от псевдопатриотической поповской духовной сивухи, необходимо вернуться к нормальной, здоровой художественной истине социалистического реализма, наполненной романтикой революционного прорыва в будущее, поэзией борьбы, подвига, труда, любви и красоты.

Выставка советской живописи в МанежеОднако… С чего бы буржуазная власть, столько лет хулившая всё советское, преподнесла москвичам такой подарок? Видно, для неё настали трудные времена, и она пытается использовать советскую тематику в своих целях, разыгрывает карту теперь уже советского патриотизма. Понятно, что обольщаться на её счёт ни в коем случае нельзя. Нынешний режим – режим буржуазный, и с ним необходимо непримиримо бороться. Но сам факт воскрешения темы советского искусства говорит о том, что сегодня она уже востребована обществом. Хотя буржуазия и пытается использовать советскую тематику в своих интересах, но логика развития художественного процесса ведёт в залы Манежа молодых и вспоминающих прекрасные страницы советской живописи активных людей среднего и старшего поколений. В залах выставки одновременно находились сотни людей, они смотрели, обсуждали, снимали увиденное фотоаппаратами, планшетами, смартфонами, телефонами.

Объективно эта выставка – ещё один шаг на пути к предреволюционному Просвещению широких масс трудящихся, ведь своего рода эпоха Просвещения – идейной подготовки – предшествует каждой крупной революции.

Ну вот, кажется, и начинаем потихоньку выходить из затхлости на свежий воздух…

Геннадий Валентинович Алёхин

Выставка о славном былом

Выставка о советском прошлом в Манеже подошла к закрытию. Её, видимо, перенесут на ВДНХ. Но популярность ее огромна, очередь растянулась чуть ли не на 300- 400 метров. По моим подсчётам, за часов десять ежесуточно проходит что-то около сорока – пятидесяти тысяч человек. То есть контингент тех, кто испытал её воздействие, огромен даже по столичным меркам. При колоссальной пропускной способности тут нет темпа «галопом по Европам». Можно не спешить, прочувствовать, осмыслить, сравнить. Кстати, выставка оборудована средствами демонстрации на очень высоком уровне… А вход бесплатный.

Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Вот загадка – где тут скрыта мышеловка? А она, действительно, искусно запрятана. Организаторы выставки пытаются по-своему направить чувство, рождаемое силой искусства, стараются скомпрометировать или исказить содержание советской жизни себе на пользу. Поймёт ли молодой посетитель, а то и человек послевоенных, тем более — брежневских годов, где скрыт яд, не отравится ли ядом антисоветизма? Выставка находится под патронажем патриархии, но перед иконой на входе кладут поклоны или крестятся не больше двух-трёх посетителей, вся масса идет сразу к картинам, и задерживается у вступительного комментария.

В нем отвергается классическая классификация искусства – классицизм, сентиментализм, романтизм, натурализм, критический реализм, социалистический реализм. Предлагается считать советское искусство «романтическим реализмом». Такая вот совместимость несовместимого. Для чего? Для того чтобы люди восприняли нужную организаторам мысль: не поддавайтесь впечатлению, это всё было мифом, сказкой о «коммунистическом рае на земле», иллюзией счастья и радости. А на самом деле, доверяйте, скажем, режиссёру Герману. Мол, жизнь была серой, будничной, скудной и унылой, такой, как в его фильмах.

Выставка советской живописи в МанежеНо, уже войдя в зал, испытываешь такое впечатление бодрости, на тебя обрушивается такой поток оптимизма и радости освобождения, что все эти комментарии блекнут и испаряются. Дейнека, Бродский, Пластовы, Лактионов, Греков, Коржев. Какой напор жизни, какое раскрепощение, какая устремлённость в будущее. Но комментарии не унимаются, тут на вооружение берётся и троцкистская клевета: дескать, свежее чувство творцов подавляется конформизмом, втискивается в рамки госзаказа, огосударствляется парадной казёнщиной, подчиняется этатизму. И не случайно трудовой энтузиазм, поступательное движение страны по пути образования, индустриализации роста могущества отражены составителями выставки недостаточно, а то и просто искажённо. Картины труда подобраны бледные, невыразительные, с уклоном в натурализм, не содержат той героики, того стремления к высотам, которые в последующем вывели страну к победам в войне и в восстановлении, вели и к победам космосе, наполняли произведения советской живописи

Ощутимо звучит внушаемый зрителю подтекст: животворная сила – свойство молодой нации, социализм здесь не причём. Он – миф, иллюзия, сказка, обман, а вот национальная идея – это реальность, святая вера – это реальность.

Святые отцы – сами мастера на иллюзии и мифы, поднаторели. Но в народе живы «родимые пятна» социализма, из которого вышло наше общество. И выставка картин этот поповский подтекст опровергает и возрождает чувство именно советского патриотизма. Моё понимание этой выставки: режиму нужна народная покорность, нужна девяностопроцентная электоральная поддержка в трудных условиях санкций, кризиса и конкуренции с западным империалистическим соперником. Режиму нужен всеядный общенациональный патриотизм, и потому он присваивает не только победу в войне, но и приверженность своей стране её населения, хотя это уже не та страна, не тот её хозяин. Была страна труда. Стала — страна буржуев и их работников.

Когда переходишь в залы посвященные историческим событиям начала века, там уже более откровенная подтасовка. И влияние позора распутинщины изображается незначительным. Так себе, дескать, мода высшего света на сплетни. И нет речи о хлебных голодных очередях, о заговоре императрицы, о заговоре послов за спиной гниющих в окопах солдат, кладущих жизни за проливы для буржуев. За всем многообразием портретов и высказываний проглядывает тезис о якобы «украденной победе»

А тут же и фальшь этого тезиса – февральская революция так обрадовала всех – вплоть до великого князя Александра, и даже патриарха и епископов – «Какое чувство освобождения. Просто глоток свежего воздуха» – это о падении монархии. А фото и кадры — продолжающих гнить в окопах позиционной войны крестьян в солдатских шинелях. А вот и разоблачённая фальшивка – цитата с директивой расстреливать попов, якобы данной Лениным. Читал я эту эпопею – в последнее издание Собрания сочинений Ленина она попала из зарубежных публикаций, а когда стали докапываться – где источник – прошли всю цепочку, и оказалось – белогвардейская эмигрантская газетёнка, известная своим фальшивками. Ни в рукописях, ни в архивах, ни в документах и воспоминаниях – ничего найти не удалось.

После четырёх часов ознакомления с экспонатами, информация о «сталинских репрессиях и лагерях, о красном терроре — уже не воспринималась, казалась убогой и не эффективной…

Борис Андреевич Пугачёв

(Печатается в сокращении)