Мужчины доминируют в кино, как в жизни

Искусство в обществе неравенства

В современном кинематографе доминируют мужчины и мужские образы. Такой вывод следует из исследования проведённого специалистами по компьютерной лингвистике из Школы инженерии им. Витерби при Университете Южной Калифорнии.

Языковой анализ сценариев примерно тысячи фильмов снятых за несколько последних десятилетий показал, что лексика мужских и женских персонажей существенно отличается. Так, у героев мужчин основной акцент в репликах сделан на темы успеха, секса и смерти. Женщинам же ожидаемо достались темы связанные с семейными ценностями.

«Сценаристы сознательно или подсознательно принимают устоявшиеся взгляды на гендерные роли, что влияет на их работу», — отмечают исследователи.

Более того, у мужчин, в принципе, оказалось больше слов – 37 тысяч реплик против 15 тысяч у женщин. Киногероев-мужчин также примерно в 2,5 раза больше женских персонажей.

Ничего удивительного в этом нет. Киноискусство, как и любой другой вид искусства, является художественным отображением или отражением реальности. В данном случае – отражением реальности общества, в котором до сих пор не преодолено подчинённое, униженное положение женщины, присущее любому строю основанному на эксплуатации человека человеком.

Фильм Член правительстваВпрочем, существует и обратная связь. Из всех искусств кинематограф обладает, возможно, самой мощной силой воздействия на массовое сознание. Это делает его крайне эффективным инструментом, как в деле воспитания и просвещения масс, так и для воспроизводства разнообразных штампов, навязывания и поддержания стереотипов мышления и поведения. Разница в том, какие задачи ставятся обществом перед мастерами киноискусства.

Советский кинематограф, в отличие от современного, был нацелен на разрушение патриархальных установок, выводя женские образы из замкнутого круга «дети-кухня-церковь». Прекрасным примером служит фильм «Член правительства» 1940-го года, в котором рассказана киноистория Александры Соколовой — бывшей батрачки, полуграмотной, забитой женщины, сумевшей в итоге стать руководителем колхоза и депутатом Верховного Совета.

Эта лента давала ориентир, пример для подражания, которому должны были следовать женщины молодой советской державы. Одновременно, в нём отражена и борьба против отсталых «домостроевских» взглядов, действительно шедшая в стране, строящей новое общество – общество равенства и справедливости для всех.