Новости образования: сокращения, падение зарплат, политические репрессии

26 апреля профсоюз «Учитель» организовал I независимый съезд учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования Москвы. На нём педагоги рассказали о существенном ухудшении ситуации с российским образованием.

Съезд педагогов и учителей МосквыЗарплаты учителей падают вместо обещанного два года назад Путиным роста до средних по региону. Путём нехитрых манипуляций со статистикой чиновники обходят постановление правительства Москвы, гласящее, что зарплаты педагогов не могут быть меньше, чем до начала реформы.

Также учителей переводят на срочные контракты — проверенный капиталистами способ контролировать работников и экономить на них. Договоры заключаются на 9 месяцев — с 1 сентября по 31 мая и предусматривают выплату отпускных за июнь и июль. Так что за август учителя не получают ни копейки.

Зато за счёт этой издевательской экономии в Москве зарплаты директоров школ возросли до 400 тысяч рублей, а их замов до 125 тысяч. Ведь директора в школьных коллективах играют важнейшую роль проводников интересов чиновников.

Какие же указания выполняют директора школ? Например, указание давать учителям больше часов нагрузки. Так, несмотря на урезанный уровень оплаты труда, можно показать, что зарплаты «растут» в соответствии с указом президента.

Но директора выполняют и политический заказ режима. Так, в Братске записали слова учителя истории, рассказавшего на уроке о Великой Октябрьской социалистической революции, и на этом основании его уволили за коммунистическую пропаганду. Напоминает антиутопию, в которой подлинная история страны оказывается под запретом. Но это не роман — в этой антиутопии мы с вами живём. И пока отточенная пропагандистская машина телевидения демонстрирует нам показное осуждение властями фальсификации истории в американских фильмах и антикоммунистической истерии на Украине, в России творится то же самое.

В связи с этим нельзя не вспомнить недавний случай в Хвалынске, где завучу школы стали грозить увольнением за недостаточно высокое число родителей, выбравших для своих детей преподавание основ православной культуры. Замглавы районной администрации по социальным вопросам интересовался, почему она не ходит в храм и не молится, требовал приглашать в школу местного попа. По его словам: «это вопрос политический».

Всё это закономерно: власти не нужны грамотные граждане, особенно хорошо знакомые с историей. Такими управлять тяжело, такие иногда восстают против системы грабежа. Нужны невежественные и богобоязненные — такие, какими хотели видеть жителей нашей страны руководители нацистской Германии.

Но вернёмся к материалам съезда. Рассказали педагоги и о том, как власти сокращают расходы на образование, организуя разрушительные слияния учебных заведений. Например, в Зеленограде в прямом и переносном смысле слили лучший математический лицей и детский сад для малышей с проблемами речи. При этом логопедов разогнали, а родителям пообещали, что для их проблемных детей будет организован кружок олимпиадных задач по математике.

Аналогичный погром проводится и в отношении дополнительного образования. В Москве из 130 музыкальных школ останутся лишь 30–40, а бюджетных мест и, соответственно, учителей в них станет на 10% меньше уже в этом году. Детские кружки в микрорайонах также активно закрываются под предлогом, что кружки теперь будут вестись в школах. Школы, в свою очередь, уже начали формально выполнять указание по охвату кружками не менее 75% учащихся: где простыми приписками, а где навязыванием.

Зачем всё это? Сказал же премьер Медведев:

«Мы понимаем, что возврата к советской системе дополнительного образования не будет».

Почему? По его словам, в российской экономике нет такого количества централизованных ресурсов. И, надо полагать, не предвидится — уровень советской экономики для капиталистической экономики современной России навсегда останется чем-то недостижимым. Зато Медведев отметил, что теперь есть предприниматели, которых в советский период не было. И вот эти-то предприниматели, которые, по словам премьера, занимаются не «голым чистоганом», а думают о будущем, якобы способны организовать хороший уровень дополнительного образования. Надо понимать, что не из благотворительности, за какие-то 5% прибыли, получение которой им будет гарантировать государство в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП).

Легко догадаться, что от этого перехода к ГЧП затраты на сам процесс обучения детей в кружках не изменятся. Зато совокупные расходы граждан на дополнительное образование, идущие как прямо из кармана, так и через налоги, вырастут на те самые 5% гарантированной предпринимателям прибыли. А значит, эти облагодетельствованные господа предприниматели смогут получше устроить своих детишек в европах и америках.

Но чтобы перейти к этой замечательной для узкой группы лиц системе, нужно доконать образование государственное. Поэтому многое ещё впереди: Минфин выступил с инициативой резко сократить число учителей и установить для них такой скользящий график работы, чтобы они могли преподавать сразу в нескольких школах. Те же слияния и увольнения ожидают не только школы и вузы, но и больницы, театры, музеи и другие социальные учреждения.

Несмотря на катастрофические результаты «оптимизации» в 2014 г., процесс уничтожения остатков социальных гарантий только начинается. И пока бо́льшая часть наших граждан молчаливо соглашается с творящимся беспределом, этот процесс будет только нарастать.

С резолюцией съезда учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования Москвы можно ознакомиться по ссылке.

Олег Таранов