Нужны ли ритуальные митинги?

Недавно прошел Первомай, главный и отмечающийся по всему миру социалистический праздник, день международной солидарности трудящихся. У одних этот день ассоциируется с «миллионорукими» рабочими массами, выходившими на площади Нью-Йорка и Лондона в конце XIX века, у других – с нелегальными маёвками русских революционеров начала XX столетия. А у большинства населения современной России он ассоциируется, в первую очередь, с лишними выходными и шашлыками на природе. Политическая составляющая российского Первомая начала таять ещё во время Хрущёвской оттепели, а сейчас, по всей видимости, этот процесс почти завершился.

Наши власти не были бы самими собой, если бы не постарались выкорчевать всё напоминающее людям о социализме. Если во времена Хрущёва и Брежнева Первомай хотя бы на словах оставался днём рабочей солидарности, то сейчас это некий «праздник весны и труда». То же самое можно сказать о дне Великой Октябрьской Социалистической Революции, 7 ноября, заменённом каким-то безликим и непонятным «днём народного единства».

Поэтому сами демонстрации никуда не делись, но если в крупных городах они являются парадами жёлтых профсоюзов и прокремлёвских молодёжных организаций, то в маленьких городках дело обстоит ещё хуже. Собственно, демонстраций там обычно и нет – дело ограничивается митингом или, в худшем случае, двумя. Да, два митинга в данной ситуации – действительно хуже, чем один, потому как один ритуальный митинг с участием всех-всех-всех парламентских партий (включая КПРФ, естественно) – это, всё-таки, не самое страшное издевательство над Первомаем. Гораздо хуже, когда КПРФ решают проводить отдельный митинг. Представьте: полупустая площадь среднестатистического российского городка. Посередине стоит одинокий Ильич. Рядом с ним – несколько дедушек и импровизированная трибуна. Пара десятков граждан среднего возраста, собравшихся, скорее, по привычке. Самое ужасное, если есть звукоусиливающая аппаратура. В таком случае, над площадью обязательно разносятся песни брежневской эпохи, а перед началом митинга несчастным слушателям, скорее всего, дадут послушать первомайское поздравление от Зюганова — с проклятьями в адрес США и русофобов. Молодёжи тут, скорее всего, не сыщется вовсе. Но если в этом городке всё же есть хоть один комсомолец – значит, полиции на этом митинге будет в два (а то и в три) раза больше, чем представителей КПРФ и собравшихся граждан. Комсомольца несколько раз сфотографируют, возможно – перепишут его данные. Вероятно для того, чтобы он понял, что участвовать в таких адских протестных акциях – дело нехорошее, и Старший Брат следит за ним.

Нужны ли ритуальные митинги?

Будут речи, полные ностальгии дедушек по временам Советского Союза – унылые, местами трогательные, но абсолютно беззубые по своему содержанию. Бесконечное повторение того, что и так всем известно – чиновники воруют, бедные беднеют, а богатые богатеют, и так будет продолжаться ровно до тех пор, пока все присутствующие не подпишутся на газету «Правда».

На первый взгляд непонятно, для чего вообще нужны эти ритуальные КПРФные митинги — как на 1-е мая, так и на 7-е ноября. Если в крупных городах у них есть хоть какой-то смысл – продемонстрировать количество партийцев, например, то в маленьких городах всё происходит с точностью наоборот. Провластные газетёнки радуются и исходят желчью – как, например, здесь: «если КПРФ считают себя вправе претендовать на роль победителей, почему их митинг, посвященный столь значимой для любого коммуниста дате, собрал такое мизерное количество участников? Может быть, всё дело в реальном политическом раскладе?»

Ответ напрашивается сам собой. У большинства жителей России именно КПРФ прочно ассоциируется с «коммунистами», поэтому такие вот «акции» отчасти призваны наносить ущерб репутации коммунистического движения в стране. А для тех, кто всё же решил поучаствовать, это ещё и неплохая возможность спустить пар и ощутить себя причастным к чему-то важному и народному. Всё по классической схеме господина Зубатова.

Исходя из вышеперечисленного, возникает вопрос – стоит ли вообще сознательным коммунистам посещать ритуальные акции КПРФ? Или же лучше проводить свои отдельные мероприятия?

Я полагаю, что коммунистам не стоит посещать подобные ритуальные акции. Во-первых, не следует создавать КПРФ массовку. Во-вторых, любой молодой человек на такой акции – это подарок для полиции, а попадать «на карандаш» охранки из-за митинга мелкобуржуазной партии, по меньшей мере, неумно. Если и праздновать Первомай активно, «в колоннах», то только там, где достаточно много идейной молодёжи, готовой встать под знамёна настоящих коммунистов, на не имеющих отношения к КПРФ акциях.

Нужны ли ритуальные митинги?

Правда, пока что это возможно только в крупных городах, но и активистам из провинции не стоит отчаиваться. Здесь можно взять на вооружение опыт европейских товарищей, например – из шведского «Revolution Kommunistisk Ungdom» («Революционный Коммунистический Союз Молодёжи»). Их организация довольно малочисленна, но при этом, что называется, «на слуху». В маленьких городах их акции, обычно, выглядят следующим образом: на одной из оживлённых улиц (а в идеале – неподалёку от какого-нибудь учебного заведения) ставится агитационный столик, пара флагов, возможно – баннер. На столике – литература, брошюры и газеты организации. Рядом – несколько молодых людей, весёлых и приветливых, раздают прохожим листовки, общаются с ними, рассказывают об организации. Это выглядит несравненно бодрее КПРФных ритуалов.

Нужны ли ритуальные митинги?

Что-то подобное совсем несложно организовывать и у нас. Особенно учитывая то, что наши городские администрации с большой неохотой разрешают проводить какие-либо мероприятия на площадях, а такую вот маленькую акцию на улице, скорее всего, разрешат. Не говоря уже о том, что пользы это принесёт гораздо больше, чем участие в КПРФной некромантии. Живое общение с прохожими – пожалуй, одна из лучших форм уличной агитации. И, конечно, совсем необязательно проводить такие акции исключительно на Первомай или 7-е ноября.

В завершении хотелось бы отметить, что когда мы видим, что в каком-нибудь Лондоне на первомайские акции выходит 15-20 тысяч человек – по большей части, молодёжи – надо понимать, что это, в первую очередь, результат активной и серьёзной работы с этой самой молодёжью, проводимой партиями вроде CPGB-ML. Вот этой местами скучной и рутинной, но от этого не менее важной работе и следует уделять максимум внимания, времени и сил. Праздничную же показуху можно со спокойным сердцем оставить господам из КПРФ.

 

тов. Андреев