Памяти Николая Островского

От редакции. 22 декабря 2016 года исполняется 80 лет со дня смерти выдающегося советского писателя Николая Алексеевича Островского.

Мы публикуем статью С.В. Багоцкого посвященную этому выдающемуся человеку, прожившему неординарную жизнь. В этой статье автор касается некоторых аспектов жизни и творчества Николая Алексеевича, разоблачает при этом некоторые мифы (например, миф о том, что «Как закалялась сталь» писал якобы не сам Островский).

Николай Островский

Николай Островский

Следует отметить, однако, что некоторые сравнения автора выглядят достаточно неожиданно, выводы также во многом спорны. Таковым, например, является предположение о кровном родстве Николая Алексеевича Островского с Лесей Украинкой. Также несколько странным является и сравнение бессмертного произведения Островского с Евангелием. 

Кроме того, в статье не даётся полного представления о биографии писателя. Что бы несколько исправить это мы даём ниже краткую биографию Островского.

Родился Родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи (ныне Острожского района Ровненской области Украины) в семье унтер-офицера и акцизного чиновника Алексея Ивановича Островского (1854—1936). Был рано принят в церковно-приходскую школу, по «причине незаурядных способностей», которую окончил в 1913 году.

Юность Островского пришлась на тяжелые, суровые годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Какой только власти на Украине в то время не было: немцы, петлюровцы, белогвардейцы, поляки сменяли друг друга, приходили и пытались навести свои порядки, соревнуясь друг с другом в грабежах, казнях и бесчинствах.

Во время немецкой оккупации был участвовал в подпольной деятельности, в 1918-1919 годах был связным ревкома. 20 Июля 1919 года Николай Островский вступил в комсомол, а уже 9 августа того же года добровольцем ушел на фронт. В августе 1920 года тяжело ранен шрапнелью в спину, после чего был демобилизован. Состоял в рядах ЧОНа, боролся с повстанцами.

После демобилизации, в 1921 году будущий писатель учился в Киеве в электротехникуме. Одновременно работая помощником электромонтера. В 1922 году участвовал в строительстве узкоколейной железной дороги, необходимой для подвоза дров в Киев. Во время этой стройки Островский сильно простудился, после чего заболел еще и тифом. После выздоровления был комиссаром батальона Всевобуча в Берездове. В 1924 году вступил в ВКП(б).

В результате перенесенных тяжелых ранений и болезней в 23 года Островский стал инвалидом, прикованным к постели. Казалось, ранения и болезнь всё же вырвали его из рядов борцов, лишив его не только возможности не только двигаться, но да же и зрения. Но это не могло сломить такого борца, каким был Островский. Итон нашел выход. Начал писать. Рукопись первой книги, повести о котовцах, была утеряна при пересылке. Следующей работой, книгой принесшей ему мировую известность, стал роман «Как закалялась сталь». Следующей работой островского стал роман «Рождённые бурей», запланированный автором в трёх частях. К сожалению, он успел написать лишь первую часть. 
22 декабря 2016 года исполняется 80 лет со дня смерти выдающегося советского писателя и национального героя Николая Алексеевича Островского (1904 — 1936).

Творчество Николая Островского нельзя оценивать только с позиций литературоведения. «Как закалялась сталь» — это важнейший исторический документ своей эпохи. И, вместе с тем, выходящее далеко за пределы политических проблем своего времени глубокое размышление о Смысле человеческой жизни и о том, что может стать для Человека опорой в запредельно тяжелой ситуации. В некотором смысле книгу, написанную атеистом Николаем Островским, можно поставить в один ряд с Евангелием.

Рассказывают, что после посещения Музея Николая Островского один православный батюшка с уважением сказал: «Господь наш, Иисус Христос, провисел на кресте только сутки, а Николай Островский – целых девять лет!». После чего почтительно перекрестился.

Биографии и творчеству Николая Островского посвящено большое число исследований. И, тем не менее, многое остается непонятным.

Не существует общепринятой точки зрения о том, от какой болезни умер Николай Островский. Мы знаем симптомы, но не знаем причины, их породившие. Чаще всего, высказываются две версии, совершенно по разному рисующие облик писателя.

Согласно одной версии (изложенной, в частности, в Википедии) Николай Островский умер от болезни Шарко. Болезнь Шарко – это одна из форм рассеянного склероза — тяжелое заболевание нервной системы, на поздних стадиях порождающая серьезные психические нарушения и, нередко, слабоумие. Эта версия приятна сердцу наших классовых врагов, ибо характеризует писателя, как психически больного и неадекватного человека.
Согласно другой версии Николай Островский умер от тяжелого соединительнотканного заболевания – болезни Бехтерева. Никаких нарушений в нервной системе у него не было.

Болезнь Бехтерева может развивается (хотя не обязательно развивается) при наличии определенных наследственных нарушений. Её развитие провоцирует сильное и длительное охлаждение и нервные перегрузки. И того и другого в жизни Николая Островского было более чем достаточно.

Болезнь Бехтерева сегодня не излечима, но современная медицина может замедлить развитие болезни до такой степени, что пациент успеет умереть от каких-то других причин. Но для этого нужно поставить правильный диагноз на ранних стадиях развития заболевания. Во времена Николая Островского делать этого не умели.
В 1960-х годах советский генетик Владимир Павлович Эфроимсон (1908 — 1989), проанализировав биографии большого числа выдающихся людей, сформулировал представления о заболеваниях, побочным результатом которых является повышенная работоспособность и даже сверхработоспособность. В.П. Эфроимсон составил перечень таких заболеваний (подагра, синдром Марфана, синдром Морриса, циклотимия и т.д.). Некоторые авторы предлагали расширить этот список, включив в него ещё ряд заболеваний. В частности, болезнь Бехтерева и некоторые другие соединительнотканные заболевания. Тогда многие особенности биографии Николая Островского становятся понятными.

Николай Островский

Николай Островский

В процессе подготовки статьи я консультировался со специалистом-медиком, который сказал, что считает версию о том, что Николай Островский умер от болезни Шарко совершенно несерьезной, а версию относительно болезни Бехтерева – вполне вероятной. Хотя клиническая картина развития болезни и не вполне типична.

Ещё одна таинственная деталь в биографии Николая Островского – его бросающееся в глаза сходство с самой выдающейся женщиной-писателем в отечественной (а, может быть, и в мировой) литературе Лесей Украинкой (Ларисой Петровной Косач, в замужестве — Квитко (1871 – 1913)).

Это сходство не ограничивается внешностью. Леся Украинка родилась в Новограде-Волынском. До Шепетовки один час на поезде.

Но главное даже не в этом. Главное – в сходстве биографий и общих чертах творчества.
С подросткового возраста Леся Украинка была тяжелым инвалидом. У неё было неизлечимое в те годы соединительнотканное заболевание (правда, не то же самое, что у Николая Островского). До паралича дело не дошло, хотя передвигалась писательница с большим трудом. При всем при том Леся Украинка отличалась исключительной работоспособностью и силой воли.

Первой среди писателей Российской империи Леся Украинка вывела отечественную литературу за пределы

Леся Украинка

Леся Украинка

российской жизни. Действия её пьес происходят в самых разных странах в самые разные эпохи. Но практически всегда – на крутых поворотах истории.

Одна из сквозных тем Леси Украинки – поведение мужественного человека в ситуации, которая выглядит совершенно безнадежной. Хватит ли у него мужества, чтобы не сломаться? В чем он может найти опору? Эта же тема становится главной в романе «Как закалялась сталь». Живший в 3 веке христианин-подпольщик Марциан из пьесы Леси Украинки – ближайший литературный предшественник умирающего от неизлечимой болезни Павла Корчагина.

Мне не приходилось встречать каких-либо подтверждений гипотезы о том, что Леся Украинка и Николай Островский – близкие родственники. Но этот вывод почти самоочевиден. За спиной Николай Островского очень четко просвечивает тень Старшей Сестры с явными признаками гениальности.

Давайте теперь поговорим о главном произведении Николая Островского – романе «Как закалялась сталь».
Работу над книгой Николай Островский начал в 1927 году, будучи уже тяжело больным. По-видимому, изначально он не планировал писать большое произведение. Замысел книги модифицировался уже в процессе работы.
Многие критики, особенно из антикоммунистического лагеря, подчеркивают многочисленные расхождения между биографией писателя и его героя. Думаю, однако, что это не имеет существенного значения: художественное произведения – это не автобиография, написанная для отдела кадров. Писатель вправе, по свооему усмотрению, изымать из книги те или иные события и описывать то, чего в реальной жизни не было. Но, по художественной логике, вполне могло было быть.

Николай Островский, в отличие от Павла Корчагина – не кухаркин сын. Его отец, отставной унтер-офицер, уже достаточно немолодой, работал мастером на ликеро-водочном заводе. И зарабатывал при этом неплохо. Когда он потерял работу, матушка будущего писателя одно время действительно работала кухаркой. Но это продолжалось недолго.

Учился Николай Островский хорошо и учителя отмечали его способности. Но отличительной чертой будущего писателя было запойное чтение.

Почти в любом школьном классе можно встретить одного-двух запойно читающих подростков. Свою читательскою биографию они начинают с приключенческой литературы (в наши дни – с фэнтези), но быстро добираются и до более серьезных произведений. Запойно читающие подростки отличаются обычно независимостью взглядов, стремлением осмыслить окружающий мир, острой реакцией на несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Запойно читающие подростки нередко не только читают, но и пишут.

Отношения таких подростков со школой складываются достаточно сложно. Учатся они, как правило хорошо, ибо обладают способностями. Но в школьную жизнь вписываются плохо по причине своей независимости.
В мировой литературе создано два ярких образа запойно читающего подростка. Это Павел Корчагин и Холден Колфилд из романа американского писателя Джерома Сэлинджера (1919 – 2010) «Над пропастью во ржи». Интересно, что Холден Колфилд мечтал встретиться с авторами любимых книг и поговорить с ними о жизни.
Ни Павел Корчагин, ни Холден Колфилд в окружающую жизнь явно не вписывается. Но реагируют они на этот факт по разному. Холден тихо страдает и иногда пытается бунтовать, а Павел Корчагин, начиная со стихийного бунта, переходит к сознательной и целенаправленной деятельности, направленной на переустройство жизни.
В связи с вышеизложенным не могу не заметить, что в современных условиях запойно читающие подростки являются очень перспективным контингентом для пополнения рядов комсомола и Коммунистических партий.
О героических делах Павла Корчагина на фронтах Гражданской войны, на строительстве железнодорожной ветки в Боярке писалось в советское время очень много. Я не буду об этом говорить. Во-первых потому, что все это хорошо известно читателю, а, во-вторых, потому, что по большому счету – это не главное. Главное – это философская проблема, поставленная автором в книге. В чем может найти опору человек в ситуации, которая выглядит совершенно безвыходной. Именно жесткая постановка и обсуждение этой проблемы и сделало «Как закалялась сталь» уникальным произведением в мировой литературе.

Первой в мировой литературе эту проблему поставила Леся Украинка. Она показала трагедию мудрой Кассандры, которая все понимает, но ничего не может изменить. И трагедию христианского подпольщика адвоката Марциана, действующего в ситуации, которая выглядит совершенно безнадежной. Уже в 1930-40-е годы эта проблематика обсуждалась в рамках философского течения, именуемого экзистенциализмом. Правда, несколько в ином контексте. Набирающий силу германский фашизм формировал иллюзию своей непобедимости и перед людьми вставал выбор: или склониться перед мировым свинством, приспособившись к нему, или противостоять ему без надежды на победу. Философы и писатели, творившие в рамках экзистенциализма, склонялись к мысли о том, что второй выход является более достойным. И что следует продолжать борьбу, даже без надежды на победу. «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» — сказала по этому поводу Долорес Ибаррури, которая, впрочем, придерживалась иных философских взглядов.

Успешное наступление Советской армии в 1944-45 годах сделало эту диллему неактуальной. Оказалось, что борьба с фашизмом вовсе не безнадежна и мировое свинство можно победить.

Николай Островский рассматривал немного иную ситуацию. Катастрофа его героя носила личный, а не всеобщий характер. Коммунистическое движение, несмотря на стоявшие перед ним серьезные проблемы, динамично развивалось и не было никаких признаков его поражения. Но вот жизнь самого писателя быстро приближалась к катастрофе.

Что позволит человеку не сломаться в подобной ситуации? Николай Островский дал на это четкий ответ: Человек должен воспринимать себя частью чего-то большего, чем он сам. И тогда он сохранит психологическую устойчивость в самой тяжелой личной ситуации. Сам Николай Островский воспринимал себя как маленькую часть мировой армии борцов за освобождение человечества. Но, в принципе, возможны и другие варианты. Так, один из крупнейших физиков-теоретиков нашего времени Стивен Хокинг (род. 1942) рассматривает себя как маленькую часть мирового процесса, раскрывающего для Человечества тайны природы. И, несмотря на практически полный паралич, разбивший его в возрасте 30 с лишним лет, продолжает очень активно и, я бы даже сказал, азартно, работать в науке. И не только в науке. Он пишет научно-популярные книги (на русском языке опубликовано 14 его научно-популярных книг и это далеко не все), занимается политической деятельностью весьма левого направления, много путешествует. Однажды Хокинг даже подал в НАСА заявление о своем желании полететь в космос. Но ему вежливо отказали.

Стивен Хокинг

Стивен Хокинг

И у неизлечимо больного Николая Островского и у неизлечимо больного Стивена Хокинга была психика здоровых людей. И мы понимаем, почему. Они руководствуются установкой: человек умирает, а его дела остаются. Вместе с окружающим их миром. И потому не боятся смерти.

Индивидуалисты, ставящие в центр мира Себя Любимого, оказываются поразительно неустойчивыми и беспомощными в трудной ситуации. Выходом для них становятся алкоголь, наркотики и, во многих случаях, самоубийство.

Хотелось бы ещё поговорить о некоторых сюжетных поворотах романа и стоящих за ними идеях.
Довольно много места уделяется в романе отношениям его героя с женщинами.
На самом деле Тоню Туманову звали Люба Борисевич. Какой-либо существенной социальной дистанции между ней и Николаем Островским не было. И конфликтов на политической почве тоже. Просто, как нередко бывает в жизни, любовь постепенно угасла. Хотя и сохранились хорошие отношения. В конце жизни Николай Островский подарил Любе экземпляр своего романа с автографом.

Тоня – умная девушка и прекрасно понимает, что по уровню развития личности кухаркин сын Павел Корчагин стоит неизмеримо выше молодых людей её круга. Это и влечет Тоню к Павлу. А для Павла Тоня – это ручеек, позволяющий освоить пока ещё недоступную ему более высокую культуру. На этом и строятся их отношения и это же служит причиной их распада. Павел Корчагин растет, а Тоня остается на месте. И наступает момент, когда Тоня перестает соответствовать тем требованиям, которые Павел Корчагин предъявляет своей подруге. А подруге становится тяжело тянуться вверх. Разрыв становится неминуемым.

Как и многие читающие подростки, Павел Корчагин не увлекается коллекционированием побед на эротическом фронте. В отношении с женщинами его интересует качество, а не количество. И он делает ставку на любовь, а не на случайные связи.

Казалось бы, такая установка заслуживает одобрения. Но…

Одной из наиболее сильных сцен романа является сцена в белогвардейской тюрьме, где сидит Павел Корчагин. Ночью к нему подходит девушка и говорит, что завтра на допросе её все равно изнасилуют. Отдавать свою девственность насильникам девушка не желает и просит Павла овладеть ею. Павел отказывается…

Вообще говоря, одной такой сцены вполне достаточно для того, чтобы признать Николая Островского Великим писателем. Насколько я знаю, в мировой литературе ничего подобного не было и нет. По-видимому, за этим эпизодом стояло реальное событие, которое мучало писателя. И надо прямо сказать, что Павел Корчагин, который предпочел сохранить верность своей любимой Тонечке, поступил в данном случае по свински.

А затем в жизни Павла Корчагина появляется Рита Устинович.

Биографы писателя так и не смогли найти прототипа этой героини. Скорее всего, его и не было. Рита Устинович для Николая Островского – это Идеал Женщины, а не реальный персонаж.

Самая главная отличительная особенность Риты Устинович – это её, в значительной степени инстинктивное, умение чувствовать психологию окружающих людей. И умение видеть их потенциальные возможности. Эти качества делают Риту не только умной, но и мудрой.

Такой набор качеств принято называть социальным интеллектом. Хотя этот термин употребляется и в другом смысле. К сожалению, обыденная семейная жизнь с идеалом невозможна. Это хорошо чувствуют и Николай Островский и его герой. Поэтому отношения Павла Корчагина и Риты не получают логического завершения. Что, увы, вполне закономерно.

Через сорок лет после смерти Николая Островского Рита Устинович воскреснет в романе И.А. Ефремова в образе Таис Афинской. А ещё через тридцать – в образе Алисы Селезневой из кинофильма «Гостья из будущего».

В конце концов, Павел Корчагин женится на тихой, скромной и достаточно бесцветной женщине. Никакой любви здесь, разумеется, нет. Его отношения с женой – тихая гавань, которая необходима герою для того, чтобы достойно завершить свою жизнь, написав роман о своем поколении и себе.

Эротические сцены в романе «Как закалялась сталь» совершенно прекрасны и пусть будет стыдно отдельным гражданам, клеветнически утверждавшим, что в СССР не было секса.

Нередко говорят, что у Павла Крчагина не было «личной жизни», а только общественная. Простите, но откуда это следует? Успехом у женщин Николай Островский, несомненно, пользовался. Вспомним хотя бы о том, что первый вариант романа «Как закалялась сталь» для автора переписала от руки его молодая соседка. Женщина, не испытывавшая к автору романтических чувств, вряд ли способна на такое. А ведь писатель к этому моменту был уже почти парализован.

Как Николай Островский, так и Павел Корчагин никогда не ставили общественное выше личного. По той простой причине что границы между этими сферами жизни у них не было: общественное для них было личным. И была просто жизнь, наполненная целенаправленной и осмысленной деятельностью. А разделение жизни на общественную и личную – это продукт общества, основанного на наемном труде, где человек полдня пашет на дядю или государство, после чего полдня оттягивается. Иногда со вкусом, а чаще без вкуса. Этот уровень писатель и его герой переросли.

Ещё одна интересная сторона книги – описание внутрипартийной оппозиции в 1920-х годах. Такие описания в произведениях 1930-х годов носят явно карикатурный характер, а в более поздние времена писатели к этой теме не обращались. А Николай Островский вывел яркие образы оппозиционеров, заставляющие о многом задуматься.

Безусловно, И.В. Сталин, сумевший установить контроль над партийным аппаратом, вел внутрипартийную борьбу более грамотно, чем его оппоненты. Но главная причина его победы не в этом. По большому счету Сталин победил не благодаря интригам, а благодаря тому, что сумел предложить сильный Проект развития страны. Ни Зиновьев, ни Каменев, ни Бухарин, ни Рютин этого сделать не сумели. Критикуя (и, в ряде случаев, справедливо) многие стороны политики Сталина, они не сумели предложить сильной альтернативы. Поэтому народ за ними и не пошел. А пошел за Сталиным, хотя при этом и выражался с использованием ненормативной лексики.
Николай Островский изобразил в своем романе партийных и комсомольских работников, чьи амбиции явно превосходили деловые качества и простое трудолюбие. Цветаев и Дубава, при всех их способностях, которые признает Николай Островский, не были склонны и способны каждодневно «пахать». Они ориентировались на быстрый успех. Когда быстрый успех не приходил, они теряли интерес к делу социализма и уходили в «личную жизнь», что ярко показал писатель на примере того же Дубавы. Это обстоятельство и привело их в оппозицию, ибо критиковать куда проще, чем работать. А они уже привыкли двигаться путем наименьшего сопротивления. Тем более, что сильного интереса к существу социалистических преобразований у них нет, партийная работа для них – это лишь способ самоутверждения. В лучшем случае – самореализации.

Совершенно другим персонажем является зав. сектором учета Туфта. Николай Островский, несомненно, видел этот тип, но осмыслить его всерьез писателю не удалось. Отчего зав. сектором учета получился не живым человеком, а карикатурой. Этот тип был осмыслен сорок лет спустя в романе Мориса Давыдовича Симашко (1924 — 2000) «Маздак», посвященном победе и поражению Маздакидской революции, свершившейся в Иране в эпоху раннего Средневековья. Идеологический работник Маздакидской революции Лев Разумник – тот же Туфта, только гораздо глубже осмысленный. И процесс формирования характера подобных персонажей, Морис Давыдович описал очень убедительно.

И Туфта и Лев Разумник очень трудолюбивы. Но увы, бездарны. Их бездарность определяется, в конечном итоге, кругом интересов: их не интересует существо дела, которым они занимаются. То есть, проблемы, которые подняли народ на революционную борьбу. Их цель одна – стать своими в компании ярких сверстников. Достигнуть этого они могут какими-то очень специализированными достоинствами, не требующими большого интеллекта, но требующими большой усидчивости и трудолюбия. Для Туфты это сверхаккуратный учет комсомольцев, для Льва Разумника – доскональное знание трудов Вождей маздакидской революции. Ощущение приобщенности к этой компании и к делу, которым она занимается, является для этих персонажей источником душевного комфорта.

Туфта не обречен на то, чтобы стать оппозиционером. Он по привычке идет за яркими сверстниками Цветаевым и Дубавой. Но, следуя за другими яркими сверстниками, он мог оказаться и на стороне сталинистов, которые бы оценили его исключительные исполнительские качества. Так же, как были высоко оценены исключительные исполнительские качества Николая Ивановича Ежова (1895 — 1940). Правда, до поры до времени.
В списке злодеев, порожденных отечественной историей, Н.И. Ежов заслуженно занимает одно из первых мест. И. вместе с тем, люди, лично знавшие Ежова, отзываются о нем хорошо. Он и добрый, и отзывчивый, и хорошо поет. По своей натуре Николай Иванович вовсе не злодей. Точно так же и Лев Разумник изображен не злым и достаточно отзывчивым человеком. Но, несмотря на природную доброту, этот персонаж может творить такие дела, на которые настоящий злодей вряд ли способен. И главным мотивом его злодейств является сладостное чувство приобщенности к большому делу при полном равнодушии к его существу. Поэтому зав. сектором учета Туфта — это почка, из которой может развиться очень ядовитый побег. В послереволюционном российском обществе Николай Островский увидел эту почку одним из первых.

В антикоммунистических кругах неоднократно утверждалось, что «Как закалялась сталь» написана не Николаем Островским, а группой писателей, выполнявших заказ советского агитпропа. Говорилось, что первоначальный текст романа был достаточно сырым и над ним серьезно поработала целая команда литераторов.
Наверное, первоначальный вариант романа действительно был сырым. Удивительно, если бы человек, даже и обладающий выдающимися литературными способностями, но не имеющий литературного опыта, с первого раза смог создать произведение, лишенное серьезных недостатков. И конечно, по роману серьезно прошлась рука редакторов. Более того, в каноническом тексте романа есть страницы, которые явно не принадлежат Николаю Островскому. Например, дневник Риты Устинович, несомненно написан женщиной.

Тем не менее, существует такое понятие, как «авторский почерк» (не в каллиграфическом, а в стилистическом смысле). Он совершенно индивидуален и четко прослеживается в романе. Можно, конечно, предположить существование талантливого писателя, написавшего книгу, которую выдали за роман инвалида Николая Островского. Но где другие произведения этого таинственного писателя? Их нет.

Но главное даже не это. Основные идеи книги безусловно принадлежат самому Николаю Островскому. И основные художественные находки тоже. В этом нет сомнений.

В настоящее время коммунисты ведут активную борьбу за возвращение романа «Как закалялась сталь» в школьную программу по литературе. Думаю, что эта борьба не имеет смысла. В стране победившей контрреволюции «Как закалялась сталь» в школьной программе выглядит столь же странно, как памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому на одной из центральных площадей Москвы. Но, вместе с тем, это произведение следует активно пропагандировать. И не только само произведение, но и книги о нем. В частности, содержательную, хотя и спорную книгу Льва Александровича Аннинского (род. 1934) «Обрученный с идеей».
Однако есть категория читателей, которым роман Николая Островского жизненно необходим. Это тяжело больные дети.

Лет 15-20 лет назад в отечественную систему образования активно пытались внедрить так называемую «валеологию», которую представляли как науку о здоровом образе жизни. И много говорилось о необходимости приучить подрастающее поколение больше думать о своем здоровье. Мотивировалось это, в частности, тем, что в нашей стране много больных детей.

Былая и, отчасти, сохранившаяся популярность этой точки зрения свидетельствует о полнейшей психологической безграмотности многих работников народного образования. Ибо в работе с больными детьми нужно действовать прямо противоположным образом: всячески отвлекать детей от мыслей о собственном здоровье. Больной ребенок должен как можно меньше думать о своей болезни. А для этого у него должны быть сильные и устойчивые интересы во внешнем мире. Этому, собственно, и учит книга Николая Островского, которая может и должна стать поддержкой в трудные минуты.

Рыцарь из «Плутишкиной сказки» В. Озерова привез искалеченному на войне мальчику марки…

Вне зависимости от нашего отношения к коммунистам и к коммунистической идеологии нельзя не признать творчество Николая Островского выдающимся явлением мировой литературы. Его книга «Как закалялась сталь» относится к числу очень немногих литературных произведений, которые останутся в веках.

В заключение отмечу, что Шепетовка, в которой провел свое детство Николай Островский, дала нашей стране ещё одного национального героя. Когда в город пришли фашисты, школьник Валентин Котик (1930 — 1944) стал подпольщиком, а затем и партизаном. На основании геометрических соображений он догадался, где проходит кабель, связывающий штаб фельдмаршала фон Манштейна со ставкой фюрера. Несколько подложенных в нужных местах мин оставили фельдмаршала без связи, что сильно помогло советским войскам, освобождавшим Киев.

Учите, дети, геометрию! В боях пригодится…

В феврале 1944 года Вале Котику исполнилось 14 лет. Через несколько дней он погиб в бою. Валя стал самым юным в истории нашего Отечества Героем Советского Союза.

Сергей Багоцкий