Платное образование – профессионалов изживание

К тому, что СССР не даёт покоя либеральным мыслителям, и что такой «полит юмор» пользуется спросом уже, наверное, все привыкли. Но самое возмутительное в этой «шутке» даже не это.

Дополнительное образованиеСамое возмутительное — это сытый снобизм. Сложно представить, что кому-то приходится заниматься не саморазвитием, а выживанием. Зато легко их презирать за отсутствие интереса к профессиональному искусству. Только интерес на пустой почве не возникает, откуда брать этот интерес и знания тем, у кого нет достаточного количества денег? Если по статистическим данным, начиная с девяностых, количество центров детского творчества, самодеятельных кружков и студий, значительно снизилось (в период с 1991 до 1998 количество клубных учреждений снизилось на 15,6 тыс.) Практически во всех (особенно хороших) коллективах занятия платные. Даже если они базируются в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Сборы эти незаконные, без чеков и квитанций. Руководители кружков раз в месяц собирают с родителей учеников деньги за посещение занятий и делятся частью с директором центра или дома культуры.

Знания становятся дорогим товаром. Но дело даже не в этом. В учреждениях детского дополнительного образования сегодня не дадут ученикам профессиональных знаний, максимум — ориентацию на то или иное направление деятельности. (Это из учеников куйбышевской любительской студии танца Натальи Даниловой фактически сформировалась первая балетная труппа Самарского театра оперы и балета. Сейчас вряд ли найдётся самодеятельный коллектив такого уровня). Дело в том, что у нас сейчас практически полностью отсутствует система общественного воспитания. Дело школы учить, а не воспитывать, как сейчас говорят. Воспитательную функцию могли бы взять на себя учреждения дополнительного образования. Но сколько компетентных преподавателей работают в этих кружках? Если не брать скандальные случаи непрофессионализма и невежества (оренбургские «пчёлки»), сколько остаётся внутри? Пройдите из интереса как зритель на какой-нибудь фестиваль детского творчества, посмотрите. Получается, техникумы и вузы культуры готовят плохих специалистов? Нет, просто выпускники с хорошей подготовкой, знаниями и художественным вкусом уходят работать в профессиональные труппы или частные фитнес-центры и студии.

Почему так происходит? Потому что ставка педагога дополнительного образования за 18 часов педагогической нагрузки в неделю — около 6-7 тысяч рублей (без учёта стимулирующих, которыми начальство некоторых учреждений любит шантажировать). Потому что муниципальное задание в минимум 15 человек в одной группе не учитывает размеров помещения, и от этого страдает качество обучения. Потому что за участие в конкурсе самодеятельный коллектив из десяти человек отдаёт около 9-10 тысяч рублей оргвзноса. Потому что на бесплатных курсах от департамента образования не дают по-настоящему ценных знаний, а хорошие мастер-классы от профессионалов стоят от 10 тысяч за 72 часа.

Дополнительное образованиеПока ещё не распродали все дома культуры — советское наследие — ведь можно проводить смотры и фестивали (бесплатные!), круглые столы, семинары, приглашать на гала-концерты профессиональные коллективы. Ведь сцены многих домов культуры стоят пустыми, и проводятся там раз в год отчётные концерты коллективов и, если повезёт, один муниципальный конкурс. Можно, конечно, обвинять и в некомпетентности, и в нежелании развиваться, но объективно — возможностей мало. Эти возможности необходимо создавать. Пока что ситуация иная. Директора воруют, принуждают к участию в платных конкурсах, шантажируют стимулирующими выплатами. То, что ещё держится на плаву, держится на голом энтузиазме педагогов.

Необходимо понять, что такой расклад выгоден власти со всех сторон. С её точки зрения, знание — вовсе не необходимость, не естественное право, а платная услуга. Потому что мыслящими людьми сложнее управлять. И объединяться в борьбе с ними необходимо всем нам: педагогам бороться за возможность свободно, творчески и качественно работать и получать за свой труд достойную оплату и уважение, работникам культуры — против тенденции к отуплению и оскотиниванию, против превращения искусства в элитарное и недоступное широкому кругу, родителям — за то, чтобы дети получали по-настоящему ценные знания.

Дарья Чернова