Пять причин, почему коммунисту будет полезно прочитать роман Германа Гессе «Игра в бисер»

Краткие рассуждения о романе

В общем-то, я давно уже понял, что периодически читать книги, далёкие от твоего круга интересов дело нужное. Это не просто расширяет кругозор. В твой мир как бы вливается новая струя, пусть чужая, но необходимая. Читая такие книги, пропуская их через себя, сам же лучше понимаешь свои собственные убеждения.
Недавно друг порекомендовал мне «Игру в бисер» Гессе. Я обещал прочитать и спустя неделю или две открыл первую страницу. И сразу понял – не моё, ну вот совершенно от меня далёкое произведение. Но уже останавливаться было нельзя.

Что же полезного из прочтения романа удалось мне извлечь как коммунисту?

Игра в бисер1. Я стал лучше понимать непродажную, но аполитичную творческую интеллигенцию. Именно непродажную – это здесь ключевое слово. Йозеф Кнехт, герой романа постигает искусства, языки, сложную игру, связанную с построением ассоциаций в науке и искусстве, обучает людей. Часто то, что он делает, никак не помогает обществу, а только ему самому. Иногда же он случайно «попадает в десятку», оказывается полезен людям. У него есть своя, только ему понятная, но вполне гуманная и человечная цель. Но эту свою творческую цель он никогда не продаст. Он не способен на мимикрию и подлость. Он идеалист, но совершенно чужд идеям социального расизма и всякого высокомерного взгляда на людей нетворческих профессий. Подобные Кнехту интеллигенты становятся учёными, врачами, учителями или инженерами и никогда не предают свою гуманистическую миссию. Теперь я их лучше понимаю.

2. Индивидуализм не всегда опасен. Эта мысль крамольная для коммуниста? Но, тем не менее, она пришла ко мне во время чтения романа Гессе. Ближе к концу книги есть притча о кудеснике, написанная якобы самим Йозефом Кнехтом. Герой притчи – травник и колдун какого-то доисторического племени. Индивидуалист и любит один бродить по лесу. Но при этом он не может оставаться в стороне от общественной работы в своём населённом пункте, и, в конце концов, даже приносит себя в жертву ради племени. При этом он остаётся индивидуалистом. Такие люди есть среди нас и многие встанут на нашу сторону, когда придёт час – теперь я больше в этом уверен.

3. Разного рода схимники и монахи с их терзаниями, жёсткими постами, самокопаниями и самоистязаниями были Игра в бисернеобходимой вехой в развитии всего человечества. Обществу нужны были люди, до конца прошедшие эту безрадостную отшельническую дорогу, чтобы в итоге мы смогли сказать: этот путь исчерпал себя, и настало время подлинного общественного развития. И очень интересно было взглянуть на мир глазами схимника. Была у них какая-то своя и для своего времени совсем не опасная правда. Сейчас, конечно, это уже утратило актуальность.

4. После прочтения остался вопрос, требующий достижения какого-то понимания. Так что же такое медитация? Что она могла давать людям? Не фейк ли это? Не самообман ли? Действительно ли люди могут с её помощью приводить мысли в порядок?

5. И ещё очень важная идея книги – классическое искусство необходимо поддерживать всеми силами. Оно – один из фундаментов нового времени. Люди гибли, создавая великие произведения и сотни и тысячи лет назад. Нельзя поддаваться современным тенденциям обучения молодёжи только на современном искусстве: на кино, авангардизме, на книгах только лишь современных авторов. Это путь к деградации, его нужно избежать. Классику в массы! – вот какую идею хочется продвигать после прочтения «Игры в бисер».

Вячеслав Сычев