Разбираемся в политическом компосте

Обзор предвыборной агитации в Москве

От редакции. До выборов остаются считанные дни, и участвующие в них партии лезут из кожи вон, чтобы напомнить электорату о своём существовании. Внезапно начали выпускаться миллионными тиражами еженедельные или ежемесячные газеты. Подходы к станциям метро стали излюбленным местом обитания молодых людей в красочных накидках с разноцветными буклетами. Кандидаты стали мелькать на экранах телевизоров в специально отведённых для этого временных промежутках. Подробный анализ предвыборной программы — довольно большая и нужная работа. Но лишь меньшая часть избирателей станет копаться в их полном тексте; и поэтому куда большее значение имеют многотиражные листовки и средства наглядной агитации. В этой заметке автор делится своим впечатлением от увиденного.

Предвыборные газеты разных партий«Единая Россия» начала активно привлекать к себе внимание задолго до официального объявления выборов. В мае внезапно начала выпускаться миллионным тиражом (см. выходные данные) газета «Столица Единой России». Партия стала активно рекламироваться в финансируемых из городского бюджета окружных газетах. Так, например, из газеты «Восточный округ» мы могли узнать о предварительном голосовании «Единой России» (№№14, 16, 19). В №22 мы узнаём, что «Единая Россия» организовала в парках бесплатные кинопоказы, в №23 — что партийный список в Москве возглавил Сергей Собянин, в №24 — о чём говорили на заседании городского политсовета, в №26 — что стараниями Едра отменят предоплату за эвакуацию авто, в №27 — о чём Собянин говорил с доверенными лицами партии, а в №28 — что Единороссы взяли под контроль не только зелёный щит Москвы, но ещё и торговые наценки… Дальше настал период предвыборной агитации, и партии пришлось отказаться от саморекламы в окружных газетах. Недаром говорят, что Россия — правовое государство. Ущемлённой партии пришлось ограничиться выпуском «Столицы…», досками объявлений у подъездов, билбордами на дорогах с цитатами Путина и наймом студентов для раздачи газет у выходов из метро, рядом с ВУЗами, рынками и прочими объектами массового посещения.

Из рекламы Единороссов на досках объявлений, любезно предоставленных им управляющими компаниями, мы узнаём, во-первых, что Единая Россия — это партия президента. А, во-вторых, что вместе (вероятно, с президентом) Единороссы «победили террор» (да, помним, было — в сортире) и добились «серъёзных успехов в экономике и социальной сфере». О том, каковы же эти успехи, можно понять по программе на будущий период. В ней сказано, что одним из ключевых приоритетов партии станет «сбережение и приумножение народа» (газета «Столица Единой России» за июнь). Что ж, если теперь понадобилось сберегать народ, стало быть, успехи партии за предыдущий период действительно «серъёзные». Что ж, по крайней мере — честно.

Сквер усеян листовками "Яблока"«Справедливая Россия» тоже стартовала достаточно рано, начав распространение одноимённого бюллетеня и газеты «Домовой совет», тиражом по 22.666.000 каждая. Каждое издание пестрит критикой политики правительства. Хотим того, другого, третьего! «В случае неисполнения указанных требований считаю необходимым настаивать на отставке правительства РФ», — печатается красным цветом в купоне, который предлагается отправить в партийный офис. «5 миллионов уже подписались под обращением к правительству», — сказано в июльской листовке. Однако похоже, что ближе к выбором партия сильно поиздержалась: выпуски стали реже и мельче. Как будто из последних сил в августовской листовке справедливороссы выкрикивают, что набирают 25% голосов, от чего правительство в панике… и больше никакой агитации от «эсеров» замечено не было.

Переходя к содержанию, можно заметить, что что «Справедливая Россия» пытается конкурировать с Едром на симпатиях к Владимиру Путину. «75% населения НЕ ЗНАЮТ, что лидером «Единой России» является премьер Дмитрий Медведев, а вовсе не президент РФ Владимир Путин», — пишут в июльской листовке «Справедливая Россия». — «Президент не имеет к ней никакого отношения. Это заблуждение чрезвычайно выгодно самим единороссам и поэтому старательно поддерживается. Дело в том, что, по мнению экспертов, почти две трети сторонников партии власти голосуют за неё, будучи уверенными, что «там Путин»». Основной же проблемой правительства «эсеры» считают отсутствие достаточной квалификации. «Я работал в правительстве Примакова – Маслюкова. Так у нас уборщица больше понимала в экономике, чем нынешнее правительство! Это позор!» — публикует тот же выпуск листовки слова кандидата в депутаты Семёна Багдасарова. Конечно же, у «Справедливой России» есть квалифицированные специалисты, которыми просто-напросто нужно заменить существующее правительство.

Агитация кандидата за ЛДПРТот же самый мотив звучит и в агитации КПРФ, которую, к слову, на этих выборах почти не заметно. Но всё же тем, кто когда-либо оставлял КПРФ свои контакты, от имени лидера Геннадия Андреевича рассылаются письма с благодарностью за поддержку. «Давайте говорить откровенно, — говорится в этих письмах. — Перемен к лучшему могут добиться только честные, совестливые и высокопрофессиональные люди. Это команда КПРФ». Вообще-то коммунисты должны считать, что перемен к лучшему можно добиться только изменением классового соотношения сил. Однако КПРФ в своей предвыборной программе поясняет: она выступает за правительство народного доверия, авторитетное и профессиональное. Зная позицию лидера партии, можно предположить, что, как и «эсеры», отставку правительства и смену экономической политики КПРФ связывает с волевым решением Владимира Путина.

Четвёртая партия, представленная сейчас в Госдуме — ЛДПР — в предвыборной агитации себя вообще никак не проявила. Единственная замеченная мной листовка, выпущенная этой партией, почему-то висит на информационном стенде на территории одной из московских школ, где политическая агитация запрещена. То ли это активная политическая позиция директора, то ли случайное стечение обстоятельств — не берусь судить. В любом случае, из листовки нельзя узнать ничего кроме имени кандидата, его фотографии и партийной принадлежности. Наверное, кандидат не выступает вообще ни за что — то ли он во всём поддерживает Единую Россию, то ли судьба России ему попросту безразлична.

Предвыборные кубы в Москве…У входа в метро «Новослободская» на протяжении всего предвыборного периода мирно соседствуют агитационные кубы различных партий. Увидев кубы «Яблока» и «Парнаса», мне хотелось пообщаться с их агитаторами, но кубы стояли, а агитаторов не было. «Где эти банкроты из девяностых?», — спрашиваю у КПРФ-ного агитатора, показывая на куб партии «Яблоко». «Да они поставили и ушли. Или, может быть, внутри куба сидят». И действительно, две девушки — в зелёной и голубой одежде — сидели внутри информационной конструкции и о чём-то беседовали.

Должен отметить, что агитационный материал «Яблока» меня удивил. 12 пунктов предвыборной программы «Яблока» направлены на поддержку предпринимателей: снижение налогов, удешевление кредита, меры в области антимонопольного законодательства, стимулирование капиталовложений, отмена «антисанкций» и т. д. Да, пожалуй, «Яблоко» оказалось самой честной из всех партий. Её программа — рай для бизнеса и ни слова про трудящихся.

И. Шмелёв

От редакции. РОТ ФРОНТ принимает участие в выборной кампании в региональные законодательные собрания в Ленинграде и Дагестане и, как и все прочие партии, ведёт предвыборную агитацию. Но читатели нашего сайта имеют возможность убедиться, что агитация РОТ ФРОНТа принципиально отличается от всех перечисленных партий. Красной нитью во всех наших агитационных материалах проходит мысль, что недостаточно просто поставить крестик в бюллетене, после чего довериться профессионалам. Наша программа — это не обещания. Наша программа — это борьба.