Рецензия на третий номер альманаха «Буйный Бродяга»

20141010_BBВышел третий номер альманаха коммунистической фантастики «Буйный Бродяга». Сам номер получился сборной солянкой, однако однозначно назвать это серьёзным недостатком нельзя. Для альманахов лучше сборная солянка, чем неудачный лейтмотив типа ЛГБТ тематики в первом номере.

Вообще саму удачность или неудачность номера следует оценивать с точки зрения целей, которые ставили его создатели. Если их целью было напомнить прокоммунистически настроенной аудитории, что была и когда-нибудь снова будет другая жизнь, с другими отношениями между людьми, и совсем другими проблемами на повестке дня, а нынешние будут решены и даже забудутся, то с этой задачей они справились блестяще. А вот с затрагиванием проблем, актуальных для нынешнего времени дело обстоит несколько хуже.

Первый рассказ «Икс, Игрек, Зет» отсылает к ставшей уже классической идее зомби-апокалипсиса. Некоторая часть людей, под действием вируса, превратилась в зомби. Однако в рассказе опасность для человечества как такового ликвидирована, зомби живут в резервациях, остальные от заражения защищены, и люди о резервациях даже заботятся. Смысл рассказа в другом: зомби — это гротескный образ мещан-потребителей. Герой-человек признаёт, что вакцины против этого нет, но в то же время уверен, что люди время от времени должны видеть зомби вблизи, чтобы «не деградировать до их уровня».

Рассказ «Светлое будущее» — один из самых удачных рассказов сборника, в том числе и потому, что имеет прямую связь с сегодняшним днём. Сюжет рассказа классический — человек из нашего времени попал в будущее. Даже стандартных ходов типа «не понял куда попал, и попал случайно, не знаю как выбраться» в рассказе нет. Возможность вернуться или остаться целиком и полностью зависит от выбора главного героя, которого в родном времени вроде бы ничего не держит. Всё внимание автора сосредоточено на том, каково нашему современнику, успешному обывателю-«манагеру» будет в коммунистическом будущем. И вот оказывается, что поначалу ему там даже очень неплохо. Еда, одежда, жильё, инет, айфоны — всё бесплатно и высшего качества, даже статьи за тунеядство нет, делай что хочешь. Но вот только ГГ постепенно начинает понимать, насколько он данному обществу чужд. Там все работают и не за деньги, а за интерес, а ему ни работать, ни учиться не хочется, хотя для этого есть все возможности. И даже просто развлекаться и отдыхать он там не может. Потому что музыка и фильмы для него слишком сложны, «грузят», и даже компьютерные игры требуют знаний хотя бы школьного минимума, которого у ГГ нет, и желания его получить тоже нет. Нет там и порнографии и возможности «склеить тёлку», не потому что введены пуританские нормы на личную жизнь, а потому что ГГ банально не о чём говорить с образованными девушками из коммунистического будущего. Отчасти он попадает в положение Кисы Воробьянинова, у которого все мысли крутились вокруг дамских оркестров, но он понимал, что для разговора с девушками это не тема.

Так что ГГ решает, что лучше вернуться назад, тем более что в его мире он отсутствовал не более десяти минут. И он возвращается, чтобы резаться в тупую стрелялку, но при этом знает, что впереди война, а дальше долгие годы послевоенного восстановления, так что наше время — «самое лучшее», во всяком случае для сытого обывателя. Правда, одно полезное дело этот манагер всё-таки делает — пристраивает не приспособленного к практической жизни изобретателя, выступая для него этаким «Саввой Морозовым».

Рассказу «Мир и его мама» тоже можно дать высокую оценку. Мир — личное имя героя, мать его называет ласково «Мирик», но в то же время это имя — значимое. Ему нужен весь мир, а его матери — дача с огурцами. Также ей нужно воспитывать детей самой, а не отдавать в коллектив, чтобы потом их можно было попрекнуть: «Я тебе жизнь посвятила, а ты…» (не желаешь быть таким, как я хочу, то есть удобным мещанином). Мать готова поверить в любую пургу и мистику, лишь бы они оправдывали выращивание горьких огурцов, хотя ирония судьбы состоит в том, что если бы настоящая наука и техника не развилась, ей было бы не на чём доехать до своей любимой дачи.

Финал рассказа открытый, неизвестно, улетит ли герой в Космос или обзаведётся на Земле семьёй и будет волей-неволей вынужден возить детей на дачу к бабушке.

Рассказ «Весенние песни земли» посвящён теме риска. Ради чего стоит рисковать и что движет людьми, которые рискуют собой. Тема важная, но всё-таки она будет актуальна тогда, когда большинство нынешних проблем будут решены. Собственно, действие и происходит в таком будущем.

Рассказ «Про инопланетян» — самый неудачный из материалов сборника. Дело происходит в далёком будущем, когда никаких современных проблем уже не осталось, а единственная проблема, которую видят герои рассказа — это как убедить большинство людей, в том, что к животным надо относиться как к людям. Что белка в парке — «просто один из посетителей». Ничего не зная об авторе рассказа, могу лишь заметить, что люди, пропагандирующие этакий сверх гуманизм на практике оказываются весьма жестокими. Белке вообще-то всё равно, считают её человеком или нет, ей важно, чтобы не мучили, не угрожали и орешками кормили. А вот «морально загрызть» человека, который считает белку белкой, такой вполне может…

Рассказ «Северное сияние над пальмами» написан известным в своё время немецким фантастом Гюнтером Крупкатом, а теперь впервые опубликован на русском языке. Тема роботизации и капитализма была и остаётся одной из тем, которые обсуждают левые. Показанный в рассказе капиталист Тейлор, который волею случая попадает на роботизированный остров Меканико, прямо говорит, что роботизация — «дорогое удовольствие» по сравнению с эксплуатацией людей, которых «много» и потому можно губить их здоровье и жизни на опасных производствах. Однако в рассказе робототехнику разрабатывает соцлагерь, которого теперь нет. В рассказе агент капиталистов пытается уничтожить остров, но ему это всё-таки не удаётся, во многом потому, что даже сын буржуя Эдвард Тейлор оказывается не только на словах, но и на деле против такой варварской подлости, и помогает обезвредить мерзавца. Увы, реальность оказалась куда печальнее — льды капитала таки смогли раздавить и поглотить остров социализма с ростками будущего.

Помимо этих рассказов, в сборнике есть лирика, которую я не буду разбирать за бессмысленностью этого занятия, и три критические статьи. Первая — это разбор романа Дэна Симмонса «Флэшбэк», который хорошо отражает мировоззрение американского консерватора. Мол, стоит даже просто разбавить капитализм социалкой, как бюджет, не выдержав социальных расходов наряду с военными, обязательно рухнет, погребя под собой всю страну, и всевозможные враги этим воспользуются. Хотя причина распада названа ложно, сам распад, по мнению критика, описан реалистично, и этим книга ценна.

Второй разбор — это разбор книги Владимира Сорокина «День Опричника». Критик показал крайнюю реакционность этой утопии, но при этом совершенно упустил её нереалистичность. Есть немало жутких антиутопий со всевластными спецслужбами, но там они всё-таки обычно своими прямыми обязанностями заняты, а не оргиями. А тут, с одной стороны они настолько сильны, что на корню задавили всю оппозицию, а с другой — действую крайне непрофессионально, громя усадьбу опального вельможи, вместо того чтобы арестовать его с вещдоками, и предаются оргиям с однополым сексом и наркотой. Как говорил Станиславский — «Не верю!»

Третья критическая статья посвящена уже забытой ныне книге Яна Ларри «Счастье страны счастливых», и похоже, её основной целью является лишь напомнить об этой забытой ныне книге о коммунистическом будущем. Хотя теперь конфликт книги выглядит странным для коммунистического будущего — нежелание из-за консерватизма строить космические корабли кажется нормальным для капитализма, но странно для общества, где коммунизм уже реальность. В реальности, скорее всего, может помешать нехватка ресурсов. Но такие книжки хороши уже тем, что помогают почувствовать сам дух энтузиазма.

В целом выход сборника, несмотря на такие отдельные ошибки, как рассказ «Про инопланетян», является редкой жемчужиной на фоне той книжной макулатуры, которой завалены все отделы фантастики в магазинах.

Леа Руж