Рынок и доски

Немного о рыночной экономике

Комментарий редакции. Уродства капитализма встречаются нам на каждом шагу, даже когда мы покупаем лампочку или стройматериалы для ремонта. Просто многие к этим уродствам привыкли, им и в голову не приходит, что может быть иначе. Мы публикуем статью Олега Комолова, муниципального депутата от партии РОТ ФРОНТ, обычного гражданина, который сталкивается с обычными бытовыми проблемами, но, в отличие от многих, хорошо видит их причины.


В поздние 80-е, а потом, конечно, и в 90-е СМИ активно ездили по ушам наивной публике, описывая невероятные преимущества рыночной экономики. Одним из главных козырей называлось высокое качество производимых товаров. Ну, а как иначе? Конкуренция заставляет производителя постоянно повышать качество товара, вкладываться в НИОКР (Научно исследовательские и опытно конструкторские работы), снижать цену и всячески угождать потребителю. А иначе, ждёт его разорение – ведь покупатели уйдут к конкуренту. Почти цитата из учебника «Микроэкономики» получилась.

Теперь о том, что происходит на деле. Вот такие, прошу прощения, экскременты продают в Москве под наименованием «Доска сушёная, строганая, 1 сорт».

"Эффективность" рынка: трещины

«Эффективность» рынка: трещины

"Эффективность" рынка: обзол, синева, смола

«Эффективность» рынка: обзол, синева, смола

Выпадающие сучки, обзол, синева, смоляные кармашки, червоточины, трещины и сколы. Я уже не говорю об отвратительном качестве обработки материала, которая выражается в причудливых геометрических формах досок (сабли, винты, лодочки и т.п.), их неодинаковом размере, рисках, волнах, неравномерной влажности… И это всё одна партия материала, который, по-хорошему, не тянет даже на третий сорт и годится лишь как временный деревянный настил поверх луж и грязи.

Производитель не стесняется выставлять на это недоразумение ценник в 500 р. за кв.м.

«Нашёл проблему!», — возразит мне апологет рыночной экономики – «Этот продавец не сегодня-завтра разорится. Никто у него не будет брать его гнилые доски, покупатель не дурак – пойдёт к честному предпринимателю, который заботится о клиенте! Ищи лучше, потребитель должен быть грамотным!»

«Чёрта с два!», — отвечу я.

Объехав полтора десятка строительных рынков в Новой Москве по Калужскому и Киевскому шоссе, а также заглянув несколько раз в Леруа Мерлен, я не нашёл ни одного (!) продавца качественного материала. Везде сущий навоз вместо досок. Что характерно, за один и тот же отвратительный товар продавец просит где 300р, где 500р, а где ценник и до 700 рублей доходит.

«Рынок в этом не виноват!!!», — не угомонится воображаемый адепт Гайдара. — «Это всё монополии!! А вот если бы была конкуренция, то невидимая рука рынка такого бы не допустила!!»

"Эффективность" рынка: выпадающие сучки

«Эффективность» рынка: выпадающие сучки

Просто уродливая доска

Просто уродливая доска

На такой аргумент отвечает статистика. Как строительство, так и производство стройматериалов являются наименее монополизированными из всех отраслей. Это общемировой тренд, актуальный, как для США, так и для России. Роль малого бизнеса в секторальном ВВП достигает здесь 72% (для сравнения по обрабатывающей промышленности в целом крупный бизнес даёт 85% ВВП по отрасли).

Для того, чтобы пилить доски, штамповать пеноблоки или собирать срубы не требуются ни высокая квалификация, ни сложная техника. Пару сотен тысяч рублей на б/ушную ленточную пилораму, гараж и два гастарбайтера – всё, что нужно для организации малого бизнеса, на который нас давно призывает молиться российская власть. Помните крылатые фразы Кудрина о локомотиве экономики? А заявления Путина о высоком научном потенциале малых предприятий? А уж Медведев души не чает в малом бизнесе, наивно полагая, что он способен вытащить экономику в условиях санкций и стагнации производства.

Естественно, никакого контроля качества со стороны государства нет. Мы ж не в совке живём, чтобы какие-то там ГОСТы соблюдать. «Не надо кошмарить бизнес!! (угадайте, кто сказал). Рынок порешает сам!» И он действительно порешал: конкуренция оборачивается фактическим сговором, не прямым, но косвенным, когда всем продавцам объективно выгодна сложившаяся ситуация: качество не повышает никто, а минимизация издержек приносит максимальную прибыль.

Мораль: люди, не тратьте древесину на учебники по макро- и микроэкономике! Лучше делайте хорошие доски…

Олег Комолов