«Страховщик»: в поисках будущего

Размышления о фильме «Страховщик»

20141021_strakhovshik1За невзрачным названием «Страховщик» скрывается динамичная киберпанк-антиутопия. Герой Антонио Бандераса — простой служащий крупной корпорации — взирает на разрушенный экологической катастрофой мир и мечтает переехать в какое-нибудь другое место, в место, где есть будущее. Но он пытается убежать не только от вездесущего мусора, кислотных дождей и надвигающейся пустыни. Его окружает мир социального расслоения, где в трущобах за городскими стенами смешиваются не признаваемые людьми роботы и расчеловеченные люди, чья жизнь не стоит ни гроша. А за социальным расслоением неизбежно следует тотальная нравственная деградация в виде полицейских-наркоманов, детей-киллеров, вездесущей рекламы борделей.

В этом мире трудяги-роботы, в отличие от людей, запрограммированы жить по безусловному принципу — не причинять вреда живым существам, стараться любой ценой уберечь людей от потенциальных опасностей. Люди же одержимы жаждой власти над андроидами, они намеренно ограничивают интеллектуальные возможности роботов, чтобы те не превзошли их умом и не перестали быть покорными рабами. Разве не то же самое мы видим сегодня в отношении правящих элит к трудящимся?

По своим трансгуманистическим идеям фильм имеет определённые параллели с другим недавним киберпанк-блокбастером — лентой «Превосходство». И там и там основой сюжета становится противостояние между сторонниками прогресса, связанного с искусственным разумом, и консерваторами, цепляющимися за старые формы общественного устройства, не желающими ни принять, ни хотя бы понять новое.

В «Превосходстве» ставший искусственным разумом учёный пытается решить проблемы сегодняшнего человечества при помощи нанотехнологий, он создаёт общество, в котором люди не разделены узкокорыстными интересами. В нём люди строят необходимую инфраструктуру, руководствуясь единым планом искусственного разума, и получают от нанитов (нано-роботов) по потребностям. Несмотря на то, что по сюжету консерваторам удаётся остановить проект «Превосходство», разрушив при этом цивилизацию, этот фильм оптимистичен. Его лейтмотив — «науке недостаточно познать мир, необходимо изменить его».

20141021_strakhovshik2В «Страховщике» же гораздо больше пессимизма: глобальные проблемы в этой антиутопии зашли настолько далеко, что речь уже идёт о выживании человечества, о переходе разума в новую форму, способную выжить в изменившихся условиях. Но переходом разума в механические тела суть происходящего на экране не ограничивается: речь идёт и о новой общественной организации. Ведь среди разумных андроидов уже нет главных и подчинённых, нет богатых и бедных.

Нетрудно заметить, что «Страховщик» продолжает идеи культового научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?». Однако, у Дика только ставится вопрос о том, могут ли искусственные создания быть разумными и человечными в той же степени, что и люди. В «Страховщике» же даётся однозначный ответ: человечность заключается отнюдь не в биологии Хомо Сапиенс, она состоит в разумности и в сочувственном и бережном отношении к окружающим. Люди, лишившиеся сострадания к ближнему, чей разум затуманен жаждой наживы, отравлен стремлением любой ценой господствовать над другими, становятся лишь «злобными приматами». Искусственная машина, обрётшая разум и ценящая жизнь ближнего выше, чем свою, не просто становится человеком, она продолжает человечество на новом витке развития.

Так, может быть, люди всё-таки не столь безнадёжны, что нуждаются в замене роботами? Может быть, люди ещё готовы побороться за общество, в котором нет господ и рабов, в котором человеческая природа получает полноценное развитие?

О. Таранов

Олег Таранов

Дежурный по сайту: Олег Таранов

Инженер-программист, работаю на одном из высокотехнологичных предприятий Москвы. Счастливо женат. Любимая цитата: «Пессимизм ума, оптимизм воли». В Московской организации РОТ ФРОНТ отвечаю за распространение партийных взглядов и идей.

Tags: