Человек по имени Чаппи

О фильме «Робот по имени Чаппи»

Новый динамичный фильм Нила Бломкампа «Робот по имени Чаппи» уже стал лидером проката США и Канады. Не мудрено — в этом фильме повороты сюжета не дают зрителю скучать ни секунды, а обилие юмора и трогательных сцен не оставят его равнодушным. Но этот фильм — не просто очередная развлекательная киножвачка, в нём есть и важный смысл.

И пусть нас не обманывает его название — это фильм не о роботе. Вспомним прошлый фильм Бломкампа — «Элизиум: Рай не на Земле». В нём мы увидели человечество, разделённое на живущую в райский условиях орбитальной станции элиту и простых людей, выживающих на превращённой в свалку планете. В своём интервью режиссёр признавался:

«Я выстраиваю метафоры. Не думаю, что «Элизиум» — фильм о будущем. Это, скорее, фильм о настоящем. Будущее используется только с целью создания «задника», оттеняющего фона, но на самом деле сквозь такую призму я разглядываю наш сегодняшний мир. Моя картина — одна сплошная аллегория».

Чаппи рисует на глазах у своего создателя

Чаппи рисует на глазах у своего создателя

Вот и «Чаппи» — фильм не о роботах в мире завтрашнего дня, а о людях в мире нынешнем. Пусть робот Чаппи обрёл способность к сознанию волей создателя-инженера, а людям эта способность дана от природы. Главное, что и он, и мы формируем своё сознание, свой взгляд на мир в ходе взаимодействия с этим окружающим нас миром.

Кого же встречает «новорождённый» Чаппи, с чем сталкивается?

Его создатель — гениальный инженер Дион (Дев Патель) — пытается раскрыть в Чаппи творческий потенциал, приучить его к чтению книг и искусству. Но при этом сам он не может реализовать свой творческий потенциал, так как работает в корпорации, торгующей оружием. И к его идеям о перспективах искусственного разума, сочиняющего стихи и рисующего картины, руководство относится враждебно. Ведь у корпорации одна цель — делать деньги на продаже средств разрушения, человеческое благо её не интересует.

Гангстеры учат Чаппи обращаться с ножом

Гангстеры учат Чаппи обращаться с ножом

Другую правду о мире доносят до Чаппи гангстеры, в руках которых он оказался. Гангстер Ниндзя (вокалист группы Die Antwoord играет почти самого себя) объясняет ему закон, по которому живут обитатели социального дна: или ты или тебя. Чтобы выжить перед угрозой расправы других гангстеров, необходимо грабить и убивать. Ведь мир гангстеров — это мир, в котором прославляемый капиталистами закон джунглей доходит своей наиболее полной реализации.

Чтобы убедить Чаппи в жестокости и враждебности окружающего мира, Ниндзя бросает Чаппи на улице. Там по-детски наивный робот оказывается жертвой агрессии сначала со стороны обитателей гетто, а затем со стороны конкурента Диона — другого изобретателя по имени Винсент (Хью Джекман). Последний представляет собой образцового носителя правых ценностей: бывший десантник, любитель качалки и оружия, набожный и агрессивный. Подобно луддитам, он стремится любой ценой остановить прогресс ради собственной выгоды.

Винсента не заботят перспективы искусственного разума — он занят разработкой контролируемой оператором машины разрушения. Он считает, что оператор в отличие от машины будет моральным и ответственным. Однако сам, когда ему дозволяют пустить своего монстра в ход, проявляет себя бесчеловечным садистом — полной противоположностью добродушного Чаппи.

Глава корпорации Tetra-Vaal (Сигурни Уивер) и Винсент (Хью Джекман)

Глава корпорации Tetra-Vaal (Сигурни Уивер) и Винсент (Хью Джекман)

Если обаятельный робот в фильме выпутывается из всех передряг и при этом не теряет человечность, то реальные люди, растущие в мире господства корпораций и социального расслоения, принимают его волчьи законы.

В своём интервью режиссёр утверждает, что этот фильм как нельзя лучше выражает его взгляд на мир. Для Бломкампа человек сталкивается с миром (читай, обществом) враждебным, миром, который стремится его обобрать или использовать. Но, по словам режиссёра, у этого взгляда есть и позитивная сторона: по мере развития мы способны достичь такого состояния, при котором эта грызня за ресурсы перестанет быть необходимостью (здесь и далее перевод — О.Т.):

«Если бы у нас было достаточно энергии и материи, достаточно всего, никому не нужно было бы заниматься воровством в Нью-Йорке. Не было бы нужды совершать преступления, потому что мы технологически выяснили бы, как обеспечить каждому состояние жизни, в котором он нуждается или которого он хочет. Да, и это даже не меняя человеческой природы, просто изменив среду».

Сравним эту точку зрения с тем, что писал Маркс в «Критике Готской программы» о коммунизме:

«…когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, …общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям».

Но Бломкамп пока говорит о движении к этому состоянию как о развитии техническом, тогда как в данный момент нам не хватает развития общественного. Тем не менее, он уверен и старается показать в своём фильме, что прогресс человечества не остановить:

«Я думаю, не имеет значения, сколько существует «Хью Джекманов», я думаю, если это должно произойти, вы не сможете это остановить. Не имеет значения, сколькими путями они пытаются вмешаться и нажать на тормоза, я считаю, он найдёт себе дорогу».

Олег Таранов

Олег Таранов

Дежурный по сайту: Олег Таранов

Инженер-программист, работаю на одном из высокотехнологичных предприятий Москвы. Счастливо женат. Любимая цитата: «Пессимизм ума, оптимизм воли». В Московской организации РОТ ФРОНТ отвечаю за распространение партийных взглядов и идей.

Tags: