Чему и как учат будущих учителей

О некоторых особенностях преподавания философии в Нижнем Новгороде

От редакции. Общественное движение «Трудовой Нижний Новгород» активно работает среди молодёжи. О её проблемах активисты узнают не из телепередач, а из уст живых людей.

Многим известно плачевное состояние образования и науки в нашем обществе – обществе эпохи гибнущего капитализма. В том, что процесс оболванивания зашёл довольно далеко, можно легко убедиться на фактах. Мы уже публиковали красноречивую заметку нижегородского школьного учителя. А сейчас предлагаем познакомиться с материалом, основанном на рассказах из жизни студентов Нижегородского пединститута. Весь учебный процесс, словно самим господом богом, задуман для того, чтобы из будущих учителей сделать убеждённых революционеров. Убеждённых в том, что так больше жить и учиться нельзя.

Нижегородский педагогический институтА начнём свой рассказ с того, что в школах Нижегородской области не хватает учителей, и не то чтобы какой-нибудь там истории, а, к несчастью, даже математики! В Богородске – городе-спутнике Нижнего – к примеру, ученики одной из школ забыли уже, что такое геометрия, а алгебру кое-как в авральном порядке химички и физички им раз в неделю пока преподают. Что поделать: не так активно стремятся молодые люди в современной России стать учителями, дабы пойти в родную школу той же математике обучать братьев своих меньших. И это не удивительно – на учительскую зарплату особо не разбежишься. Но многим деваться некуда: профессию, хоть «экстремальную» и низкооплачиваемую, получить жизненно необходимо. Чтобы найти работу в маленьком депрессивном городе, приходится поступать в педагогический институт на факультет философии.

Да, именно философии – науки наук, что уже подвиг само по себе. И это для того, чтобы стать учителем истории. А в истории и философии разобраться будущим учителям не по силам, если безропотно следовать институтской программе. Как оказалось, эти науки не такие однозначные в своей сущности как математика, где без сомнения дважды два четыре, а не пять или три, а площадь круга πR2, а не что-то там иное. Здесь это не действует. Потому что так решили наше государство, министерство образования и Педагогический Университет имени Минина. Ибо уже на сайте последнего громко заявлено: «…Мы готовим педагога нового типа, понимающего себя и общество!»

А по мнению самих подготавливаемых, ни общество, ни научную картину мира они понять не в состоянии, да и себя уже не вполне понимают. Только задаются вопросом – зачем я попал сюда, что мне тут впаривают, за что?

Зачем нам, к примеру, столько знать ненужных вещей о религии, православии, Византии и прочей ерунде? Разве нельзя изучать всё это с научной и материалистической точки зрения? Религия – это мрак и заблуждения. Но с этим не согласны на кафедре теологии. Да, да! есть такая кафедра. Есть, как была в средневековых университетах времён инквизиции и отцов-иезуитов. Хочешь разобраться в религии, получить зачёт, сдать экзамен – значит, стань религиозным, послушным, поменьше греши, больше верь и не думай сомневаться – вот задача этой кафедры. Но стойким студентам эта кафедра не прививает ничего, кроме отторжения, притворства и ненависти. А нестойкие просто уродуются морально.

Давайте подумаем, куда будущему педагогу столько теологии, а по-русски – богословия? Неужели для того, чтобы засорять головы школьников историей старообрядчества, житиями святых и догматами «матери-церкви»? Господа преподаватели института озабочены явно не наукой, а исполнением воли РПЦ и антиконституционным внедрением «Основ религиозных культур» в школах. Чего стоит один только «теологический» список дисциплин: здесь есть и христианская педагогика, языки сакральных текстов, вероучительная литература и т.д., но вы не найдёте тут методики антирелигиозной пропаганды, истории атеизма, или скажем вот таких замечательных дисциплин – «Церковь и государство в СССР», «Религия в понимании марксистов». А почему бы и нет? Почему бы не узнать студентам, каким должно быть настоящее место религии в жизни общества, как должна быть отделена на деле церковь от государства?

Ведь в Советском Союзе невозможно было и представить, что ВУЗы из храмов науки превратятся в храмы православные, в духовные училища, а студенты воистину познают всю мерзость запустения в стенах институтских. И неудивительно, что юным теологам-философам доставляет особое удовольствие дико топать во время бега на физкультуре: спортзал-то удачно расположен над действующим храмом.

Но шутки шутками. А возьмём теперь и откроем самый простой институтский учебник по философии, с целью понять себя и общество, стать педагогами нового типа… Опять туман и путаница, но чего хотели авторы пособия (Философия. Юнита 1,2; Современная Гуманитарная Академия.) – то мы поняли сразу! А хотели они запутать своих подопечных, затемнить сознание студентов.

Вообще, сами преподы по-тихому советуют брать старые советские учебники, и, как рассказывают студенты, только из них что-то можно понять, вместо каши в голове более-менее знания упорядочиваются, раскладываются по полкам. В чём же секрет? Ведь 25 лет всюду трубят, что философия в СССР не развивалась, была догматизирована, накрыта «сталинским колпаком» (да, так чудесно пишут в выше названном, современном пособии).

Советский учебник философииДа просто дело в разных целях. Сейчас цель одна – дать сведения о философских школах и течениях без каких-либо характеристик и оценок в плане исторических выводов: что дало то или иное направление философии полезного, правильного, верного. Вывалить философию на прилавок как ассортимент товаров.

О том, что философы провозглашали и хотели, как видели мир и о каком мечтали, говорится, хотя и сумбурно. А что их подвигло на это, как они дошли до своих мыслей и где всё-таки ошиблись – с этим возникают трудности. Вот и получается набор сотен философов всех времён и народов, на любой вкус и цвет, кого хочешь, выбирай. А ясности то и нет! Что и возмущает студентов, мешает быстрому усвоению материала. Также обстояло бы дело и с физикой, если б законы движения подавались, как их понимали до нашей эры, в веке 14-м и во времена Ньютона – без всякой связи, последовательности, без логики. И при этом с восхищением писали бы о сотворении законов движения богом.

С непередаваемым восхищением пишут господа-авторы о Бердяеве как о самой крупной величине «русского духовного ренессанса», но не сообщают, что этот Бердяев – реакционный мракобес. Не говорят, почему его бредовая «русская идея» не была востребована в России, а сейчас насильственно насаждается государством и популярна среди всякого националистического сброда.

Кое-что в учебнике сказано о Марксе. Он, дескать, всё верно понимал в производственных отношениях и на основе этого, создал своё учение, давшее ответ на многие вопросы. А что это учение даёт оценку всей философской науке до и после Маркса, молчат. А ведь с его, Маркса, помощью можно было изложить весь предмет понятно и доступно студентам. Зато негативно оцениваются последствия марксизма, все его «неудачи» в теории и на практике, изъяны, противоречия, разногласия так называемых последователей на Западе и т.п.! Именно чтобы с Марксом проблем у студентов не возникало, только его идеи авторы оценили по достоинству, в общем как какие-то стрёмные.

В результате весь процесс изучения материала сводится к зазубриванию, бездумному заучиванию всевозможных схем и таблиц, в которых не отыскать связующей нити днём с огнём. Но, благодаря своим юным светлым головам, здоровой интуиции, молодые люди всё же делают разумные выводы: не так значит плох марксизм, как его ругают, не понял философию в изложении преподавателей – загляни в советский учебник. (Следует отметить, что проблемы с изложением философии и адекватной интерпретацией марксистских идей наблюдались и в позднесоветских изданиях. — Ред.)

И это внушает оптимизм. Чем больше вбивают неразберихи, и, скажем честно, буржуазной философии и религии, тем больше добиваются противоположного: атеизм студентов повышается, недовольство порядками времён царизма на факультете растёт – вот и новое поколение революционеров на подходе.

К вышесказанному добавим и нездоровую моральную обстановку в университете. Чтобы угодить преподу, успешно сдать зачёт, нужно ловко попасть в струю его философских предпочтений, полюбить Византию всем сердцем и т.д. Это и не новость даже, так сейчас учатся в любом ВУЗе.

Самое прискорбное, что в учёбу вторгается весь ужас дикого социального расслоения современной России. Послали девчонок-второкурсниц на практику в лагерь для детей чиновной и банковской элиты, что на славном Горьковском море. А лагерь тот в ужасном состоянии: воды нет, рваное постельное бельё, самоустранившаяся администрация. Но главная неприятность – офигевшие от своего социального положения детки, их хамские заявления, что папа может стереть вожатую в порошок, испортить биографию, если быдло не будет исполнять все прихоти (уже в 7 лет они знают на что способен дорогой родитель). Плюс домогательства похотливого сына директора лагеря. Привыкайте, будущие учителя, работать с такими детьми, закаляйте психику!

А ведь когда-то Университет был просто институтом, и преподавателей готовил лучших в мире – простых советских учителей. Но после крушения СССР институт имени пролетарского писателя (т.е. нашего, рабоче-крестьянского) Максима Горького превратился чудесным образом в Университет имени Козьмы Минина. Как сказано на сайте ВУЗа — лишь только на основании, что «нижегородский период жизни А. М. Горького никак не связан ни с учительским институтом, ни с гимназией». А с чем связан и какой период жизни Минина, не уведомляют! Вот и суть заведения кардинально изменилась в худшую сторону, как изменилась вся отечественная система образования в условиях торжества рыночных отношений. И 35-е место в мире у нас по качеству в 2012 г. вместо 3-го в 1990 г.

Наше движение разоблачало и будет дальше разоблачать пороки буржуазного общества России, указывать на беспросветное положение студентов и учителей, как наиболее незащищённых, наиболее пострадавших от разрушительных реформ в системе образования. Мы призываем всех молодых людей – тех, чья взрослая жизнь только ещё началась, кто дальше не собирается на себе испытывать все прелести капиталистического прозябания, активно противостоять безумной политике властей, включаться в борьбу за свои интересы, за доступное и качественное образование.

Мы во всеуслышание заявляем:

Школам – учителей! Богословов на свалку истории!

Вон лженауку из пединститута! Даёшь советские учебники философии!

…чтобы в НГПУ им. Минина не получилось как в МИФИ:

Молебен в МИФИ