Политпросвет: Советское понимание государства и права. Часть 2

Вторая часть лекции зам. руководителя Идеологической комиссии МК РКРП-КПСС Романа Осина в рамках молодёжного клуба «Политпросвет» 24 мая 2016 года. Тема: «Советское понимание государства и права: от марксизма к концепции правового государства». Эта, вторая часть лекции охватывает период от начала 60-х до крушения Советского Союза.

Во второй половине XX века среди правоведов стали обсуждаться два основных вопроса. Первый — о целесообразности единого определения права. В 60-е годы стала распространяться точка зрения, что право — явление настолько сложное и многоплановое, что наличие одного определения не должно служить препятствием для существования других определений. Однако большинство всё же придерживалось необходимости единого определения, отражающего сущность права и показывающего его связь с другими сторонами общественных отношений.

Второй вопрос — о роли государственного принуждения в формировании права. По этому вопросу сложились три мнения. Господствующей концепцией оставался советский нормативизм, сложившийся в 30-е годы. Согласно ему, право является совокупностью норм, зафиксированных в виде законов, и отражающих интересы господствующего класса. Приравнивание права к законам имеет ряд недостатков. В частности, оно не позволяет объяснить англосаксонское право, которое опирается не только на законы, но и на судебную практику. Этого недостатка была лишена государственно-волевая концепция права, трактующая право как санкционированную государством волю господствующего класса. Это одобрение государством может проводиться по-разному. В первые годы советской власти такой санкционированной волей было революционное правосознание. В мирное же время эта воля содержалась, в первую очередь, в принятых государством законах. К концу 70-х годов возникла и более широкая концепция, расширяющая понятие права включением в него и отношений между людьми, не не связанных с государственным принуждение. Это чрезмерно размывало поняние права.

Поскольку вся общественно-политическая наука была вынуждена находиться в рамках партийных решений, все перечисленные концепции формально опирались на марксизм, признавали классовый характер государства и рассматривались как его творческое развитие. Применительно к капитализму, право трактовалось в марксистском ключе. Применительно же к социализму, правопонимание испытывало влияние ревизионистских решений КПСС, в частности, принятой на XXII Съезде КПСС концепции общенародного государства. Так, в 70-е годы С. С. Алексеев, один из самых видных теоретиков государства и права того времени, выдвинул теорию «социалистического государства законности». Другой правовед, Самощенко, в своей статье в 1979 году писал, что социалистическое государство является подлинно правовым государством. Концепции правового и общенародного государства стали основой для последующего перехода к буржуазной теории правового государства, то есть отрицания классового характера и права, и государства. Многие правоведы, подкладывавшие под решения партии теоретические обоснования, продолжили обосновывать государственную идеологию и после развала Советского Союза.