Возникновение рабочего движения во Вьетнаме

Цикл лекций об истории коммунистического и рабочего движения

Марионеточный монарх Вьетнама

Марионеточный монарх Вьетнама

Вьетнам оказался в колониальной зависимости от Франции в конце 19 века, (до этого он находился в формальной вассальной зависимости от Цинского Китая). Французы в своей политике опирались на марионеточное императорское правительство в центральной части Вьетнама и подавили несколько восстаний.

Северовьетнамские солдаты колониального периода

Северовьетнамские солдаты колониального периода

Для простоты управления и чтобы способствовать раздроблению вьетнамцев, территория страны была разделена на несколько частей с разным статусом. Конхинхинакрайний юг Вьетнама – стала колонией официально, Аннам и Тонкин (средний и северный Вьетнам) – протекторатами, та же судьба постигла Лаос и Камбоджу. В Аннаме продолжал существовать императорский двор, однако на деле все территории подчинялись генерал-губернатору индокитайского союза, который командовал всеми расположенными на территории Индокитая французскими войсками и формированиями, набранными из местных жителей. Местное управление осуществлялось французскими колониальными администрациями, при которых существовали туземные консультативные палаты.

Вьетнам в конце 19 века

Вьетнам в конце 19 века

Французские колонизаторы способствовали максимальному разделению населения Вьетнама, начиная с простого запрета на передвижение между различными частями союза без паспорта и заканчивая сохранением феодальных привилегий и обложения населения косвенными налогами.

Французский капитал основательно перестроил экономику Вьетнама, разрушив традиционные производства и создав новые, исключительно экспортно-ориентированные. Одновременно Вьетнам служил рынком сбыта французской промышленности. Колонизаторы делали ставку, прежде всего, на выращивание экспортных сельскохозяйственных культур и добычу полезных ископаемых. В целом, экономика страны оставалась аграрной и служила для французов второстепенным рынком. Ситуация изменилась после окончания первой мировой войны. Октябрьская революция лишила французов огромного русского рынка, и капитал потек в колонии. Вторым фактором экспансии во Вьетнам стало подорожание сельхозпродукции после окончания войны. Ускоренное развитие пусть и отдельных секторов вьетнамской экономики способствовало складыванию национальной буржуазии и росту пролетариата. Этот рост продолжался на протяжении 20-х гг. С ростом пролетариата и национальной буржуазии стали складываться условия для активизации национально-освободительного и социалистического движения, тем более что возвращавшиеся с фронта вьетнамские солдаты и вьетнамцы, получившие образование в метрополии, возвращались домой носителями социалистических идей.

Соответственно, в национально-освободительном движении Вьетнама, которое появилось после первой мировой войны, стали формироваться две тенденции – реформистская и радикальная.

Сторонники частичных реформ выражали главным образом интересы верхушки национальной торгово-промышленной буржуазии и либерально настроенных землевладельцев. Более последовательной антиимпериалистической силой выступало левое течение — городская мелкая и национальная буржуазия, позднее — рабочий класс, крестьянство. Оба эти течения в период 1917—1926 гг. выступали вместе, но доминировали при этом сторонники реформ, т. е. «улучшения» колониального господства Франции.

Либералы группировались вокруг газеты «Трибюн эндижен», а в 1923 г. была создана Конституционная партия («Данг лап хиен»), которая выражала интересы крупной буржуазии и либеральных помещиков. Они желали лишь ограниченных реформ и предоставления прав французского гражданства ограниченному кругу лиц, а именно тем, кто заслужил расположение колонизаторов службой в администрации. Пределом для Конституционной партии было создание во Вьетнаме доминиона по английскому образцу.

Вместе с тем, существовали более прогрессивные мелкобуржуазные организации: одна в Тонкине — Общество обновления Вьетнама, другая — Молодежная партия в Кохинхине, возглавляемая Чан Хюи Льеу (который позже участвовал в борьбе на стороне коммунистов). Первая организация была, в основном, популярна среди учащейся молодежи. Вторая – несмотря на название, среди всей прогрессивной интеллигенции, а позже в неё стали входить и рабочие. У них не было проработанной программы, но обе организации ставили вопрос о независимости.

Фан Бой Тяу

Фан Бой Тяу

Общий общественный подъем сказался даже на реакционных слоях общества, и в монархических кругах тоже стали появляться идеи о достижении двором большей самостоятельности. 1925 — 1926 годы были отмечены подъемом демократического движения, охватившего многие слои вьетнамского общества. Оно носило форму борьбы за политические свободы. Особенно широкий размах оно получило в Кохинхине, где имели место многочисленные митинги и манифестации с участием учащихся, служащих, рабочих, буржуазии, крестьян. Эти выступления происходили не только во Вьетнаме, но и среди прогрессивной вьетнамской общественности во Франции. Под руководством вьетнамского просветителя Фан Тю Чиня было составлено обращение к президенту республики. Затем Фан отбыл во Вьетнам, где его появление было отмечено массовыми демонстрациями, которые затем переросли в демонстрации в защиту Фан Бой Тяу (одного из основателей национального движения во Вьетнаме, который был схвачен в Шанхае). В итоге, власти вынуждены были освободить Фан Бой Тяу и оставить его в Хюе на постоянное жительство без права выезда.

В конце 1925 г. по Вьетнаму прокатилась волна политических демонстраций против войны, развязанной Францией в Марокко и Сирии. А когда правительство Франции решило направить туда вьетнамских солдат, вьетнамские моряки отказались участвовать в их перевозке.

В итоге, колониальные власти решили пойти на частичные реформы. Эта задача и была возложена на генерал-губернатора Индокитая Варена. Когда он прибыл,  ему передали петицию, в которой была изложена просьба отменить принудительный труд и подушный налог, налог на соль, алкоголь и опиум, ввести трудовое законодательство. Тем временем демократическое движение росло, и власти начали не реформы, а аресты. Были схвачены известные антифранцузскими настроениями политические и общественные деятели, в их числе Нгуен Ан Нинь. В тюрьме он написал «покаянное письмо», сорвав кампанию за освобождение арестованных (включавшую митинги, демонстрации и забастовку банковских служащих и рабочих на каучуковом заводе Лаббе), проводимую Молодежной партией.

24 марта 1926 г. Буи Куанг Тиеу – один из лидеров Конституционной партии – прибыл в Сайгон. Как ни старались власти ограничить число участников встречи, она вылилась в мощную 60-тысячную манифестацию. Многие ждали от Буи Куанг Тиеу яркой, непримиримой антиколониальной речи, но тот не оправдал надежд и призвал к сотрудничеству с французами. Это свидетельствовало о том, что Конституционная партия вслед за французами боится народного движения и переходит на реакционные позиции.

Эта встреча совпала с огромным траурным шествием в связи с известием о смерти Фан Тю Чиня. В шествии приняло участие 140 тыс. человек. Многочисленные манифестации имели место также в Ханое, Хайфоне, Намдине и других городах.

Однако демократическое движение, не имея четкой программы и организационной структуры после первых же неудач пошло на спад. И новый этап борьбы был связан уже с марксистскими организациями, которые пришли во Вьетнам из Франции.

Хо Ши Мин в Марселе в 1921 г

Хо Ши Мин в Марселе в 1921 г

Второй конгресс Коминтерна и его решения по национальному и колониальному вопросу оказали большое влияние на вьетнамское революционное движение. ФКП активно работала над организацией пропаганды среди колониальных народов. В результате этого вьетнамские патриоты совместно с революционерами из Алжира, Туниса, Марокко, Мадагаскара создали в 1922 г. в Париже «Союз народов французских колоний». Союз вел большую агитационную работу среди выходцев из французских колоний, проживавших во Франции, и прогрессивно настроенных французов. Печатным органом «Союза народов французских колоний» стала газета «Париа», издававшаяся Хо Ши Мином. Благодаря этой газете голос Союза стал слышен далеко за пределами Франции.

Среди вьетнамцев, находившихся во Франции, существовало в 20-х годах и несколько других политических групп, выступавших с требованием независимости Вьетнама. Одна из таких трупп была основана в 1925 г. Нгуен Тхе Чуеном. Её социальный состав был очень разнородным: в неё входили как студенты, принадлежавшие, в основном, к помещичье-буржуазным кругам, так и рабочие. Политическим лозунгом группы «была борьба за независимость Вьетнама, что сделало ее весьма популярной организацией среди широких слоев вьетнамского общества. Группа издавала газету «Вьетнам хон» («Душа Вьетнама»), которая распространялась среди вьетнамцев, находившихся во Франции.

Разнородность предопределила жесткую борьбу в группе и её раскол, который привел к основанию газеты «Ресюррексьон», критиковавшей Коминтерн с позиции троцкизма.

Хо Ши Мин (первый ряд, третий слева) с группой делегатов V Конгресса Коминтерна

Хо Ши Мин (первый ряд, третий слева) с группой делегатов V Конгресса Коминтерна

В это же время в Марселе революционные вьетнамские эмигранты основали газету «Лао донг» («Труд»), которая придерживалась линии Коминтерна.

Поскольку Вьетнам всегда был тесно связан с Китаем, то на нём отразились и революционные события в этой стране. Основание Гоминьдана, КПК и их союз, оформившийся в 1923 г., привели к тому, что и во Вьетнаме начались сходные процессы. Фан Бой Тяу заинтересовался социализмом, но как представитель буржуазных кругов встал на позиции Сунь Ятсена.

Так, в основу программы Национальной партии («Вьетнам куок зан данг», впоследствии это название заимствовалось многими другими буржуазными партиями), созданной Фаном в 1924 г., легли три народных принципа Суня.

Не меньшее влияние оказали на революционных демократов и коммунисты. Так, одна из организаций эмигрантов, т.н. «Группа единомышленников» («Там там са»), была создана в 1924 г. в Гуанчжоу. Первоначально члены этой организации придерживались мнения о необходимости использовать индивидуальный террор для уничтожения верхушки колониальной администрации и затем для организации революции. Однако Хо Ши Мин с товарищами, прибывшие в Гуанчжоу в 1925 г., смогли убедить их в том, что такие методы ошибочны. После этого руководство группы перешло на марксистские позиции.

В июне 1925 г. Хо Ши Мин вместе с вьетнамскими революционерами создал в Гуанчжоу первую вьетнамскую марксистскую организацию — Товарищество вьетнамской революционной молодежи, в которую вошли многие члены «Группы единомышленников». Руководящим ядром Товарищества стала «Группа коммунистов». Таким образом, с лета 1925 г. Гуанчжоу превратился в центр подготовки вьетнамских революционеров. Здесь начал издаваться еженедельный журнал «Тхань ниен» («Молодежь»), постоянный орган новой организации.

Марксистские идеи проникали во Вьетнам не только через прессу, но и через непосредственных свидетелей революционных выступлений в России. Одним из них был Тон Дык Тханг. В свое время его мобилизовали во французскую армию, а затем вместе с французскими военными моряками послали в 1919 г. к берегам Советской России, в Одессу. В числе восставших во имя поддержки Советской России был и Тон Дык Тханг. В 1920 г. он приехал в Сайгон, где создал первую нелегальную профсоюзную организацию.

Фоном для развития революционных организаций был постепенный рост забастовочного движения во Вьетнаме. Толчок к нему дали забастовки французских матросов в портах Хайфона и Сайгона в 1919 и 1920 гг. Опыт забастовок переняли учащиеся школ, рабочие и служащие.

В 1922 г. выступили рабочие и служащие Ханоя, Хайфона и некоторых других городов Тонкина. Причиной выступления послужило возмущение тяжелыми условиями труда, отсутствием выходных дней и т. д. Из-за массовости выступлений власти пошли на уступки, дав рабочим один выходной в неделю.

Затем, в знак протеста против сокращения заработной платы, прекратили работу 600 рабочих красильных мастерских Тёлона. По словам Хо Ши Мина, это было «первое серьезное волнение рабочих в колонии».

Наиболее организованными были выступления на ткацких фабриках в Намдине, которые происходили в 1924-1925 гг., в ходе которых рабочие смогли установить связь с работниками других производств и координировать свои действия с ними.

В основном, стачки были стихийными, носили экономический характер. Однако в отдельных случаях причиной их служили политические мотивы. Ярким примером такой стачки могут служить события на сайгонском заводе «Башон» в августе 1925 г. Формальным поводом для стачки послужило нарушение распорядка рабочего дня со стороны заводской администрации. Действительная же причина была совершенно иной: рабочие не хотели ремонтировать один из кораблей французской эскадры, направляющейся в Китай на помощь китайской реакции. Забастовало в общей сложности около тысячи человек. Бастующие собрались на митинг, на котором зазвучали призывы поддержать китайскую революцию и Сунь Ятсена и не дать империалистам её подавить.

Подъем национально-освободительной борьбы во Вьетнаме в 1926— 1929 гг. был связан в первую очередь с ростом движения трудящихся, а также активизацией деятельности революционного крыла мелкой буржуазии. Одним из показателей этого процесса была деятельность Товарищества вьетнамской революционной молодежи, которое хотя и не входило в Коминтерн, но на практике руководствовалось его решениями. Организации Товарищества существовали во всех трех частях Вьетнама.

Товарищество уделяло самое серьезное внимание пропагандистской и организационной работе на промышленных предприятиях Вьетнама. Оно создало ячейки на текстильной фабрике в Намдине, на электростанциях и шахтах Хонгая, на цементном заводе в Хайфоне, на заводе «Авиа» в Ханое, на плантациях. Эти ячейки непосредственно руководили забастовками фабрично-заводских и плантационных рабочих.

С 1928 г. в деятельности Товарищества наступает новый этап, связанный с подготовкой создания коммунистической партии. Инициатором этого выступил тонкинский комитет Товарищества. С 1929 г. в Конхинхине создается коммунистическая ячейка, которая руководит комитетом Товарищества и организует подготовку к съезду.

В те же годы во Вьетнаме действовала Революционная партия нового Вьетнама («Тан Вьет кать мень данг»), образованная в 1926 г. путем слияния нескольких организаций, которые находились в дружественных отношениях с Товариществом. Партия действовала, в основном, в трех провинциях Северного Аннама и, в меньшей степени, в Кохинхине. В начальный период своего существования Революционная партия ставила своей целью борьбу за независимость Вьетнама, за республику, которая рассматривалась как этап на пути к социализму, но руководители ее, в отличие от Товарищества, не стремились к установлению связей с международным коммунистическим и рабочим движением, в целом, в ней были сильны мелкобуржуазные настроения.

Под влиянием Товарищества правое руководство партии было вынуждено идти на уступки и становиться на более левые позиции, что, однако, не предотвратило переход значительной части актива партии в ряды Товарищества. Однако Революционная партия Нового Вьетнама по-прежнему продолжала действовать зачастую совместно с Товариществом, хотя постепенно её влияние падало, и к 1929 г. стало ясно, что она не сможет больше существовать в текущем состоянии.

Тем временем во Вьетнаме продолжался рост забастовочного движения, оно настолько окрепло, что его требования 8-ми часового рабочего дня обсуждались на уровне центральной администрации колонии, но давление рабочих все еще было недостаточно сильным, и французы отказались распространять на «туземное население» законы метрополии.

Кули

Кули

Новым в этот период было то, что благодаря деятельности Товарищества забастовки распространялись не только на промышленных рабочих, но на сельскохозяйственных. В конце 1926 — начале 1927 г. широкий размах приняли забастовки кули на каучуковых плантациях Кохинхины. Очень крупной была стачка кули (август — сентябрь 1927 г.) на каучуковых плантациях в Фужиенге (провинция Бьенхоа), принадлежавших компании «Мишлен». Причиной стачки послужило жестокое обращение хозяина с рабочими. В забастовке приняло участие около 3 тыс. человек, и французам стоило большого труда сломить забастовщиков. Забастовки не прекращались на протяжении всего года, следуя в разных регионах одна за другой.

В следующем 1928 г. число стачек выросло, как и их размеры. Крупнейшие стачки произошли в нефтехранилище Тонкина, на цементом заводе в Хайфоне и на текстильных предприятиях Намдиня.

Особенностью рабочего движения во Вьетнаме было то что, в отличие от Европы в нем не существовало мощных профсоюзов и основную работу по организации рабочих брали на себя коммунистические группы. То же самое наблюдалось и во многих странах Азии.

До создания организаций Товарищества в Тонкине и Аннаме не было ни одной профсоюзной организации, деятельность которой распространялась бы на всю страну.

Первым из таких профсоюзов стал профсоюз рабочих каучуковой промышленности во главе с Нгуен Зан Винем, основанный весной 1928 г. В сентябре 1928 г. профсоюз рабочих каучуковой промышленности созвал митинг в Кантиене, на котором присутствовавшие 500 кули приняли петицию, требовавшую у хозяев отмены телесных наказаний и улучшения условий труда рабочих. Этот митинг вызвал отклик в прогрессивных кругах Франции, а профсоюзы Франции организовали акции солидарности с рабочими плантаций.

Профсоюзы сразу столкнулись с большими проблемами, так как колонизаторы усиленно работали для разобщения вьетнамского общества и создания напряжения между различными народностями, а также раскалывали рабочих по религиозному признаку: буддисты против католиков.

Колониальные власти громили профсоюзы при первой возможности, иногда для этого использовались и частные охранники нанятые плантаторами. Поэтому только что родившиеся на свет профсоюзы вынуждены были принять необходимые меры самозащиты. С этой целью стали создаваться «красные отряды».

С мая 1929 г. на севере страны, прежде всего на крупных промышленных предприятиях, стали возникать новые формы Профсоюзов — нелегальные рабочие союзы. Эти союзы получили в истории известность как «красные» и сыграли свою роль в развитии профсоюзного движения. Профсоюзы повели большую воспитательную работу и уже вскоре в ряде случаев смогли возглавить борьбу рабочих за их политические и экономические права. Однако красные профсоюзы нельзя считать действительно массовыми.

В 1929 г. во Вьетнаме было зарегистрировано 25 забастовок, в том числе, забастовки ханойских рикш в январе, рабочих компаний «Веррери д’Экстрем ориан» в Хайфонге в апреле, рабочих железнодорожного депо в Вине в мае и завода «Авиа» в Ханое в конце мая — первой декаде июня; крупное волнение произошло в красильном цехе текстильной фабрики в Намдине.

Помимо рабочего движения началось оживление и в крестьянской среде. В 1927-1928 гг. произошло несколько выступлений, на которых крестьяне требовали возвращения отобранных помещиками земель, прекращения реквизиций риса и утеснений со стороны колониальных властей.

В 1929 г. вспыхнуло восстание крестьян горных народностей в районе Конгтума. Восстание распространилось на обширные районы Южного Вьетнама, но было, в конце концов, жестоко подавлено. Многие деревни были сожжены, сотни крестьян убиты, ранены или лишились крова.

В то же время появляются первые крестьянские союзы. Союзы эти, так же как и профсоюзные организации рабочих, создавались под руководством коммунистов. Подъем рабочего и крестьянского движения во Вьетнаме в конце 20-х годов в значительной мере был связан с агитацией коммунистов, в частности через подпольную газету «Ко до» («Красное знамя»), первый номер которой увидел свет 1 мая 1929 г.

В это время активизируется Национальная партия, созданная Нгуен Тхай Хоком в декабре 1927 г. Она ставила целью изгнать из страны французских колонизаторов и создать республику. Партия имела многочисленные ячейки в колониальной французской армии, которые должны были стать опорой в случае проведения восстания. Серьезной работы среди широких масс рабочих и крестьян партия не вела, недооценивая их революционные возможности. В целом, она повторяла ошибки китайского Гоминьдана в начальный период его создания, когда Сунь Ятсен и его товарищи делали ставку на восстание исключительно в армии. В целом, партия выражала интересы радикальной части национальной буржуазии и пользовалась так же поддержкой мелкобуржуазных слоев.

Основные базы деятельности Национальной партии находились в Тонкине. Ими были города Ханой, Хайфон, Намдинь, а также провинции Ниньбинь, Хынгиен, Киенан, Лаокай. Националисты также развернули агитацию среди вьетнамских общин в Таиланде и в южном Китае. В итоге, к началу 1929 г. в Тонкине уже действовало 120 ячеек, объединявших около 1500 членов партии и сочувствующих.

Активная деятельность Национальной партии привлекла внимание французской тайной полиции. Ей удалось установить многие явочные пункты партии и взять на заметку целые партийные ячейки и их руководителей. Удобным поводом для нанесения удара по партии послужило убийство Базена – французского агента по вербовке кули – в феврале 1929 г., осуществленное по плану члена Национальной партии Нгуен Ван Виена. Вскоре полиция провела в городах Тонкина и Северного Аннама серию арестов. Все члены ЦК, кроме Нгуен Тхай Хока и Нгуен Кхак Ню, были арестованы. В некоторых районах местные комитеты партии были разгромлены полностью. Для суда над членами Национальной партии была учреждена особая комиссия, которая вынесла 80 приговоров. Несмотря на суровые репрессии, Национальная партия не сошла с политической арены. Оставшиеся на свободе руководители развернули активную деятельность по сплочению разгромленных сил. Ряды партии вновь пополнились, в том числе и за счет молодежи. Вновь был взят курс на вооруженную борьбу и подготовку восстания. Ячейки Национальной партии были созданы среди служащих в колониальных войсках в Хайфоне, Сонтэе, Киенане и ряде других районов страны.

В то же время в стране шел процесс дальнейшего усиления коммунистического движения, нашедший яркое выражение в созыве I съезда Товарищества вьетнамской революционной молодежи. Он проходил в Сянгане с 1 по 9 мая 1929 г. На съезде присутствовали по четыре человека от Тонкина и Аннама, три — от Кохинхины, один — от таиландской секции и пять — от ЦК.

На предварительном совещании по вопросу о создании коммунистической партии и дальнейших судьбах Товарищества договоренность не была достигнута; вопрос был вынесен на обсуждение съезда. На съезде Товарищества от имени делегатов Тонкинской организации выступил коммунист Чан Ван Кунг (псевдоним — Куок Ань). Охарактеризовав внутреннее положение в стране и отметив усиление рабочего движения, он заявил, что сложившаяся обстановка и революционная действительность требуют немедленного создания коммунистической партии — руководящей и направляющей силы пролетариата. Выступившие затем делегаты также высказались за провозглашение компартии, но считали, что спешить здесь не следует, и предлагали вначале усилить агитационно-пропагандистскую работу. Против организации компартии на съезде выступил секретарь Товарищества Лам Дык Тху.

5 мая съезд Товарищества принял решение не обсуждать предложение о создании коммунистической партии, мотивировав решение тем, что вопрос этот якобы не подготовлен для обсуждения. В ответ Чан Ван Кунг заявил, что делегаты Тонкина покидают съезд, поскольку их присутствие и участие в его работе лишено всякого смысла. После ухода тонкинской делегации продолжавший работу съезд принял манифест с обращением к рабочим, крестьянам, солдатам и всем угнетенным соотечественникам, программу-минимум и устав, а также обращение к III Интернационалу.

Манифест содержал правильные антиколониальные установки, но вместе с тем коммунисты призывали к немедленному установлению диктатуры пролетариата, не считаясь с соотношением сил в стране. Кроме того, многие положения манифеста носили декларативный характер, в то время как конкретные лозунги и требования, вокруг которых можно было бы объединить народные массы, отсутствовали.

В конце мая 1929 г. состоялось собрание коммунистической ячейки Тонкина. Собрание одобрило действия делегации на I съезде Товарищества и приняло решение форсировать создание коммунистической партии. Собрание постановило опубликовать заявление тонкинской делегации, что и было сделано 1 июня 1929 г. В заявлении отмечались экономические, социальные, политические изменения, происшедшие во Вьетнаме в последние годы: развитие капитализма, разорение крестьянства, рост рядов пролетариата, формирование его политического самосознания. В заявлении указывалось, что в этой обстановке рабочий класс настоятельно нуждается в партии, призванной соединить рабочее движение с социализмом, ибо Товарищество уже не удовлетворяет требованиям и задачам, стоящим перед революционным движением во Вьетнаме. Заявление подвергло резкой критике деятельность руководства Товарищества. При этом, несмотря на то, что  направление критики было верным, она оказалась слишком жесткой, и тонкинский комитет на её основе делал вывод о том, что в руководстве Товарищества остались исключительно оппортунисты, которые лишь вредят рабочему движению, хотя оснований для столь жесткой оценки не было.

После опубликования заявления на промышленных предприятиях, фабриках и заводах, на шахтах и плантациях стали организовываться коммунистические ячейки. План создания этих первичных организаций подготовила первая коммунистическая ячейка Тонкина. Она считала необязательным включать во вновь образовавшиеся организации всех бывших членов Товарищества. Для тех членов Товарищества, кто проявил нерешительность и колебания, прием в компартию был закрыт.

Недостаточно активных членов Товарищества зачисляли в группу сочувствующих («ситьто»). 17 июня 1929 г. в Ханое была созвана конференция представителей вновь созданных коммунистических организаций Тонкина. В ее работе приняли участие 20 делегатов. Конференция официально объявила о создании Индокитайской коммунистической партии (ИККП). Она приняла манифест, одновременно ставший ее программой, разработанный на основе программных документов Коминтерна. Конференция избрала временный Центральный комитет в составе семи человек, обсудила деятельность провинциальных комитетов, назначила их секретарей, которые должны были развернуть работу по организации коммунистических ячеек на местах, и утвердила партийное знамя (красный флаг с серпом и молотом). Было принято решение послать нескольких членов ЦК в Аннам и Конхинхину для агитации за создание ИККП. Конференция решила также создать среди широких слоев населения массовые организации — профсоюзы, крестьянские, женские союзы.

По окончании конференции временный ЦК распространил в разных частях страны многочисленные листовки, оповещавшие о создании Индокитайской коммунистической партии. С целью усиления пропаганды марксистско-ленинских идей в стране были основаны подпольные газеты. В Тонкине ЦК ИККП стал издавать газету «Буа лием» («Серп и молот»), профсоюзыжурнал «Конг хой до» («Красный профсоюз») и газету «Лао донг» («Труд»). В Аннаме коммунистические организации выпускали газету «Большевик», а в Кохинхине — газеты «Ла ко конг шан» («Коммунистическое знамя») и «Ко до» («Красное знамя»). Последняя распространялась не только во Вьетнаме, но и во Франции.

Коммунистическая пресса Индокитая в 1930 г

Коммунистическая пресса Индокитая в 1930 г

Возросшая популярность ИККП в массах способствовала тому, что и другие марксистские и прогрессивные организации выступили за создание коммунистических групп. После окончания работы I съезда, перед тем как возвратиться в страну, делегаты аннамского и конхихинского комитетов Товарищества вновь обсудили вопрос о создании объединенной компартии. На сей раз было принято решение о необходимости готовить все местные организации товарищества к созданию компартии. Это диктовалось, с одной стороны, усилением распада Товарищества, а с другой — быстрым ростом числа коммунистических организаций. В этой обстановке руководители Товарищества в Кохинхине, стремясь сохранить влияние в массах, приняли решение основать Аннамскую коммунистическую партию. АКП приняла устав и манифест, которые по своему содержанию почти ничем не отличались от программных документов Индокитайской коммунистической партии, хотя в них и содержалась критика последней.

АКП приступила к выпуску газеты «До» («Красный») и журнала «Большевик». По ее инициативе в Кохинхине развертывалось создание профсоюзных организаций, крестьянских союзов и ассоциаций учащихся. Вся практическая деятельность этих организаций направлялась АКП.

После возникновения ИККП и АКП в Революционной партии нового Вьетнама образовались три группы. Первая группа стремилась сохранить партию в прежнем виде. Другая намеревалась объявить о роспуске партии и вступить в ряды ИККП. Третья занимала колеблющуюся позицию. Руководители Революционной партии начали переговоры с ИККП об объединении, но эти переговоры не дали положительных результатов.

Поэтому в конце 1929 г. в Хатине состоялось совещание, где было принято решение создать Коммунистический союз нового Вьетнама, в который предполагалось включить, помимо членов Революционной партии, массовые организации, находившиеся под ее влиянием: профсоюзы, крестьянские и женские союзы, ассоциацию учащихся. В январе 1930 г. эта организация была переименована в Индокитайский коммунистический союз («Донг Зыонгконг шан лиен доан»), деятельность которого распространялась главным образом на Северный Аннам и частично на Кохинхину.

Таким образом, к началу 1930 г. во Вьетнаме были три коммунистические организации: две из них назывались партиями (ИККП и АКП), а однасоюзом (ИККС). Однако одновременное существование трех самостоятельных коммунистических организаций не могло не тормозить общего развития рабочего движения. Отмечавшиеся между этими организациями противоречия и конфликты, взаимные обвинения в оппортунизме наносили большой вред единству рабочего класса, порождали местничество, фракционность и сектантство. Перед вьетнамскими коммунистами встала неотложная задача — как можно скорее преодолеть раскол в рядах коммунистических организаций, создать единую партию. Без этого нельзя было обеспечить рабочему классу руководящей роли в национально-освободительном движении.

Михаил Марков

Предыдущая лекция

Следующая лекция