«28 панфиловцев». Ни то, ни сё

Триста великолепных ронинов в вакууме…

От редакции: выход на экран нового и ожидаемого фильма на вечную тему Великой Отечественной Войны вызвал довольно противоречивую реакцию в обществе. Это не михалковская бредятина и не провокационная чернуха «штрафбатов». Фильм позиционируется как снятый на народные деньги и чуть ли не самим народом. Лучше подать новый фильм заждавшейся настоящего кино публике и не придумать. Но вот увиденный результат наводит на размышления…

Официальный постер

Официальный постер

Фильм «28 панфиловцев», выхода на экраны которого так сильно ждали патриоты, оказался не то чтобы плохим, но и не то чтобы хорошим. Фильм оказался откровенно слабым. И причина этого, на мой взгляд, вовсе не в недостаточном бюджете, составившем 1,7 млн долларов, а в низком уровне мастерства создателей картины.

Продолжительность фильма составляет 1 час 45 минут. В первой части картины зрителю показывают подготовку роты к бою, во второй – непосредственно бой у разъезда Дубосеково.

Главная беда картины заключается в том, что авторам не удалось раскрыть образы героев. Персонажи получились какими-то картонными, без прошлого, без истории. Отсутствуют сложные человеческие отношения. Мы видим просто группу людей в шинелях. Вот типичная сцена общения персонажей. Лейтенант, сыгранный сценаристом и одним из режиссёров Андреем Шальопой, проводит занятие, объясняет бойцам устройство немецкого танка. В это время опытный красноармеец Иван Москаленко подбадривает сослуживцев незатейливыми солдатскими шутками. Его сыграл актёр Александр Устюгов, знакомый «ценителям прекрасного» по нескольким сезонам сериала «Ментовские войны». Остальные солдаты молча кивают головами. То есть создатели картины не рассказывают нам ни о том, кем были герои до войны, ни о том, какие между ними отношения. Этакая однородная группа защитников Родины.

Сначала нам долго показывают подготовку к бою. Солдаты роют окопы, устанавливают пулемёт, пушки, тащат куда-то катушку с проводом, учатся бросать бутылки по самодельному макету танка. Всё это сопровождается незначительными, порой невразумительными репликами. Действие явно затягивается. Уже хочется развития сюжета, а его всё нет.

В другой сцене солдаты куда-то идут колонной. Один из них сбивчиво рассказывает историю о том, как в Японии семь героев спасли деревню от бандитов. На самом деле, своими словами пересказывает сюжет фильма «Семь самураев». Другой солдат его поправляет: дескать, дело было в Америке, и пересказывает сюжет фильма «Великолепная семёрка». Третий боец замечает, что события происходили в Древней Греции, и пересказывает сюжет «Трёхсот спартанцев». Возможно, создатели картины «28 панфиловцев» хотели блеснуть своим знанием мирового кинематографа, однако при чём тут фильмы, снятые после окончания Второй мировой войны?

Новогоднее собрание бойцов и командиров 1073-го стрелкового полка 8-ой гвардейской им. Панфилова стрелковой дивизии в деревне Крюково под Москвой. Крайний слева, предположительно, командир 8-й гвардейской дивизии генерал-майор В.А. Ревякин.

Новогоднее собрание бойцов и командиров 1073-го спл 8-ой гв.сд им. Панфилова в деревне Крюково под Москвой. Крайний слева, предположительно, командир 8-й гвардейской дивизии генерал-майор В.А. Ревякин

Важная деталь. В фильме, якобы прославляющем подвиг советских солдат, ценой своей жизни защитивших Советскую Родину, ни разу не звучат слова «советский», «Советский Союз», «СССР», «коммунист», «Ленин», «Сталин». Сначала политрук Василий Клочков (актёр Алексей Морозов, сыгравший роль Ваксона в сериале «Таинственная страсть») произносит перед строем пафосную речь о том, что «русские бойцы заставили немцев усомниться в непобедимости великой германской армии». Затем тот же Клочков излагает бойцам в окопе какую-то совсем уж мутную теорию насчёт того, что «Родина – это то, где живёшь, а Отечество – то, как живёшь, как завещали отцы». Вообще странно, что у него на тулупе не было значка «Единой России».

Но вот, наконец-то, начинается бой. Красноармейцы расположились на позиции в ожидании фашистов. Один из бойцов читает молитву «Отче наш». Звучит такой диалог.
– Ну что, покажем им, кто такие русские, – произносит солдат славянской внешности.
– Вообще-то я казах, – отвечает лежащий рядом товарищ.
– А казахи что, разве не русские? Что ты мне голову морочишь? – недоволен первый.
– Да я пошутил. Русские, – отвечает казах.
– Ну вот. Мы же за Россию воюем. Будем воевать за Казахстан – станем казахами, – подводит итог русский солдат.

28 панфиловцевПри этом было такое чувство, будто в зрительном зале скользнула тень Владимира Ростиславовича Мединского.

Что касается боя, то он, на мой взгляд, был изображён весьма схематично. При этом следует отметить, что немцы в фильме показаны в виде безликой серой массы. Какие-то силуэты в мешковатых шинелях, на головы надвинуты каски, нижнюю часть лица закрывают подшлемники. Лишь для одного было сделано исключение. Немецкий офицер-танкист (актёр Алексей Шутов) – видимо, командир – пару раз появляется в открытом люке остановившегося танка. На голове у фашиста пилотка, поэтому можно разглядеть его лицо.

Так вот, стало быть, начался бой. Сначала немцы ведут артобстрел из тяжёлых орудий. Стреляют, стреляют, стреляют… Наши бойцы в это время прячутся в окопах, разных щелях. Покуривают. При этом ведут разговоры «типа за жизнь». «Сегодня, хлопцы, за Родину помирать нэ трэба. Сегодня за Родину трэба пожиты…» Затем немецкие танки идут в наступление. Красноармейцы встречают их огнём из лёгких пушек, противотанковых ружей, винтовок и автоматов. Подбивают танки гранатами, жгут бутылками с «коктейлем Молотова». Немцы отступают.

28 панфиловцевСобравшись с силами, фашисты проводят повторную атаку. Снова всё повторяется, однако накал становится сильнее. Всё вокруг грохочет, взрывается, горит, летят комья земли. Красноармейцы героически подбивают вражеские танки, однако сами погибают. Их становится всё меньше и меньше…

В какой-то момент бой заканчивается, а спустя некоторое время зритель видит знаменитый мемориальный комплекс, воздвигнутый у разъезда Дубосеково. Ещё через несколько секунд идут титры. Конец фильма, пожалуйте на выход.

О фильме «28 панфиловцев» часто говорят, что он снят на «народные деньги». Извините, но это не оправдание низкого качества изготовленного продукта. Я думаю, создателям картины просто не хватило мастерства и опыта. Им оказалось не по силам то, на что они замахнулись. Оба автора – Андрей Шальопа и Ким Дружинин – в 2008 году совместными усилиями сняли весьма посредственный фильм «Поймать ведьму». В послужном списке Дружинина кроме этого работа ещё над несколькими сериалами, названия которых лично мне ни о чём не говорят.

28 панфиловцевЧто касается актёров, то это, в основном, неприметные рабочие лошадки, снимавшиеся раньше в таких «шедеврах», как «Ментовские войны», «Бабло», «Империя под ударом», «Тайны следствия», «Опера: Хроники убойного отдела», «Улицы разбитых фонарей», «Сонька Золотая Ручка», «Литейный, 4», «Солдаты». То есть менты, бандиты, крутые парни, стрельба, мордобой… Бездуховность. Похоже, что проживающий в Петербурге Шальопа набрал местных низкооплачиваемых актёров. При этом многие актёры снялись в кино впервые в жизни.

В общем, посмотрев фильм «28 панфиловцев», я понял, что пора с этим делом завязывать. Ну, не умеют современные российские режиссёры снимать хорошие фильмы о Великой Отечественной войне. А современные российские актёры – играть. Чтобы по-настоящему было, чтобы дух захватывало. Все великие фильмы о войне давно сняли великие советские режиссёры, а роли сыграли великие советские актёры. Особенно те, кто сам воевал за Советскую Родину. Их не переплюнешь.

Виктор Волков

От редакции: ниже, объективности ради, приводим видео интервью с Андреем Шальопой — как раз о впечатлениях от просмотра фильма.