Бюджетное самоубийство

Владимир Путин подписал бюджетное послание, от которого, как, впрочем, и от большинства последних письменных и устных опусов бывшего и нынешнего президента России, возникает устойчивое ощущение дежавю.

Только сейчас, а не 8-10 лет назад, руководство страны осознало, что надо защищать бюджет и экономику от перепадов цен на нефть. Только сейчас оно «додумалось», что надо накапливать резерв, хотя Стабфонд был создан еще в 2004 году.

Только сейчас решено, что «необходимо законодательно установить максимальный размер Резервного фонда. Средства сверх этого объёма предлагается направлять в Фонд национального благосостояния».

Напомню, что изначально размер Стабфонда устанавливался в 500 млрд рублей, затем, в 2008 году, он был преобразован в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, максимальный объем которого устанавливался в 10% от ВВП. Интересно, В.Путин забыл об этом? Или он вспомнил о принятом его «предшественником» Федеральном законе от 30.09.2010 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации»?

Согласно этому закону «с 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета».

Т.е. очередной период высоких цен на нефть был использован на то, чтобы «много и вкусно» кушать, а не откладывать на «черный день». Теперь стране предлагается начать копить, когда со всей отчетливостью замаячил период падения нефтяных котировок, а величина Резервного фонда по состоянию на июнь 2012 года составляет лишь 1/3 от когда-то считавшейся нормы в 10% ВВП.

Но более всего поражает тот принцип, по которому предлагается формировать резервный фонд:

«При планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться не на текущих или даже не на прогнозных котировках, которые постоянно меняются, а на более фундаментальных показателях. Поэтому при вёрстке бюджета за основу будет браться средняя цена на нефть за пять прошедших лет, причём ежегодно расчётный период будет увеличиваться на один год.

Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться уже исходя из средней цены на нефть за десятилетний период. Если фактическая цена на нефть оказывается выше средней, то дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд, в случае снижения цены на нефть в бюджет поступят средства именно этого Резервного фонда в объёме недополученных нефтегазовых доходов».

Более нелепый и убийственный для бюджета принцип «верстки» в нынешних условиях придумать сложно. Пять лет, предшествующие 2013-му году, — это 2008-2012 года, т.е. время, когда как минимум в течение 2 лет нефтяные цены были на максимальном за последние 30 лет уровне: в 2008 — 90,7 долл. за баррель и в 2011 — 101,11. В текущем году, при условии сохранения в оставшиеся полгода цен на нефть в районе 90 долларов, итоговая среднегодовая цена будет около 95 долларов.

Таким образом, предлагается исходить от максимальной средней цены на нефть в условиях, когда гарантий, что нефть будет дорожать, нет. Получается, что согласно предложенной президентом схеме, бюджет 2013 года должен верстаться исходя из средней цены нефти в 83,3 доллара за баррель (при условии, что за 2012 год средняя цена будет около 95 долларов).

Оставляя за скобками вопрос балансирования столь резко «урезанных» доходов (в 2012 году бюджет балансируется по скромным оценкам Минфина при 100 долларах, по нескромным оценкам сторонних экспертов — при 117 долларах) с непомерно «разбухшими» за предвыборный и выборный года расходами, остановлюсь именно на нефтяной составляющей.

Чем чревата предложенная схема для российской экономики при поступательном снижении цен на нефть?

Если в 2013 году средняя цена нефти составит 70 долларов, то для бюджета, сверстанного по цене 83,3 доллара за баррель, серьезных проблем быть не должно, Резервного фонда хватит. Но получается, что на следующий 2014 год бюджет надо будет верстать исходя из средней цены на нефть в 81,1 доллар за баррель. А если нефть и дальше будет падать? Допустим до 60 долларов. Разрыв между «бюджетной» и реальной стоимостью нефти составит уже не 13,3 доллара, как в предыдущий год, а уже 21,1 доллар.

И что, на 2015 год правительство будет надеяться на восстановление нефтяных цен и будет продолжать упорствовать и высчитывать средний уровень цен на нефть за последние 7 лет? Тогда она составит 78,10 долларов. А нефть возьмет да еще до 50 скатится… При таком сценарии до периода, когда Резервный фонд можно будет начать пополнять, можно и не дожить. И это не худший сценарий.

При крахе еврозоны, проблемах в Китае и прочих неприятностях в мировой экономике никто не застрахован от того, что в 2013 году нефть будет 60 долларов, а в 2014 — 30 долларов. Но на «путинской средней» это отразится не так сильно. На 2014 она составит 79,4 доллара, а на 2015 — 72,3 доллара. Такая вот арифметика…

Подобная схема была более чем уместна, когда Стабфонд только формировался после длительного периода низких цен и когда «критическим» для бюджета считалось падение цен на нефть до 27 долларов за баррель. Именно при этом условии в 2006 году планировалось распечатывать «кубышку».

В нынешней ситуации подобный подход имеет лишь одно логическое обоснование: нужно иметь «установленные законом» основания держать высокую планку расходов при любых обстоятельствах, при любой цене на нефть. Держать любой ценой, за счет кредитов, за счет распродажи госсобственности, за счет продажи всего и вся, лишь бы иметь возможность подкармливать все более и более редеющий «электорат», не допустить бунта. Власть уже не может думать категориями в 5-10 лет, ей нужно продержаться любой ценой год, потом другой, а там хоть трава не расти.

И кому нужна такая власть?

Лео Воронин

Источник   http://red.gklforum.ru/byudzhetnoe_samoubiystvo