Бог не оплатит счета

Николай

Екатерина Коростиченко

Пока мир застыл в ожидании избрания нового Папы Римского, представитель одной из православных церквей — Болгарской православной церкви, митрополит Пловдивский Николай (Севастиянов) решает экономические проблемы одной из местных церквей. На первый взгляд, событие вполне себе заурядное, история взаимоотношений государства и церкви знает множество подобных примеров. Но есть один момент, на котором хочется остановиться подробнее. Интересны обстоятельства этого дела. Как сообщает болгарский сайт Dnes.bg, митрополит Николай пожертвовал свои золотые часы Rolex местной Церкви Св. Марины, чтобы церковь смогла погасить задолженность за электричество. Если за Rolex удастся выручить больше средств, чем требуется для оплаты счета за электричество, оставшаяся сумма, по просьбе митрополита Пловдивского, будет передана на благотворительность.

Поступок митрополита вызвал общественный резонанс и активное обсуждение в блогосфере по причине своей уникальности. Для представителей Русской православной церкви такое отношение к предметам роскоши и к богатству в целом нетипично, достаточно вспомнить скандальную историю с часами патриарха Кирилла.

Перед нами два представителя Православной церкви, две истории с часами, два абсолютно разных отношения к богатству. Представители Русской православной церкви придерживаются позиции, предложенной в свое время церковным деятелем Иосифом Волоцким (1440-1515), который настаивал на том, что лишь богатая церковь способна приобрести в обществе максимум позитивного влияния. Однако следование этой концепции очень слабо оправдывает право на ношение дорогостоящих часов или использование целого парка автомобилей представительского класса высшим духовенством. Очевидно, что здесь кроется более глубокая причина: дело в том, что такой образ жизни стал привычным для некоторых представителей Церкви. От роскошной жизни крайне сложно отказаться и история с часами патриарха Кирилла — прямое тому доказательство.

Протоирей Чаплин не видит никакой проблемы в роскоши духовенства. Тех людей, которые упрекают Церковь по этому вопросу, он называет недоброжелателями и сравнивает с ненавистным для церкви образом Иуды-предателя, который говорил, что не надо тратить драгоценное миро на помазание тела Иисуса Христа, а нужно раздать эти деньги нищим. Невольно возникает ощущение, что забота о поддержании имиджа становится для людей подобного рода основной проблемой.

Конечно, нельзя подводить всех под одну гребенку. В церкви встречаются самоотверженные люди, готовые помогать малообеспеченным группам населения, заниматься благотворительностью и социальной работой. Но они малоизвестны, церковь не информирует общество о своей социальной активности. А может быть, просто бездействует по этому направлению.

В Болгарии, в январе 2013 года тарифы на электроэнергию были подняты более чем в два раза, что спровоцировало в середине февраля массовые акции протеста в различных городах страны. В Софии демонстрации завершились столкновениями с полицией, в результате которых ранения получили несколько человек. После избиения полицейскими участников акций протеста премьер-министр Болгарии Бойко Борисов 20 февраля объявил об отставке своего правительства (что для России опять же немыслимо). В таких условиях Болгарская православная церковь старается своими силами помочь вывести страну из кризиса, отказываясь от следования надлежащему для духовенства имиджу, даже путем закладывая личных вещей.

Чему учит нас ее пример? Многие привыкли думать, что Церковь существует вне политики, вне экономики, в некотором мире «духовных сущностей». Но объективно современный мир демонстрирует неверность подобного представления. Церковь сегодня не может оставаться чисто «духовной» организацией. Хорошо это или плохо, но она — часть общества, и она, как и иные части общества, непрестанно претерпевает динамические трансформации, характерные для современного мира. Сегодня Церковь — та или иная, — не способна, как ранее, игнорировать условия и специфику реальности, и если в этой реальности нужно платить за электричество — нужно платить, не полагаясь на Господа.

 

От редакции: На бога надейся, а сам не плошай… По российским реалиям тоже хорошо видно, что церковь – это неотъемлемая часть общества. РПЦ, как известно, не только не испытывает проблем с оплатой электричества, но даже имеет щедрые налоговые льготы от «светского» государства. Взамен, как известно, церковь освящает существующие в нашей стране порядке. Что ж, рука руку моет…