Из жизни тараканов

Никогда не думал, что рыгания можно выпевать. Телеканал «Звезда» убедил: можно. Если рыгания поют на иностранном языке. И даже эту песню использовать в рекламе автомобиля «Нисан». Никогда не думал, что песни Окуджавы или стихи Семена Гудзенко можно читать так, что стошнит. Но, видимо, на телеканале «Звезда» трудятся большие артисты, мастера своего дела – ведь действительно, тошнит! Но что это я, всё о личном.

В жизни российского общества произошли два важнейших, эпохальных, даже, не побоюсь этого слова — судьбоносных события. Первое – наши вожди, ум, честь и совесть эпохи, после долгих душевных мук набрались сил и обозначили-таки, кто стал министром. Обожаемый единой Россией Путин огласил весь список. Киндер-сюрприз отказался стать министром. Куда, с такой синекуры, с таких-то откатов – на министерские хлеб да воду. Утомившись от непосильной работы на службе Родине, покинули свой пост такие любимцы публики, как Фурсенко, Трутнев, Голикова. Вместо них – племя младое, тупорылое… Простите, оговорился: младое, незнакомое. Но Сердюкова – нет…

Сердюкова – нет! Не могли Путин с Медведевым… Не в силах. Сердюков – это святое. Это интеллигентное, даже интеллектуальное, более того, одухотворенное лицо закоренелого трезвенника… Мало еще армия закупила костюмов Снегурочки, Снежинки, Дюймовочки, мало еще жестяных коробок «Мистралей», мало формы от Юдашкина и пулепробиваемых касок с бронежилетами, мало еще намаялись с «Булавой»…

Хотя есть неувязочка. Когда президента и премьера тыкали носом, мол, гляньте, что за чудеса творят ваши министры, ответ был один, бездонный по мудрости и логике: нельзя менять министров, как перчатки. Кабинет министров – это единое целое, нельзя из него вырывать составные части. Т.е. если каждая из составных частей ворует, то целое – образчик честности. И как же быть с целостностью отставленных министров, как же от них оторвали самого-самого, что ни на есть? И переставили эту составную часть единого тела снова наверх, в другое целое? Так сказать, лицо нового правительства?

Оставили и Шувалова, даже сделали первым вице-премьером. Главное качество этого человека – голубая кровь. Собственно, иных качеств и не требуется. Еще один из стареньких, опять же вице – всё тот же Дворкович. Нынче нет дворян, все дворяне – в Париже. Нынче – дворковичи. Спросит кто, каким полезным делом занят сей господин, а ему отвечают: «Да Дворкович он…»

Комментируя чрезвычайное происшествие, телеканалы допустили грубейшую ошибку. Они сообщили, что идею так называемого открытого правительства продвигал этот самый Дворкович. Когда сам Медведев эту идею выдвинул и даже сам ее продвигал! Сайт «Newsland»: «Предложения по работе системы Открытого правительства к 15 апреля поручил президент России Дмитрий Медведев. Президент встретился с руководителями группы по созданию Открытого правительства Сергеем Ивановым и его заместителями Аркадием Дворковичем и Михаилом Абызовым. «Это короткий срок, но все полномочия и правы были даны», — дал задание руководителям группы по созданию Открытого правительства Дмитрий Медведев.»

Дворкович только призывал поддержать идею Медведева! И разъяснял непонятливым его глубокие мысли.

Сайт «Большое правительство. РФ»: «Аркадий ДВОРКОВИЧ: Предлагайте экспертов для участия в формировании системы «Открытое правительство» » 09.02.2012 Рабочая группа к 15 апреля должна подготовить предложения Президенту по одиннадцати приоритетным направлениям системы «Открытое правительство». Все они перечислены в указе: социальная политика; защита прав граждан; развитие конкуренции и предпринимательства; инновационное развитие; долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика; развитие кадрового потенциала; показатели эффективности функционирования системы «Открытое правительство»; региональная политика и децентрализация полномочий в сфере государственного управления; инфраструктура и транспорт; политика в сфере спорта и внутреннего туризма; развитие систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и современных средств коммуникации. Я и мои коллеги уверены, что деятельность рабочей группы должна быть настолько публичной — чтобы все заинтересованные ее видели, слышали и участвовали. Работа по созданию «Открытого правительства» должна вобрать в себя наиболее актуальные, значимые, эффективные идеи не только членов Рабочей группы, но и самых разных экспертов в обозначенных направлениях.»

РБК Daily не удержался от неприятного, неконструктивного сарказма, заодно приоткрыв завесу: «Новый бой с коррупцией Кремль в очередной раз вступил в неравную схватку Дмитрий Медведев вчера в очередной раз объявил войну коррупции. Подчеркнув на заседании «открытого правительства», что «годы борьбы с коррупцией прошли не зря», он обсудил с экспертами, что сделать, чтобы жить стало еще лучше. Если поддержанные вчера Медведевым меры будут исполнены хотя бы отчасти, Россия, возможно, наконец завершит процесс разгосударствления крупных компаний с госучастием, а для бизнеса будут созданы условия с минимальной возможностью для коррупционного давления местных властей. Вчера по предложению ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева Дмитрию Медведеву был представлен план по сокращению вмешательства государства в экономику и дальнейшей приватизации Рабочая группа под руководством Гуриева предложила до 1 июля опубликовать исчерпывающий список предприятий, из долей которых государство выходить не намерено (с полным обоснованием). До 1 декабря правительству было рекомендовано принять окончательное решение по списку предприятий, которые должны остаться в собственности государства, а до 1 декабря — принять план приватизации оставшихся компаний. Причем в плане Гуриев настоятельно предложил прописать конкретные сроки, цели и формы разворовывания.»

Батюшки, на сайте опечатка! Не цели и формы разворовывания, а цели и формы приватизации, конечно же. Но что же такое это непонятное открытое правительство? Доступно для рядового сознания суть дела излагает… кто бы вы думали? Вексельберг. Вот стенограмма выступления г-на Вексельберга в Мумбае (community.sk.ru)

«Вексельберг. Добрый день, уважаемые коллеги, доброе утро. Во-первых, я хотел бы поблагодарить всех вас, что вы откликнулись на наше приглашение принять участие в первом заседании подкомитета рабочей группы, созданного по инициативе и указу президента России, связанного с подготовкой предложений для будущей работы так называемого расширенного или открытого правительства. Я понимаю, что даже на уровне определений остается много вопросов – что это такое, с чем это едят, какие задачи стоят перед нами, что от нас ждут. Я хотел бы вкратце поделиться с вами своими личными впечатлениями о том, как хотелось бы организовать совместно с широким составом экспертов нашу работу – какой результат, в какие сроки нам нужно достичь, и пообсуждать сегодня, с одной стороны, механизмы нашей работы, определить организационные формы, а с другой стороны, все-таки определить четкие задачи, стоящие перед нашей группой. … Ну, вы знаете о том, что вопрос о создании так называемого расширенного открытого правительства уже обсуждается более полугода, такая инициатива была выдвинута Дмитрием Анатольевичем в конце прошлого года, прошел ряд встреч, и мне кажется, что на сегодняшний день более-менее сформировалось понимание того, какие задачи, какие проблемы хотел бы президент страны, а в дальнейшем, как мы все понимаем, и премьер, решить в рамках той работы, которая поставлена по созданию расширенного правительства. … … в практике, существующей на Западе (мы с вами об этом поговорим), где существуют открытые правительства, такого рода инициативы, как правило, исходят от самих правительств. Правительства, стремясь быть максимально прозрачными, понятными, доступными, сами разрабатывают и предлагают такие формы коммуникации с гражданскими обществами, собственно говоря, тех стран, где они функционируют. В данном случае, в силу ряда причин, такая работа поручена нам. Есть соответствующий опыт, есть соответствующие механизмы, я думаю, что мы на эту тему еще с вами поговорим, но, так или иначе, мы должны предложить набор платформ, схем, процедур, который позволил бы в будущем, пользуясь этими процедурами, обеспечить взаимоотношения между правительством, еще раз говорю, и гражданским обществом. Это взаимоотношение я подчеркнул бы или выделил по трем базовым, основным блокам. Первое – это доступ ко всем уровням и всей возможной информации, то есть обеспечение максимальной прозрачности деятельности будущего правительства. То есть, общество должно знать, что делает правительство, как принимает решения, на основании каких документов, какие у него инициативы, как оно меряет успех своей работы и так далее, то есть весь комплекс открытости информации для доступа практически любого гражданина России. Второй большой блок – это вопросы, связанные с оказанием услуг со стороны правительства по отношению к гражданам нашей страны, по отношению к населению. Ну, если быть совсем утилитарным, упрощенным, это некоторые форматы так называемого электронного правительства, то есть, это как бы нам виделось, какой вид сервисов в каких процедурах должен существовать для того, чтобы повысить эффективность функционирования правительства по отношению к своим гражданам. Ну, виды сервисов самые разнообразные – это регистрационные вопросы в бизнесе, предоставление справок, я не знаю, налоговые вопросы, вопросы уплаты всяких вещей, ну, весь комплекс проблем, который сегодня, увы, недорешен, недостроен, и зачастую вызывает и затраты и времени, и усилий, и, увы, порождает определенные коррупционные процессы, с которыми, безусловно, нам неизбежно придется как-то в будущем бороться. … И третий слой – это вовлечение граждан в активное участие, скажем так, в деятельности правительства. То есть, это пути и каналы коммуникаций, которые бы позволили инициативным людям, отдельным ассоциациям, группам граждан выдвигать те или иные инициативы, и обеспечивать пути прохождения этих инициатив до уровня правительства для того, чтобы были приняты соответствующие решения, если эти инициативы того достойны.»

А если недостойны, для тех открытое правительство закрыто. Вот так. И какие там ивановы с абызовыми. Вексельберг! И уже назначают специальных, дополнительных вице-премьеров – для связи (ау!,,) с этим открытым правительством.

Но вот что касается «практики, существующей на Западе», хотелось бы заслушать не г-на Вексельберга, а сам Запад. Конкретно, полистать книгу Джонатана Линна и Энтони Джея «Да, господин министр», изданную в Москве в 1981 году, любезно подаренную мне Еленой Куклиной. Это сатира на британскую бюрократическую машину, действие происходит в 2019 году… «…Я поинтересовался мнением юного Бернарда о нашем новом министре. Он им очень доволен. Я тоже. Хэкер, не моргнув глазом, проглотил наживку с подготовленным расписанием встреч и как миленький проработал субботу и воскресенье над содержимым шести красных кейсов. Полагаю, много времени на его приручение не потребуется. Главное – побыстрее отвадить министра от этой бредовой идеи с открытым правительством, заметил я Бернарду. В ответ с удивлением услышал, что он, видите ли, полагает, будто мы все ратуем за эту идею. Не поспешил ли я с его назначением? Ему еще очень и очень многому надо учиться. Пришлось объяснить: мы хотим назвать Белую книгу «Открытое правительство» только потому, что трудную проблему легче всего обойти, поставив ее в заголовок. Там она никому не мешает. Во всяком случае, закон обратной зависимости гласит: чем меньше человек собирается сделать, тем больше он должен об этом говорить! Но Бернард спросил:

– Что, собственно, плохого в открытом правительстве? Я не поверил своим ушам. Арнольд же принял это за милую шутку. Иногда я сомневаюсь, нашего ли он полета птица. Может, лучше подыскать ему что нибудь попроще, вроде Комиссии по армейским захоронениям? Арнольд с присущей ему четкостью формулировок указал Бернарду на явное противоречие в самом словосочетании «открытое правительство».

Однако Бернард продолжал упорно твердить, что граждане демократического общества имеют право знать. В сущности, они имеют право и не знать, разъяснили мы ему. Знание влечет за собой ненужные сложности и чувство вины. В незнании же кроется некое достоинство.

– Господин министр требует открытого правительства, – помолчав, заявил он.

Временами у меня создается впечатление, будто годы учения прошли для него даром. Я заметил, что не всегда можно давать людям то, чего они требуют. К примеру, виски – алкоголику. Арнольд же совершенно справедливо добавил, что, когда люди не знают, что делается, они не знают, что делается неправильно. Дело тут даже не столько в защитном механизме функционеров. Бернарду следовало бы уже понять: помогая своему министру очутиться в глупом положении, он оказывает ему дурную услугу. Собственно, уже через две три недели после назначения любой из наших министров превратился бы во всеобщее посмешище, если бы не наше умение сохранять в абсолютной тайне все его намерения. Бернард – личный секретарь министра. Разве само слово «секретарь» не говорит о человеке, который умеет хранить секреты?!»

Ах, эти британцы, непоседы, бузотеры… давайте, увидим главное в этом грязном пасквиле. Незнание сохраняет чувство собственного достоинства. Знание плодит чувство вины. Вы понимаете теперь этот мощный, высокий мэссидж уходящего президента в новые премьеры?! Граждане, будьте бдительны, знайте и выдвигайте! А если общество не желает, ежели самоустраняется, передоверяет, следуя обывательской политике «моя хата с краю», тогда не возмущайтеся последствиями скорого вступления в ВТО… И не сметь правительство ругать, сами, сами виноваты.

Во всём виноваты сами трудящиеся, но не мы, наверху. Как это знакомо. Пока в столице новое открытое правительство копирует работу правительства традиционного, в провинции – вековая тишина. Рабочим пермского водоканала четыре года не повышали зарплату. Доходы на уровне 10-15 тыс. р., в то время, как в системе ЖКХ у рядовых менеджеров – 60 тыс. р. АО «Мотовилихинские заводы» живет без повышений три года. А с чего повышать-то? Если марки стали – самые дорогие на Урале, никто не берет. Почему дорогие? Потому что надо кормить прорву захребетников… Опять опечатка. Не захребетников, а менеджеров. Маркетологов, девелоперов, франчайзеров, брокеров, дилеров, ритейлеров, омбудсменов, а также топ-менеджеров и прочих необходимых для работы завода личностей.

Не забывая о традиционном правительстве – гендиректоре и его многочисленных замах. Потому на оборонных «Мотовилихинских заводах» не повышают зарплату, что сидит в Москве дядя и не может найти заказы. Хотя гендиректора Колю Бухвалова, того самого, которого сняли с местных премьеров за финансовые махинации, занесли в список 100 лучших менеджеров года! Власть переменилась: контрольник «Мотовилихинских заводов» отошел к госпредприятию, в АО «Уралвагонзавод» (100% акций АО принадлежат государству). Рабочие Мотовилихи, было, обрадовались, наконец-то избавились от этого идиота… Извините, зарапортовался: обрадовались, что их ненаглядный Бухвалов, слава богу, ушел на повышение. Давно ждали. С нетерпением.

Новая власть развеяла надежды: цеха переводят на укороченный рабочий день, нет заказов… Стойте, стойте, мы же забыли о втором эпохальном событии! Сборная РФ по хоккею стала чемпионом мира, разгромив в решающем матче сборную Словакии со счетом 6 : 2 ! Молодежь в кабаках, наше будущее, в полосатых майках хлебала пиво перед телевизором и ревела: «Этот день победы!..» Действительно, наша молодежь не хуже тех, кто штурмовал рейхстаг. Ведь правда? Они умнее, длиннее, быстрее, точнее, прыгучее, честнее, добрее, сильнее, грамотнее, работоспособнее, смелее, веселее, свободнее, красивее, зорче, громче нас… Правда, у них файлы… не помню. Не то их перепостили, не то их слегка троллит…

В повести Булгакова «Бег» лишенные родины потеряли цель в жизни, оттого заняты тем, что делают ставки на тараканьих бегах. Волнуются, переживают, за горло хватаются. «Что нам остается, — говорит герой другой повести, фантастической, — остаются… тараканы.»

Хотите анекдот про специалистов в области пиара, политтехнологов и пр.? Заболел фельдшер. Приходит к нему другой фельдшер, берет за руку пощупать пульс. Первый фельдшер: «Бросьте, коллега. Мы-то с вами знаем, что пульса нет.»

 

Борис Ихлов

 

http://forum-msk.org/