Лучший представитель российского либерализма

К 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

9 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, одного из классиков русской литературы Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883).

Лучший представитель российского либерализма

И.С. Тургенев родился в Орле. Его отец, помещик средней руки, служил в кавалергардах, вёл гусарский образ жизни и благодаря этому образу жизни разорился. Материальное положение спас брак с наследницей богатого имения Спасское-Лутовиново и 5 тысяч крепостных душ Варварой Петровной Лутовиновой (1787 – 1850). Отец мало занимался детьми, которых воспитывала мать. Варвара Петровна была женщиной умной и образованной, но отличалась самодурством. Позже Иван Сергеевич изобразил свою мать в известном рассказе про Муму.

Русские классики пушкинского поколения (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь) сформировались в столицах – в Москве и в Санкт-Петербурге. А классики второго поколения – преимущественно в Орловской и смежных губерниях. Среди писателей, вышедших из Орловской губернии, помимо Тургенева можно назвать Фёдора Ивановича Тютчева (1803 – 1873), Николя Семеновича Лескова (1831 – 1895), Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1892), Алексея Николаевича Апухтина (1840 – 1893), Леонида Николаевича Андреева (1871 – 1919), выдающегося публициста Дмитрия Ивановича Писарева (1840 – 1868), историка Тимофея Николаевича Грановского (1813 – 1855) и др. А смежные губернии выдвинули Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910) и Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953).

Этому есть несколько объяснений. Почвы Орловской губернии достаточно плодородны. А значит, орловскому помещику имело смысл жить в деревне и заниматься сельским хозяйством.

Если помещик с юности приобщился к культуре, то, во многих случаях, он сохранял свои интересы и в деревне. Дворянские гнёзда становились культурными центрами с литературными интересами, что создавало среду для формирования писателей.

Писатели, выросшие в усадьбах, гораздо лучше, чем столичные жители, знали реальную жизнь крестьян и писали о ней со знанием дела.

Есть и ещё одно обстоятельство. Орловская губерния – своеобразный «языковый центр» России. Именно здесь разговорный русский язык самый правильный. Не случайно памятник русскому языку стоит не где-нибудь, а на платформе железнодорожного вокзала в Орле.

Своё детство И.С. Тургенев провел в имении Спасское-Лутовиново на севере Орловской губернии. Родители хотели видеть Ваню лихим военным. Однако, будучи по своему характеру совершенно штатским человеком, Иван Сергеевич не оправдал их ожиданий и поступил на словесный факультет Московского университета. Затем он перевёлся на Философский факультет Санкт-Петербургского университета, который и закончил.

В студенческие годы И.С. Тургенев общался со многими выдающимися деятелями русской культуры, такими, как Николай Владимирович Станкевич (1813 – 1840), Т.Н. Грановский (1813 – 1855) и другими. Встречался с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым.

Судя по всему, к моменту поступления И.С. Тургенева в университет его политические взгляды в основном сложились. Они включали в себя решительное неприятие крепостного права и отрицательное отношение к самодержавию, по крайней мере, в той форме, которая существовала во времена Николая I (1796 – 1855). Однако он не был сторонником революции и надеялся на постепенный прогресс. По современной терминологии его взгляды можно называть либеральными.

В 1830-е годы И.С. Тургенев начал писать стихи. Большинство его стихов не представляют интереса. Но некоторые стихотворения очень сильные. Например, «Утро туманное, утро седое…» (1843). Невозможно поверить, что автору этого стихотворения было всего 24 года.

Позже Иван Сергеевич Тургенев создал в русской литературе новый жанр – стихотворения в прозе.

В 1843 году И.С. Тургенев знакомится с Виссарионом Григорьевичем Белинским (1811 – 1848), высоко оценившим поэму Тургенева «Параша». Между ними завязываются дружеские отношения.

В 1847 году Тургенев сдает в журнал «Современник» свой рассказ «Хорь и Калиныч». Рассказ печатают. Редактор журнала Иван Иванович Панаев (1812 – 1862) ставит к рассказу подзаголовок «Из записок охотника». Рассказ пользуется успехом, и Тургенев решает написать цикл рассказов под общим заголовком «Записки охотника».

В «Записках охотника» впервые в истории русской литературы главными героями становятся крепостные крестьяне.

В 1852 году «Записки охотника» выходят в России отдельной книгой. Антикрепостническая направленность записок вызывает высочайший гнев. Цензор, пропустивший книгу, увольняется с лишением пенсии, а автор высылается из столиц в своё поместье. В ссылке И.С. Тургенев активно работает. Там он, в частности, пишет свой хорошо известный рассказ «Муму». Из ссылки писатель возвращается в 1854 году.

Говорят, что следующий русский император Александр II очень любил «Записки охотника».

В 1847 – 1850 году И.С. Тургенев живет в Париже. Здесь он становится очевидцем революции 1848 года. Эксцессы, происходившие во время революции, укрепили Тургенева в его неприятии революционных путей преобразования общества.

В феврале 1855 года умирает император Николай I. На престол вступает его сын Александр II (1818 – 1881). Начинается мощный общественный подъём, результатом которого становится отмена крепостного права и серьёзные реформы в других сферах.

Активизируется и творчество Ивана Сергеевича Тургенева. В 1856 году он пишет роман «Рудин», в 1859 году – «Дворянское гнездо», в 1860 году – «Накануне», в 1862 году – «Отцы и дети».

Лучший представитель российского либерализма

Давайте поговорим об этих произведениях более подробно.

В гости к живущей в своём поместье богатой барыне приезжает человек из столицы Дмитрий Рудин. Он весь проникнут прогрессивными стремлениями, и местное общество смотрит ему в рот. А Наташа, юная дочка барыни, как и следует ожидать, влюбляется в Рудина и отказывает своему жениху. Рудин тоже неравнодушен к Наташе.

Девушка заговаривает с матерью о браке с Рудиным. Но та ни в какую.

Вообще говоря, можно обвенчаться и без согласия родителей. Но Рудин на это не идёт и уговаривает Наташу покориться воле маменьки. Бедная девушка вся в слезах. Взаимоотношения семьи с Рудиным становятся натянутыми. Рудин уезжает и больше с Наташей не встречается. Через несколько лет один из персонажей романа встречает Рудина. Его жизнь не удалась. Он неоднократно поступал на службу, но долго на службе не удерживался. Семьёй он так и не обзавелся. В конце концов Рудин гибнет в Париже на баррикадах во время революции 1848 года.

Свои прекрасные убеждения Рудин не способен воплотить в реальные дела. Поэтому ему остается только погибнуть. И это не только личное качество Рудина, это – достаточно типичная черта прогрессивно настроенных дворян времён царствования Николая I. Образ Рудина занял достаточно почетное место в галерее образов лишних людей. И, вместе с тем, он был единственным лишним человеком, который погиб на баррикадах.

Кстати, словосочетание «лишний человек» придумал И.С. Тургенев, написавший в 1850 году «Дневник лишнего человека». В дальнейшем оно задним числом приклеилось к Онегину и Печорину.

Прототипом Рудина иногда считают одного из основоположников анархизма Михаила Александрович Бакунина (1814 – 1876). Так это или нет – достоверно неизвестно.

В «Дворянском гнезде» интерес для современного читателя представляет Паншин – молодой, перспективный и блестящий чиновник, придерживающийся либеральных взглядов и твёрдо уверенный в том, что русские – это люди второго сорта. Вот Европа – это да!.. Таких Паншиных мы в больших количествах видели в 1990-х годах, да и сейчас они нередки.

В конце концов Лиза Калитина разочаровывается в Паншине и влюбляется в Лаврецкого, более укоренённого в российской реальности. Но увы, сообщение о смерти жены Лаврецкого (которая был большой стервой) оказывается ложным. И жизнь с любимым человеком для Лизы невозможна. С горя девушка уходит монастырь.

В романе «Накануне» появляется принципиально новый в русской литературе персонаж – революционер. Пока ещё болгарский.

У Прекрасной Елены три поклонника: скульптор, учёный-историк и болгарский революционер. Кого она выберет?

Скульптор Павел Шубин – явный аутсайдер. Прежде всего потому, что раздолбай. И ни в каком серьезном деле положиться н него нельзя. Историк Алексей Берсенев – человек более серьёзный и положительный. Но, как говорила сыгранная Нонной Викторовной Мордюковой (1925 – 2008) героиня фильма «Простая история»: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч. Но не орёл!».

«Орлом» является лишь болгарский революционер Инсаров. И поэтому именно он завоёвывает сердце Прекрасной Елены. Инсаров и Елена уезжают в Болгарию. После смерти мужа Елена продолжает борьбу.

В романе «Накануне» Тургенев ставит борьбу за освобождение своего народа выше и науки, и искусства. Такой взгляд для либерала, вообще говоря, не типичен.

Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) посвятил роману «Накануне» статью «Когда же придёт настоящий день». В ней он писал, что российское общество пока ещё не порождает своих Инсаровых. Но у него всё впереди.

В 1862 году И.С. Тургенев пишет свое наиболее известное произведение – роман «Отцы и дети». Название романа не вполне удачно, речь в нём идёт не о столкновении поколений, а о столкновении социальных групп.
В центре романа – противостояние разночинца Евгения Базарова и аристократа Павла Петровича Кирсанова. Прочие персонажи не слишком интересны и составляют фон, на котором развертывается это противостояния.

И Базаров, и Павел Петрович – яркие индивидуальности и борьба между ними – это борьба за лидерство. Для начала – в имении Кирсановых, в исторической перспективе – в российском обществе.

Павел Петрович – великолепный представитель старой российской аристократии. Он умён, обладает высокой культурой, развитым чувством собственного достоинства. Во времена Екатерины II он вполне мог бы занимать высшие государственные посты. Но…, большая часть достоинств досталась Павлу Петровичу в готовом виде, как наследие богатых, знатных и культурных родителей.

Евгений Базаров не получил от родителей практически ничего. Ни в материальном, ни в культурном отношении. Всё, что Базаров добился, это его собственная заслуга. Базаров, несомненно уступает Павлу Петровичу в уровне культуры, но зато неизмеримо превосходит его в умении трудиться и в самостоятельности мышления.

И ещё одна маленькая деталь: для крестьян Павел Петрович чужой, а Базаров – свой.

Интеллигентного читателя шокируют некоторые высказывания Базарова, например, его отрицание искусства, красоты природы и т.д. Разумеется, эти высказывания выглядят несколько странно и даже смешно, но они вполне объяснимы. Базаров если не понимает, то ощущает, что осведомлённость в искусстве рассматривается как признак принадлежности к определённому социальному слою. И стремится подчеркнуть, что он к этому слою не принадлежит.

Со временем Базаровы сумеют оценить искусство и притом существенно глубже, чем Кирсановы. Ибо они гораздо лучше видят связь искусства с жизнью. Это мы можем увидеть в статьях Георгия Валентиновича Плеханова (1856 – 1918) и других марксистов, писавших об искусстве.

Перед Базаровым открывались два пути: либо респектабельная карьера в формирующемся в России буржуазном обществе, либо левая оппозиционная деятельность, переходящая в деятельность революционную. У Базарова были задатки и для того, и для другого. Однако преждевременная смерть сделала этот выбор неактуальным.

Заслуга И.С. Тургенева заключалась в том, что он честно и объективно изобразил обе конфликтующие стороны. Хотя, по происхождению и воспитанию Павел Петрович был Тургеневу куда ближе, чем Базаров.

Литературоведами неоднократно высказывалось мнение, согласно которому прототипом Базарова был Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861). Если это так, то прототипом Павла Петровича был… сам Иван Сергеевич Тургенев. Отношения между Тургеневым и Добролюбовым были, как известно, очень напряжёнными и закончились прекращением сотрудничества Тургенева с журналом «Современник». При этом Добролюбов в целом вел себя более корректно, чем Тургенев.

Популярность романа «Отцы и дети» в российском обществе сильно выросла после появления результатом статей выдающегося революционно-демократического публициста Дмитрия Ивановича Писарева (1840 – 1868), сделавших Базарова объектом для подражания.

После публикации «Отцов и детей» большую популярность в российском обществе приобрел термин «нигилист». Этот термин появился в XII веке во Франции, в России его впервые употребил в 1829 году публицист Николай Иванович Надеждин (1804 – 1865).

Термин этот явно неудачен. При желании в него можно вложить самое разное содержание, что открывает возможности для недобросовестных манипуляций.

И.С. Тургенев поддерживал хорошие отношения с Александром Ивановичем Герценом (1812 – 1870), жившим в Лондоне и издававшим журнал «Колокол». Однако взгляды Тургенева и Герцена на будущее России различались. Тургенев видел это будущее в цивилизованном капитализме, Герцен – в крестьянском социализме.

С 1863 года Тургенев постоянно жил во Франции, периодически на короткий срок приезжая в Россию. В 1867 году он пишет роман «Дым», в 1877 году роман «Новь». В «Нови» Тургенев изобразил революционеров-народников и показал их неспособность найти общий язык с народом.

Одной из сквозных тем произведений И.С. Тургенева была любовь. С его лёгкой руки появился термин «тургеневские девушки». Последней тургеневской девушкой в русской литературе была Гадюка – героиня одноименной повести Алексея Николаевича Толстого (1883 – 1945), написанной в конце 1920-х годов. В советский кинематографии – героиня фильма «Чистое небо» (1961 год).

Лучший представитель российского либерализма

По своему характеру Иван Сергеевич Тургенев был достаточно добродушным и мягким человеком. Он вёл свойственный русскому барину рассеянный образ жизни, не отличался обязательностью. У него было много возлюбленных и внебрачная дочка, но своей семьи он так и не завёл. Главным хобби И.С. Тургенева была охота. В лучшие дни псарня писателя насчитывала более ста охотничьих собак.

И.С. Тургенев умер от саркомы во Франции 3 сентября 1883 года.

С точки зрения терминологии XIX века политические взгляды Ивана Сергеевича Тургенева можно рассматривать как либеральные. Он выступал против крепостного права, полицейского произвола, за демократизацию политической жизни. И, вместе с тем, уповая на постепенный прогресс, был решительным противником революционного преобразования общества.

Будучи честным писателем, Тургенев сплошь и рядом выходил в своем творчестве за пределы либеральных горизонтов. Так, он убедительно показал человеческое превосходство болгарского революционера над представителями русского образованного общества. А в «Отцах и детях» достаточно объективно изобразил антипатичного ему Евгения Базарова.

В 20 веке русский либерализм сильно изменился. Сегодня он видит свою главную задачу в защите «священного права частной собственности». Ради этого современный либерал готов напрочь забыть и про демократию, и про права человека. Вспомним про рукоплескания наших либералов расстрелу Белого Дома и их симпатии к генералу Пиночету. Для Ивана Сергеевича Тургенева такое было совершенно немыслимо.

Невозможно представить себе Ивана Сергеевича Тургенева употребляющим по отношению к большинству наших соотечественников такие термины, как «совки» или «быдло». А своих персонажей (например, Паншина), употреблявших более мягкие синонимы этих же терминов, Тургенев глубокого презирал. Ибо был убеждён, что Великий русский язык мог создать только Великий народ. Не случайно Лиза Калитина отвергла ухаживания Паншина.

Наверное, живя в наши дни, И.С. Тургенев на некоторое время мог стать сторонником «Яблока» или «Справедливой России». Но ненадолго. Разочаровавшись в наиболее приемлемых для себя партиях, Тургенев отошел бы от политики, сохраняя при этом свойственные ему гуманистические идеалы.

С.В. Багоцкий