Маркс об отчуждении

Одно из важнейших произведений «молодого» Маркса — «Экономико-философские рукописи 1844 года». В этой работе Маркс впервые целостно изложил свои экономические и философские идеи, свои представления о коммунизме. Несмотря на своё название, «Экономико-философские рукописи» доступны для понимания далеко не только профессиональных философов или экономистов. Эта работа, хотя и затрагивает очень сложные вопросы, написана вполне понятным языком. И это не случайно. Ведь Маркс видел свою задачу в том, чтобы вернуть науку об обществе с отвлечённых небес на грешную землю. Поэтому каждая мысль в «Рукописях» осязаема и подтверждена конкретными примерами.

В «Рукописях» впервые сформулировано столь важное для Маркса понятие отчуждения. Отчуждение — это то, что все мы, живущие в капиталистическом обществе, испытываем, даже если и не знаем, как оно называется. Отчуждение — это когда работаешь не потому что работа тебе нравится, а потому что нужны деньги. Когда на этой нелюбимой работе ты гробишь здоровье, чтобы потом заработать себе на лечение. Когда начинаешь корить себя за то, что потратил «слишком много» времени на общение или увлечение любимым делом. Когда тысячи людей вместе едут на работу и с работы в метро, не замечая друг друга.

Рабочий на фабрике Foxconn в Китае. Foxconn производит айфоны, айпады и прочую высокотехнологичную продукцию. Фирма "прославилась" регулярными самоубийствами рабочих из-за невыносимых условий труда и низкой зарплаты.

Рабочие на фабрике Foxconn в Китае. Foxconn производит айфоны, айпады и прочую высокотехнологичную продукцию. Фирма «прославилась» регулярными самоубийствами рабочих из-за невыносимых условий труда и низкой зарплаты.

Вот некоторые мысли из этой работы Маркса:

«Отчуждение рабочего выражается в том, что чем больше рабочий производит, тем меньше он может потреблять; чем больше ценностей он создает, тем больше сам он обесценивается и лишается достоинства; чем лучше оформлен его продукт, тем более изуродован рабочий; чем культурнее созданная им вещь, тем более похож на варвара он сам; чем могущественнее труд, тем немощнее рабочий; чем замысловатее выполняемая им работа, тем большему умственному опустошению и тем большему закабалению природой подвергается сам рабочий».

«Каждый продукт является приманкой, при помощи которой хотят выманить у другого человека его сущность — его деньги; каждая действительная или возможная потребность оказывается слабостью, которая притянет муху к смазанной клеем палочке».

«Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество, тем больше твоя отчужденная жизнь, тем больше ты накапливаешь своей отчужденной сущности… И экономить ты должен не только на твоих непосредственных чувственных потребностях, на еде и прочем, но и на участии в общих интересах, на сострадании, доверии и т.д.»

«Так как деньги, в качестве существующего и действующего понятия стоимости, смешивают и обменивают все вещи, то они представляют собой всеобщее смешение и подмену всех вещей, следовательно, мир навыворот, смешение и подмену всех природных и человеческих качеств».

В актуальности мыслей Маркса для сегодняшнего дня сомневаться не приходиться. Так что, если вы хотите разобраться, в чём причина этих явлений, то «Экономико-философские рукописи» — вполне подходящая работа, чтобы именно с неё начать изучение марксизма.

Михаил Волчков