Маркс возвращается

 

Дмитрий ВОЛГИН

На проблемы взаимоотношений классов в современной буржуазной России обратили внимание работники искусства. На прошедшем недавно кинофестивале «Кинотавр» среди прочих была представлена картина Светланы Басковой «За Маркса…»

У каждого времени свои герои. Помнится, в 90-е годы, в период первоначального накопления капитала, в нашей стране и, соответственно, в отечественном кинематографе была особенно популярна тема «бригад». Своеобразным слепком с новейшей истории стали такие «шедевры» отечественного кино, как «Бумер», «Жмурки» и «Олигарх». Все они воспевали «героев нашего времени».

Затем на смены бандитским и родственным им олигархическим сагам пришли «ментовские истории». Оно и понятно, десятилетие разгула воров всех мастей в жизни и на экранах страны не могло не наложить отпечаток на общественное сознание, которое власти попытались хоть как-то выправить, привнося «романтику сыщиков» в российскую повседневность.

Однако то ли официальный агитпроп работал из рук вон плохо, то ли объективная реальность, данная нам в ощущениях, вносила свои коррективы. Но доблестный образ «честного мента» довольно быстро померк. А новые герои на смену так и не пришли.

В результате режиссеры вынуждены сами искать «соль текущего момента», отыскивать свою «злобу дня». Светлана Баскова, автор «Зеленого слоника», «Головы» и «Пяти бутылок водки», нашла такую «соль» во взаимоотношениях новых хозяев жизни (выросших все из тех же «бригад») с простыми трудящимися. Во главу угла новой картины поставлены рабочие литейного цеха, которые создали независимый профсоюз вопреки желаниям владельца завода.

Сама автор картины так рассказала о своем творении:

«Это драматическая история человека, который выбирает между жизнью и смертью, но его выбор – вынужденный: он связан с социальными проблемами, имеющимися в государстве. Он боролся за чувство собственного достоинства, за свои права и права рабочих, и такая расплата связана исключительно с этой борьбой, которая не воспринимается работодателями и не защищена государственными институциями».

Интерьеры цехов и проходных также абсолютно реальны: по словам Басковой, фильм «снимали в литейном цеху, там правда так и обстоят дела, это не стилизация под советское кино». Съемки проходили в Череповце, Нижнем Новгороде, Ярославле и на московском заводе ЗИЛ. Светлана Баскова посетила реальные трудовые коллективы, поэтому не считает своих персонажей какой-то художественной натяжкой.

«Я была в Липецке – там есть такое движение с красивым названием «Освобождение труда», такая группа была еще в XIX веке. У них реально есть киноклуб, выделили маленькую комнатку в Доме культуры, они там сидят, закрывают шторы и раз в неделю с небольшого проектора смотрят фильмы на политические темы, которые были и у Годара, и у Фассбиндера. Когда я там была, смотрели «Рабочий класс идет в рай» итальянского режиссера Элио Петри, а после показа у них обсуждение», – объясняет режиссер фильма.

По задумке авторов картины «За Маркса…», главный конфликт времени и внутри фильма пролегает между новыми капиталистами и рабочим классом, между «новыми русскими» и советскими рабочими, не забывшими свое и отцовское славное прошлое.

«На временном изломе между социализмом, где все равны, и диким капитализмом, простые рабочие ищут возможности защитить свой труд и свое достоинство и создают рабочий профсоюз» – отмечают создатели картины. Это фильм об историческом переломе в жизни обычных людей – целого поколения, которое сформировалось в советское время, которое живет и пожинает плоды своей социалистической наивности в агрессивном капиталистическом обществе.

Светлана Баскова уже не раз поднимала тему фактического уничтожения наемного работника в современной капиталистической России. Вот как режиссер сама определяет главную идею своего нового творения:

«У людей 90-х еще не сформировано отношение к тем, на кого они работают; есть испуг, растерянность, неопределенность. Если мы говорим о нынешнем времени, о котором фильм «За Маркса…», рабочие продолжают бояться – но в первую очередь уже потерять не жизнь, а работу как возможность выжить. И в то же время у них появляется чувство собственного достоинства, которое они только начинают осознавать. Им важно чувствовать себя полноценными людьми – отсюда и стремление к организации профсоюза. В 90-е годы – времени анархии – о профсоюзах говорить было просто смешно».

Чувствуется, что автор не понаслышке знает о жизни современного профсоюзного движения России. Да и название фильма не оставляет поля для кривотолков и разночтений. По определению самой Светланы Басковой, «За Маркса…» – это, с одной стороны, понятный для нас вектор, но с другой стороны – непонятно, что это такое в применении к сегодняшней жизни – хорошо или плохо. Сегодня, по мнению режиссера фильма, в сознании российского общества нет четкого понимания политических и экономических закономерностей развития. Рабочие (и вообще народ) только начинают осознавать новые экономические отношения.

Как видно, вместе с трудящимися начинают переосмысливать происходящие и наиболее вдумчивые и прогрессивные представители творческой интеллигенции. Фильм «За Маркса…» – лишь первая «проба пера» на этой ниве.

Видеоролик фильма можно посмотреть по адресу:

http://video.yandex.ru/users/lorisidae/view/12