Миссия выполнима: спасти район Коптево!

Почти два года в московском Коптево идет борьба местных жителей против строительства Северо-Западной хорды прямо через жилые кварталы. 29 октября представители инициативной группы района провели пикет на Триумфальной площади, чтобы открыть глаза москвичам на планы правительства Москвы. Одна из активистов — Надежда Михалькова — рассказала нам об альтернативном проекте дороги, который предлагают местные жители, и о том, как на него реагируют городские чиновники:

—  Северо-Западная хорда – это трасса, которая будет проходить от Сколковского до Ярославского шоссе. Согласно планам правительства, наша Большая Академическая улица превратиться в часть этой хорды, равной по значению МКАДу.

На улице запланировано строительство четырех тоннелей, не считая выхода из Алабяно-Балтийского. Плюс по две боковые полосы вокруг каждого шестиполосного тоннеля. Получается, что наша улица будет расширена до десяти полос. В результате дорога предельно приблизится к жилым домам. Расстояние до нее будет составлять 8-10 метров.

Вдоль дороги в основном стоят пятиэтажки постройки 60-х годов с газовыми котлами. После строительства хорды даже окна открыть будет невозможно, потому что проектировщики обещают поток из 12 тысяч машин.

Поэтому мы боремся за право жить в достойных условиях. Проводим митинги, пикеты, участвуем во встречах с чиновниками. Но власть к нам не прислушивается.

Мы все время говорим, что выступаем не против новой дороги. Мы предлагаем построить трассу вдоль промзон и малого кольца железной дороги. В Коптево есть такая возможность. Мы не против расширения Большой Академической,  но не более чем до 6 полос и на одном уровне. Это требование соответствует генплану и тем первоначальным задумкам, которые были приняты, когда закладывался Алабяно-Балтийский тоннель. С тех пор как он был спроектирован и построен – его пропускная способность не увеличивалась. Поэтому он рассчитан на шестиполосную Большую Академическую улицу без всяких тоннелей. К чему эти нововведения  – не понятно.

Мы написали множество писем в различные инстанции, обращались в Государственную думу, нас поддержали многие оппозиционные партии, депутаты Госдумы и Мосгордумы, но воз и ныне там.

— Сейчас на Большой Академической уже идет строительство…

— Именно этот этап, против которого мы выступаем, еще не начался. 28 октября мы были в префектуре на встрече, и нам сказали, что пока проект находится на экспертизе.

Сейчас идет первый этап строительства – расширение улицы до шести полос. Правда, в него включили строительство тоннеля под Михалковской улицей. Но его еще как-то можно перетерпеть. Хотя он тоже полузаконный. У нас есть документы, подтверждающие, что строительство этого тоннеля не согласовано в установленном порядке.

Строительства самой хорды пока не началось. И это результат нашего движения. В свое время наши строители хотели негласно подменить один проект другим. Получив положительное заключение экспертизы по проекту с шестью полосами и одним тоннелем, они хотели построить еще и эстакады, которые не были предусмотрены проектом. Это было видно на информационных щитах, которые они выставляли, как положено при строительстве. На этих щитах был указан номер экспертизы по проекту с шестью полосами, а картинка — с эстакадами, тоннелями и совсем даже не шестиполосной дорогой! В результате жители поднялись и смогли притормозить строительство.

— А сейчас жители активно выступают?

— Сначала в нашем движении участвовало много людей. На публичных слушаниях было около 400 жителей. Ни один из них не поднял руку, никто не согласился с этим проектом. Но власти собрали триста каких-то непонятных подписей, а наши обращения в протокол не включили. Мы судились – в итоге нам отказали. Сейчас, конечно, жители не столь активны. Мало кто верит, что можно помешать строительству.

— Кто отвечает за такое настойчивое продвижение строительства хорды?

— За всем этим стоит правительство Москвы. Мы долгое время добиваемся встречи с мэром. Поскольку поняли, что никто из нижестоящих чиновников не может решить вопрос по переносу транзитных автомобильных потоков в промзону. С кем только не общались! Никто принять решение не может. У всех отговорки.

У нас сложилось такое впечатление, что проект никто из чиновников и не открывал. На последней встрече в префектуре в очередной раз с этим столкнулись. Люди из префектуры пришли послушать, как шумят недовольные жители, но по сути проекта сказать ничего не могли.

Им, видимо, не интересно рассматривать эту проблему и считать количество полос. Любое собрание начинается с того, что начинаем считать. Они считают так: шесть полос по прямой в тоннеле и всё. А по две боковых, где-то по три – это в счет не идет. В реальности получается 10-12 полос, а у чиновников — шесть.  Я не знаю даже, как это назвать. Полная профанация какая-то.

— На Триумфальную площадь вы вышли, чтобы проинформировать остальных жителей?

— Да, сюда мы пришли рассказать москвичам о проблеме. Пикет мы хотели проводить у организации, проводящей экспертизу, чтобы ее сотрудники видели, что жители района против строительства магистрали у них под окнами. Но нам не согласовали место, предложили Триумфальную.

Тут мы проводим пикет в третий раз. У себя в Коптево, начиная с февраля, провели больше 30 пикетов — даже со счета сбились. Собираемся каждый четверг у кинотеатра «Рассвет» с семи до восьми вечера. Там не очень людное место, но, к нашему удивлению, каждый раз встречаем людей, которые ничего не знают о планах реконструкции дороги. Поэтому стараемся рассказывать о своей борьбе за будущее района. Ведь именно сейчас необходимо участие всех жителей.

— Успехов вам!

— Спасибо.

Наша справка

Почему жители района Коптево требуют перенести хорду?

 

  • Строительство хорды в плотной жилой застройке приведет к превышению предельно допустимых норм концентрации канцерогенов в 9 и более раз и, как следствие этого, вспышке раковых заболеваний, астмы и аллергии среди жителей района.
  • Хорда разобьет район на анклавы, так как пересечь магистраль можно будет только в трех местах.
  • Хорда перенаправит в город поток транзитного транспорта с МКАД.
  • Совмещение бессветофорных транзитных полос и полос для местного трафика со светофорами приведет к образованию заторов на Большой Академической.
  • Под местный и общественный транспорт останется всего по две полосы, что приведет к ухудшению транспортной ситуации.
  • Расширенная дорога вплотную приблизится к домам, хотя вся инфраструктура района вдоль нее (школы, магазины, больницы, учреждения) останется прежней, что усугубить проблему безопасности и парковок.
  • Хорда будет проходить практически вплотную к стадиону «Наука», на котором занимаются физкультурой студенты московских вузов и многие местные жители. Соседство оживленной магистрали, высокая концентрация выхлопных газов и пыли крайне негативно скажется на условиях для активного отдыха горожан.
  • Все это приведет к ухудшению экологической ситуации, поставит под угрозу здоровье и жизнь жителей, приведет к тому, что Коптево станет непригодным для проживания.

Беседовал Иван Чернов