Наемный труд — опасный труд

По данным петербургского отделения Роструда, за 9 месяцев 2012года в Санкт-Петербурге произошло 175 несчастных случаев, связанных с производством, из них 5 — групповых, 132 — тяжелых и 38 – со смертельным исходом. Если для некоторых руководителей предприятий охрана труда до сих пор остается досадной <<обязаловкой>>, то сотрудников заводов и фабрик такое отношение уже неустраивает. В начале декабря, например, рабочими завода <<Форд>>в Государственную инспекцию труда было направлено заявление с описанием фактов нарушения работодателем требований охраны труда. Аналогичное заявление направлено в Ростехнадзор. Почему сложилась такая ситуация? Ответить на вопрос попытался корреспондент <<Бергколлегии>>.

Верните крановщиц!

Слово лидеру профсоюза <<Защита>> ОАО <<Силовые машины>> Степану МАЛЕНЦОВУ:

— На мой взгляд, руководство нашего предприятия сегодня создает лишь видимость того, что вопросам промышленной безопасности уделяется внимание. С целью экономии расходов на работников проведены значительные сокращения оперативно-ремонтного персонала, нарушены все возможные регламенты.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проходит тоже только <<для вида>>, а несчастные случаи администрация скрывает всеми возможными способами. Сегодня, на 500 работников приходится один зарегистрированный несчастный случай в год, что, конечно же, неправда.

Аварии на заводе — не новость, но пока, к счастью, обходится без жертв и разрушений. И неудивительно. Приведу типичный пример халатного отношения к охране труда. Мостовые краны оснастили пультом дистанционного управления с пола. При этом значительная часть

крановщиц сокращена. Иногда, при управлении пультом, происходит движение не только того крана, которым управляют, но и соседнего. Вместо крановщиц за управление берутся сами рабочие, которые не имеют необходимых навыков.

Месяц назад произошел несчастный случай: при работе с краном груз ударил сотрудника в лицо. Пострадавшему выбило передние зубы, рассекло губу. Этот случай, как и другие, не пополнил статистику, а просто-напросто был скрыт. Таким образом, перевод крана на дистанционное управление и сокращение крановщиц привели к инциденту, который повлек за собой травму. Никто не может дать гарантий, что завтра это не повторится. Удручает и материально-техническая база на предприятии. Критерием закупки нового оборудования нынешнее руководство установило степень его производственной загрузки. То есть лучше обеспечить трехсменный режим эксплуатации, но как можно быстрее окупить вложенные средства. В противном случае (производство у нас единичное, поэтому не всегда удается непрерывно использовать оборудование), даже при выходе из строя старых станков, новые не закупаются. Выполнение же операции просто пытаются передать другому предприятию.

В большинстве случаев поставляется оборудование зарубежного производителя. Проводимая собственниками социально-экономическая политика привела к недостатку квалифицированных рабочих кадров, к большому проценту брака, к всеобщей некомпетентности. Можно констатировать, что производство находится в критическом состоянии не только из-за износа оборудования, но и по причине ухода квалифицированной рабочей силы с завода из-за отсутствия цивилизованных условий труда.

Забастовка по правилам… техники безопасности

Не лучше дела обстоят и на заводе <<Форд>> во Всеволожском районе. Сегодня сотрудниками там объявлена негласная <<итальянская забастовка>>. Акция, во время которой работники скрупулезно соблюдают все должностные инструкции и нормы охраны труда, устраивают

неофициальные дни донора, продолжается более трех недель. Главное преимущество <<итальянки>> — ее легальность. Формально это и не забастовка вовсе, а, наоборот, гиперответственного отношение работника к своим трудовым обязанностям. Однако ущерб от работы по правилам сопоставим с потерями от настоящей забастовки. Ведь в реальной жизни

точное исполнение всех нормативов, законов, стандартов и т.п. просто невозможно. К примеру, донорство, дающее — на совершенно законных основаниях — двухдневное освобождение от работы также хороший способ довести начальство до <<белого каления>>. Когда в ноябре сдавать кровь

отправились рабочие двух бригад цеха сборки, компания по итогам смены не досчиталась 49 невыпущенных машин.

По словам профсоюзного активиста Дмитрия Ларева, поводом для акции стали несколько факторов. Во-первых, нарушение администрацией положений коллективного договора. В профком постоянно поступали жалобы: <<Почему работодатель не платит за совмещение? Почему не в полном объеме предоставляются дополнительные отпуска? Почему сплошь и рядом

нарушается техника безопасности?>>. Например, обычной практикой является экономия на обучении сотрудников правилам электробезопасности, работе с грузоподъемными механизмами и т.д.

Многие рабочие просто не имеют права приступать к работе. В результате копеечная экономия обернулась для компании крупными убытками.

Раздражение у коллектива вызывает и продолжающееся снижение социальных стандартов, когда-то лучших в питерском автопроме.

— Последнее время с нашего завода ежемесячно увольняются десятки работников, — говорится в информационном листке профсоюза, — <<Форд>> стремительно утрачивает привлекательность как работодатель… Недавно администрация проинформировала нас, что будет и в следующем году

обеспечивать нас ДМС, цена которого составит около20 тыс. рублей (в лучшем варианте). На заводе <<Ниссан>> ДМС тоже есть, но, во-первых, оно бесплатно для работников, а во-вторых, его наполняемость лучше фордовской. Да и разница в зарплате между <<Фордом>> и ближайшими

конкурентами выглядит не так уж убедительно.

— Рабочие также настаивают на улучшении условий труда, отдыха, выплате компенсаций <<за вредность>>и смягчении требований для получения новых квалификационных уровней, — говорит Ларев. – Трудовой спор наш тлеет давно и не на пустом месте. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. No.870<<Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда>> на предприятии так и не исполнено. На прошлой неделе в Государственную инспекцию труда было направлено заявление с описанием фактов нарушения работодателем требований охраны труда. Аналогичное заявление направлено в Ростехнадзор.

На текущей неделе Всеволожская городская прокуратура получила три заявления о нарушении работодателем прав работников, являющихся донорами крови и два заявления о нарушении прав

представителей профсоюза. Заявления о незаконном отстранении профактивистов от работы готовятся.

Эксплуатация не щадит рабочих

Условия труда в корейских компаниях, тесно связанных с <<Хендэ>>также вызывают недовольство у сотрудников. В этом может убедиться любой, кто посетит производственную площадку ООО <<Девон Рус>>, одного из нескольких предприятий-поставщиков автозавода <<Хендэ>>, расположенного в поселке Левашово под Санкт-Петербургом. Очевидно, из

соображений экономии, корейские собственники построили заводы по соседству с городской свалкой и канализационными стоками, из-за чего над территорией стоит специфический тошнотворный запах.

Внимание общественности к предприятию привлекла авария, произошедшая в уходящем году. При разливе химикатов на предприятии ООО <<Девон Рус>> пострадали пятеро рабочих. Все они оказались гражданами Таджикистана. Авария произошла при перекачивании токсичного

метилизоцианата из автоцистерны в стационарную емкость. Тогда к ликвидации последствий аварии были привлечены восемь единиц техники, в том числе мобильная лаборатория, специалисты которой брали пробы воздуха, а также около 30 сотрудников МЧС.

Предприятие <<Девон Рус>> вызывает много вопросов. Дело в том, что метилизоцианат является смертельно опасным веществом — в 1984 в индийском городе Бхопал из-за крупной утечки этой жидкости погибли более 2 500 человек. Однако, предприятие после аварии не прекращало

работу — были эвакуированы лишь сотрудники того участка, где непосредственно произошел разлив. Кроме того, в непосредственной близости от <<Дэвон>> располагаются другие предприятия-поставщики: <<Шинь Янг>>, <<Мобис>>, <<Донхэ>> и другие, а также головной завод <<Хендэ>>. Это целый промышленный городок, в котором трудятся тысячи рабочих. Возникает закономерный вопрос: не связан ли отказ от эвакуации работников с нежеланием работодателей потерять прибыль из-за остановки конвейера? К слову, за нарушения законодательства

по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения юридическое лицо ООО <<Девон Рус>>и генеральный директор компании были оштрафованы на общую сумму173 тыс. рублей.

Если сам <<Хендэ>> является относительно высокотехнологичным производством, то на его поставщиках процветает эксплуатация дешевой рабочей силы мигрантов из Средней Азии. Кроме того, руководители-корейцы отметились довольно жесткой антипрофсоюзной политикой, что показал конфликт на заводе <<ЙураКорпорейшн Рус>> в Ивангороде в 2011 году. Администрация узнала о создании на предприятии отделения Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА). Сразу после этого началось давление на коллектив с целью принудить

людей к выходу из профсоюза. Однако рабочие не поддались на угрозы.

 

По материалам журнала БЕРГ-Колегия