О нарушении прав профсоюзов в Европе в 2011 г. (ч.4)

Часть 3

Грузия

Профсоюзы Грузии сталкиваются с прямыми нападками государственных властей. Возможность работодателей беспрепятственно расторгать договоры о найме сделала работу профсоюзов очень сложной. Суды не применяют законы, запрещающие антипрофсоюзную дискриминацию. Трудовой кодекс не способствует работе профсоюзов и подрывает основы коллективных переговоров. Грузия стала одним их худших случаев в Европе в отношении прав работников.

Права профсоюзов в законодательстве

Хотя Конституция и закон о профсоюзах 1997 года признают основные права профсоюзов, профсоюзная деятельность затрудена из-за широких привилегий работодателей. Минимальное число членов, необходимое для создания нового профсоюза, установлено на непомерно высокой величине в 100 человек, а там, где профсоюз уже работает, его деятельность может быть приостановлена по решению суда по таким причинам, как приведение к социальному конфликту. Трудовой кодекс 2006 года наделяет работодателей правом уволить работника без какой-либо причины при условии, что ему выплачена компенсация в размере зарплаты за 1 месяц. Трудовой кодекс дает также работодателям право действовать в обход профсоюза и вести переговоры напрямую с работниками, не входящими в профсоюз, полностью отказываться от вступления в коллективные переговоры и даже принимать единоличное решение по некоторым случаям, которые обычно являются предметом переговоров. Право на забастовку также ограничено, так как любой забастовке должна предшествовать предупредительная акция, а право на забастовки солидарности не гарантировано. Более того, забастовка не может длится свыше 90 дней, а нарушение правил проведения забастовок может привести к заключению организаторов в тюрьму сроком до двух лет.

Права профсоюзов на практике и нарушения в 2011 году

Историческая справка

Правительство Михаила Саакашвили, президента Грузии с 2003 года, проводит в стране самый радикальный вариант нео-либеральной экономической политики с полной приватизацией государственной собственности, отменой большинства социальных гарантий и государственного регулирования, включая проведение дерегуляции рынка труда. Экономический рост в 2010 году составил 7%, но он не оказал влияния на благосостояние большинства населения. Промышленность и сельское хозяйство остаются слабо развитыми. Власти официально признали безработицу в 15% на конец 2011 года, но другие источники указывают иные цифры — до 41%. Экономика поддерживается значительными внешними займами, внешний долг составляет 35% от ВВП, а государственный — 43% от ВВП в 2011 году. Политическая ситуация в стране характеризуется доминированием президента и его партии «Единое национальное движение», обладающей конституционным большинством в парламенте с выборов 2008 года, а оппозиция раздроблена и слаба. Акции протеста оппозиции в мае 2011 года в столице страны г. Тбилиси были разогнаны полицией.

Нет защиты от антипрофсоюзной дискриминации

Хотя по грузинскому законодательству антипрофсоюзная дискриминация запрещена, суды не применяют этих положений. По Трудовому кодексу у работодателя есть право на расторжение договора о найме по любой причине или без причины, а также без предварительного уведомления. Закон о профсоюзах не был аннулирован и формально является действующим, но Статья 23, в которой говорится, что работодатель может уволить работников, выбранных председателями профсоюзных организаций, только с согласия профсоюза, на практике игнорируется. По оценкам КПГ после принятия Трудового кодекса профсоюзное членство сократилось более чем на 100 000 человек из-за отсутствия защиты от антипрофсоюзной дискриминации.

Широко распространены краткосрочные договоры найма

Использование краткосрочных договоров найма на практике широко распространено. Трудовой кодекс не содержит никаких критериев или ограничений для определения того, при каких обстоятельствах может быть заключен срочный договор.

Поправки в Трудовой кодекс не внесены, несмотря на рекомендации МОТ

Конфедерация профсоюзов Грузии (КПГ) несколько раз подавала жалобы в МОТ о нарушениях свободы ассоциаций, вызванных Трудовым кодексом, принятым в 2006 году. Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций в своем ежегодном отчете в 2007 году высказался о Трудовом кодексе Грузии очень критически, это мнение поддержал Комитет МОТ по свободе ассоциаций в марте и июне 2010 года. Они призвали правительство внести поправки в Трудовой кодекс, чтобы гарантировать действительную защиту от антипрофсоюзной дискриминации, в особенности в секциях 37 (d) и 38 (3), которые дают работодателю право расторгнуть договор с работником без какой-либо причины, при условии выплаты выходного пособия в размере месячной зарплаты. КПГ разработала проект поправок в Трудовой кодекс, собрала подписи более чем 100 000 человек в их поддержку и подала их в парламент Грузии в 2009 году. Эта инициатива была проигнорирована. 2011 год принес новое напряжение между властями и КПГ, так как КПГ пришлось неоднократно просить независимое профсоюзное движение проводить кампании солидарности. В июне 2011 года МКП и ЕКП запросили проведение расследования о соблюдении принципов Общей системы преференций ЕС (ОСП+), которая позволяет Грузии получать выгоду от торговых преференций. В запросе было указано на ограничения, введенные грузинским правительством на трудовые ресурсы страны в отношении свободы ассоциаций и коллективных переговоров. В нем также подчеркивается отсутствие защиты работников от увольнения за членство в профсоюзе и других форм дискриминации. Однако Комиссия ЕС отказалась принять дело на рассмотрение, несмотря на более высокие стандарты. Но в октябре 2011 года Торговое представительство США приняло на рассмотрению петицию в рамках Общей системы преференций (ОСП), поданной Американской федерацией труда — Конгрессом промышленных профсоюзов (АФТ-КПП), утверждающую, что правительство Грузии не было способно «предпринять шаги, чтобы предоставить международно признанные права рабочих», как по закону, так и на деле. Вследствие этого будет начато официальное расследование и публичное разбирательство вопросов, поднятых в этой жалобе.

Металлургический завод «Геркулес» — профактивисты уволены, забастовка подавлена полицией

Работники металлургического завода «Геркулес» в Кутаиси 4 августа создали свой профсоюз, а компания немедленно уволила шестерых выборных представителей, что привело к предупредительной забастовке работников 2 сентября. Затем компания уволила еще нескольких работников, после чего была начата полномасштабная забастовка, а несколько членов начали голодовку. Внезапный масштабный рейд полиции 15 сентября вынудил рабочих закончить забастовку и вернуться к работе. На бастующих обрушились 50 автомобилей полиции, возглавляемых мэром города, более 40 рабочих было задержано на несколько часов. Затем администрация отправилась по домам работников, чтобы запугать их, а полиция заставила еще нескольких трудящихся подписать заявления, что они вернутся к работе. Была организована мощная кампания международной солидарности, чтобы защитить права членов профсоюза и жертв торговли людьми — 130 рабочих из Индии, которые, как оказалось, также работали на металлургическом заводе «Геркулес» в Кутаиси. В результате арестованные члены и руководители профсоюза были отпущены и восстановлены на своих рабочих местах, а администрация компании согласилась признать профсоюз в качестве представителя как грузинских, так и индийских рабочих завода. Был уволен исполнительный директор завода «Геркулес» в Кутаиси Раджи Кумар Сурека. Однако на деле процесс коллективных переговоров не продвинулся вперед, профсоюз все еще сталкивается со сложностями, а работникам советуют не связываться с профсоюзом.

ООО «Грузинская железная дорога» вмешивается в профсоюзные выборы

ООО «Грузинская железная дорога», в нарушение существующего коллективного договора в одностороннем порядке выпустила приказ № 5881/2, в соответствии с которым в июле 2010 года был прекращен перевод членских взносов. Администрация компании хотела обанкротить профсоюз и ограничила свободное осуществление коллективных прав работников. Суд вынес решение против иска профсоюза и обосновал свое решение положением закона о коллективных переговорах, который был аннулирован еще в 2006 году. Администрация компании проигнорировала рекомендации трехсторонней комиссии по социальному партнерству сторонам о начале процесса коллективных переговоров для разрешения конфликта. Компания начала уменьшать число работающих. Начались сокращения, что привело к созданию обстановки страха. Активистов профсоюза 25 марта 2011 года вызвали в Тбилиси в главный офис «Грузинской железной дороги». Администрация проинформировала их, что не одобряет профсоюзную деятельность. Кроме этого им сказали, что они могут остаться и продолжать осуществлять профсоюзную работу, но в таком случае столкнутся с увольнениями. В Хашури 8 апреля г-жа Гоча Чубинидзе, глава транспортного депо Грузинской железной дороги, посоветовала делегатам не участвовать в съезде профсоюза работников железных дорог и угрожала им увольнением. Также в Хашури глава Департамента пути г-н Заза Чкоидзе угрожал увольнением 8 делегатам в том случае, если они примут участие в съезде. Глава железнодорожной станции г-н Василий Куртанидзе угрожал одному из двух делегатов увольнением, если он поедет на съезд. Утром 10 апреля, когда делегаты из Кашури были на станции по пути на съезд пришли некие неопределенные личности и попытались отговорить делегатов от поездки в Тбилиси. В результате этого несколько делегатов развернулись и не поехали, приехали лишь 9 делегатов из 24. Из другого региона — Самтредиа — лишь 15 из 38 выборных делегатов приехали на съезд. В Тбилиси за несколько дней до съезда делегатам угрожали представители администрации ООО «Грузинская железная дорога» из департаментов путей и эксплуатации вагонов. Результатом описанного вмешательства стало то, что на съезд приехали 69 делегатов из 130, налицо была опасность срыва профсоюзного мероприятия. Но несмотря на это съезд был проведен, были внесены поправки в конституцию и выбраны руководящие органы. Мераб Таргамадзе, член совета Грузинского профсоюза работников железных дорог, 22 июня был уволен администрацией без предварительного уведомления по статье 37 пункту D Трудового кодекса. Принимая во внимание вышеуказанные факты и активную профсоюзную работу, проводимую Таргамадзе, становится очевидным, что он был уволен в связи со своей профсоюзной деятельностью. Этот отдельный случай четко демонстрирует, что администрация железных дорог использует все возможные незаконные способы, чтобы нарушить работу профсоюзов и дискриминировать их членов.

Профсоюз учителей подвергается нападкам

C 2008 Свободный профсоюз работников образования и науки Грузии (ESFTUG) испытывал последствия того, что Министерство образования и науки оказывало поддержку Профессиональному синдикату образования (ПСО) (см. выпуски Ежегодного обзора 2009 и 2010 года). Конфедерация профсоюзов Грузии (КПГ) подала жалобу в Комитет МОТ по свободе ассоциации в 2008 году (дело №2678). Она также подняла этот вопрос в Национальной комиссии по социальному диалогу, и в марте 2010 года грузинское правительство подтвердило свою готовность решить его. Для урегулирования этого конфликта была создана специальная комиссия, в которую вошел представитель КПГ. С тех пор социальный диалог с Министерством науки улучшился, а в двух регионах даже были подписаны коллективные договоры. Однако с июня 2010 года в соответствии с инструкциями министра образования коллективные договоры по вопросу систем подписывались с ПСО. Членов Свободного профсоюза вынудили выйти из организации и вступить в ПСО или рисковать увольнением. В Зугдиди (регион Самегрело) почти 1 000 учителей вышли из Свободного профсоюза в течение одного дня, а в Кутаиси Свободный профсоюз покинуло около 550 учителей.

Министерство образования и науки также пыталось продвинуть своего кандидата на пост председателя Свободного профсоюза во время проведения Исполкома профсоюза в октябре 2010 года (см. Ежегодный обзор 2011). Тем не менее, председателем был избран делегат от профсоюза. Давление на Свободный профсоюз продолжилось в 2011 году. Чиновники министерства пытались убедить нового председателя профсоюза — Майю Кобахидзе, чтобы она уволилась. После того, как она отвергла это предложение, неизвестные личности запугивали ее по телефону, угрожая убить. Министерство продолжает игнорировать руководителя профсоюза и избегает диалога со Свободным профсоюзом. Более того, министр образования без каких-либо консультаций выпустил приказ, запрещающий систему перечисления профсоюзных взносов.

Нападки на профсоюз Аграрного университета Грузии

Через неделю после своего назначения ректором Университета Лаша Готсиридзе в нарушение коллективного договора издал устный приказ, который остановил перечисление профсоюзных взносов на счет профсоюза, из-за чего функционирование первичной профсоюзной организации оказалось под угрозой. Рекомендации трехсторонней комиссии по социальному партнерству о начале процесса коллективных переговоров для разрешения конфликта были проигнорированы администрацией университета.

Германия

Как правило, у государственных служащих нет права на забастовку. Несмотря на крепкие производственные отношения, некоторые работодатели остаются враждебны по отношению к профсоюзам. В результате этого члены профсоюзов сталкиваются с дискриминацией, в то время как с желтыми профсоюзами, представляющими интересы лишь небольшого числа членов, проводятся переговоры.

Права профсоюзов в законодательстве

Основной закон Германии гарантирует право на объединения и признает право на коллективные переговоры. Применяемое законодательство регулирует право на профсоюзную деятельность в рамках компаний, общие условия коллективных переговоров и соблюдение коллективных договоров. Коллективные договоры обладают обязательной юридической силой для членов соответствующих профсоюзов и ассоциаций работодателей. На государственных служащих, включая учителей, право на забастовку не распространяется. С 1969 года МОТ призывает Федеральное правительство Германии предоставить право на забастовку тем категориям госслужащих, которые не облачены властными полномочиями. В этой связи, несмотря на критику МОТ, госслужащим все еще отказано в праве на коллективные переговоры. Однако те госслужащие, на которых распространяются коллективные договоры, имеют полное право на свободу ассоциаций.

Права профсоюзов на практике и нарушения в 2011 году

Историческая справка

В 2011 году правительство Германии заняло центральную позицию в борьбе с кризисом Еврозоны, хотя на него и обрушилась критика за продавливание жестких мер во время спада в экономике нескольких стран и высокого уровня безработицы, что привело к крупным демонстрациям в некоторых европейских столицах. Безработица в Германии была ниже, чем в других странах Европы, во многом из-за активной политики трудового рынка, которая помогла защитить работников от основного удара кризиса — политики, которую успешно пропагандировали профсоюзы. В дополнение к этому в отличие от других стран Европы, где были навязаны глубокие реформы, в Германии были предотвращены попытки реформы трудового законодательства. Однако имел место значительный рост незащищенной занятости, хотя профсоюзы прилагают активные усилия, чтобы установить ограничения на работу через агентства временной занятости и другую временную работу. После землетрясения и цунами в Японии DGB совместно со своими восемью членскими профсоюзами и широкой коалицией НГО выступили за новое направление в энергетическом секторе и переход от ядерной энергетики к возобновляемым источникам энергии. В 2011 году правозащитные группы призвали правоохранительные органы к более тщательному расследованию и наказанию насилия и ненависти.

У госслужащих нет юридического права на забастовку

Несмотря на то, что Административный суд Дюссельдорфа постановил, что учителя на контракте пожизненного найма в качестве госслужащих не должны быть наказаны за участие в забастовке, власти не проявили никакой сколько-нибудь заметной инициативы, чтобы, по крайней мере, закрепить право на забастовку для госслужащих в законодательстве.

Коллективные переговоры

В Германии существует долгая традиция коллективных переговоров. Однако с течением времени во многих отраслях были созданы так называемые «открытые поправки» между сторонами коллективных переговоров, которые дали компаниям возможность отходить от коллективных договоров при некоторых условиях, например, для защиты рабочих мест. Увеличение заработной платы как правило проводилось в обмен на гарантии занятости. Важной проблемой остается социальный и зарплатный демпинг через коллективные договоры, заключенные желтыми профсоюзами или профсоюзами с ограниченным членством и, следовательно, ограниченной способностью отстаивать свои права. Трудовые суды все чаще ставят под сомнение подобную практику. Один такой псевдо-профсоюз — Ассоциация христианских профсоюзов по коллективным переговорам (CGZP) — в течение многих лет устанавливал стандарты низкой оплаты труда в секторе временной занятости. После того, как Федеральный трудовой суд Германии отказал CGZP в праве на заключение коллективных договоров и, таким образом, отозвал ее профсоюзный статус, Берлинский региональный трудовой суд подтвердил, что все коллективные договоры, заключенные этим профсоюзом были юридически недействительны. В схожем случае региональный трудовой суд в городе Хамм постановил, что Профсоюз предприятий деревообработки и пластика (GKH), входящий в Ассоциацию христианских профсоюзов, не имеет права на заключение коллективных договоров. В течение нескольких лет этот псевдо-­профсоюз заключал коллективные договоры по всей Германии, соглашаясь на низкую зарплату, длинный рабочий день и плохие условия труда, предлагаемые организациями работодателей в сфере плотницкой, столярной работы и моделирования.

Антипрофсоюзные работодатели

Систематическая дискриминация со стороны государства в Германии неизвестна. Но несмотря на давние традиции профсоюзов, коллективных переговоров и участие работников в управлении предприятием, многие компании выказывают явную враждебность по отношению к профсоюзам. В подобных случаях, например, внешним представителям профсоюзов может быть отказано в доступе на территорию компаний, а работодатели могут заниматься антипрофсоюзной пропагандой. Более того, такие работодатели постоянно дискриминируют профсоюзы, что приводит к увольнениям, переводам на менее квалифицированную работу, переводам на другие места работы и дискриминации в отношении найма на работу активных членов профсоюза, особенно если они стремятся создать производственные советы.

Греция

Все последние события в Греции затмил крупномасштабный финансово- экономический кризис, приведший к резкому падению уровня жизни в стране. Последствия кризиса отразились и на профсоюзах, так как реформы, которые ЕС и МВФ потребовали провести в Греции взамен на финансовую поддержку, принесли с собой серьезные перемены.

Права профсоюзов в законодательстве

Основные права профсоюзов гарантированы, хоть и с некоторыми ограничениями. Согласно закону, у работников есть право создавать и вступать в профсоюзы без предварительного разрешения. У полиции есть право на организацию и проведение демонстраций, но не забастовок. Для создания профсоюза установлено минимальное количество членов в двадцать человек, что представляет собой ограничение права на организацию, поскольку на рынке труда в Греции преобладают малые предприятия (это примерно 90% всей рабочей силы). Право на коллективные переговоры также признано, хотя по закону вопросы, связанные с выходом на пенсию, исключены из коллективных договоров, но разрешена одностороннее расторжение коллективных договоров о фондах дополнительного пенсионного обеспечения банковских служащих. В контексте экономического кризиса правительство ввело меры, еще более ограничивающие право на ведение коллективных переговоров: в 2010 году с отменой принципа создания наиболее благоприятных условий для работников были приняты положения, позволяющие государству напрямую вмешиваться в систему свободных коллективных переговоров и систему трудовых отношений. В 2011 году были приняты статьи, позволяющие работодателям отказываться от применения отраслевых коллективных договоров на предприятиях, что свело на нет обязательный характер коллективных договоров. Более того, согласно еще одному постановлению, отдельные объединения лиц вправе заключать коллективные договоры на уровне предприятий, где не действуют профсоюзы по причине минимальных требований к количеству членов, необходимому для создания профсоюза (20 человек). Это может серьезно подорвать положение профсоюзов как представительского органа работников в коллективных переговорах. При существующей системе из-за того, что объединения лиц могут создаваться лишь на предприятиях, где нет профсоюзов, не предусмотрено никаких гарантий работникам для обеспечения полноценного выбора их представителей, поскольку по закону профсоюзы не могут создаваться на предприятиях, где меньше 20 работников. Хотя трудящиеся в целом имеют право на забастовку, оно ограничено для государственных служащих, сотрудников местных органов управления и судебных должностных лиц, а также для общественных учреждений или учреждений социального обслуживания, в случае если предоставляемые ими услуги признаны необходимыми для удовлетворения первичных потребностей населения. Кроме того, критерии для объявления забастовки незаконной очень расплывчаты, так как суды выносят свои решения после взвешивания противоположных интересов работников и работодателей и оценки широких предпосылок забастовки, применяя принцип пропорциональности. Все забастовки должны быть организованы признанными профсоюзами, а забастовки, не санкционированные профсоюзами, запрещены.

Права профсоюзов на практике и нарушения в 2011 году

Историческая справка

На политику Греции сильно повлиял текущий долговой кризис, прокатившийся по Европе в 2011 году. По требованию ЕС и МВФ для выхода из кризиса были введены меры строгой экономии, которые привели к резкому падению уровня жизни в стране. Создается впечатление, что это программа направлена не столько на решение существующих проблем, сколько на стремительное приближение социально-экономического краха Греции. Все экономические показатели ухудшились. С 2008 года экономика страны сократилась почти на 20% — наступила самая глубокая экономическая рецессия со времен Второй Мировой Войны — и ожидается, что в последующие несколько лет экономика сократится еще на 25-30%, как в военные годы. Более одного из десяти рабочих мест были уничтожены. Уровень безработицы достиг отметки в 21%, общее число безработных превысило один миллион человек, а ВВП упал до 5%. Уровень безработицы среди молодежи достиг 51,1%. В ноябре правительство Георгиуса Папандреу пало, и временное правительство национального единства, пришедшего ему на смену, возглавил бывший вице-президент Европейского центрального банка Лукас Пападемос. Последствия этой гонки по разрешению кризиса отразились на деятельности профсоюзов, а также на работниках, пенсионерах и их семьях, потерявших семейный доход в результате сокращения рабочих мест, а также понижения заработных плат и пенсий, к чему добавляется бремя непрекращающихся прямых и косвенных налогов. В результате обширных мер по структурному урегулированию рынка труда, работники и профсоюзы столкнулись и с серьезным сокращением их институциональных прав.

Долговой кризис и его влияние на права профсоюзов

В течение 2011 года Греция находилась в центре Европейского долгового кризиса. Хотя все внимание было сосредоточено на последствиях кризиса для греческой экономики, а также системы соцобеспечения и социальной защиты страны, кризис серьезно ударил по профсоюзам и их деятельности. В попытке снизить долг, в ситуации, когда, будучи членом ЕС, страна не имеет возможности проводить девальвацию государственной валюты, правительство Греции — под давлением меморандума об экономической и финансовой политике, изданного Европейской Комиссией, Европейским Центральным Банком и Международным Валютным Фондом (так называемой «Тройкой») — в итоге было вынуждено провести «внутреннюю девальвацию», приведшую к резкому сокращению заработных плат и падению уровня жизни. Например, с июня 2011 года были увеличена продолжительность рабочего дня в государственном секторе. Подобное положение отразилось на правах профсоюзов в отношении свободы объединений и коллективных переговоров. В октябре 2011 года изменения коснулись правил проведения коллективных переговоров: была введена система, по которой на первое место выходят коллективные переговоры на уровне предприятий, оттесняя отраслевые и профессиональные договоры. Кроме того, был сделан шаг навстречу малым предприятиям: объединения лиц получили право заключать коллективные договоры. Профсоюзные органы, включая Всеобщую конфедерацию трудящихся Греции (GSEE), посчитали, что некоторые из этих мер расшатывают систему трудовых отношений и ведут к ослаблению роли профсоюзов. Председатель социально-экономического совета Греции также отметил, что в целом для социального диалога не осталось места, так как из-за динамики кризиса затормозился сам прогресс.

Уменьшение роли профсоюзов в коллективных переговорах

Всеобщая конфедерация трудящихся Греции (GSEE) полагает, что требования, прописанные в меморандуме «Тройки», направлены на отмену системы установления минимальных стандартов через коллективные договоры, системы, которая более 20 лет служила Греции, поддерживая социальную стабильность и способствуя развитию. Более того, недавние серьезные вмешательства в систему коллективных переговоров были направлены на снижение заработной платы в частном секторе и, по сути, на замену коллективных договоров не просто договорами на уровне предприятий, а индивидуальными договорами. Совместно с «Тройкой» греческое правительство начало обсуждать шаги по прекращению распространения отраслевых коллективных договоров, несмотря на то, что и профсоюзы и организации работодателей активно выступали в их поддержку. Введение специальных коллективных договоров на уровне предприятий по акту № 3899/2010 стало первым шагом к ослаблению отраслевых договоров и дальнейшему сокращению заработной платы без предоставления работникам каких-либо гарантий. По мнению GSEE, обоюдное стремление правительства страны и «Тройки» свести на нет роль профсоюзов в коллективных переговорах отразилось в идее уполномочить атипичные «объединения лиц», не являющиеся профсоюзными организациями, на заключение специальных коллективных договоров на уровне предприятия. Роль профсоюзов в заключении коллективных договоров по вопросам организации рабочего времени уже была ослаблена, и «объединения лиц» получили право заключать подобные соглашения. Правительство начало готовить почву для этой меры, разрешив заключать коллективные договоры на уровне предприятий без участия профсоюзов, что было направлено на облегчение переговоров по этим соглашениям на средних, малых и совсем небольших предприятиях, составляющих 99% греческих компаний и ранее подпадавших под действие отраслевых коллективных договоров. Закон не допускает создание профсоюзов на предприятиях, где менее 50 сотрудников, вследствие чего возникло намерение разрешить переговоры по заключению коллективных договоров в рамках неформальных «объединений лиц», созданных на временной основе, то есть с лицами, которых работодатель будет приглашать к обсуждению, по сути, без каких-либо гарантий независимости. В подобном положении греческие профсоюзы лишились своих полномочий, и оно еще более усугубилось в результате изменений, внесенных в арбитражно-посредническую систему. Делегация высокого уровня от МОТ, посетившая Грецию в сентябре 2011 года, выразила крайнюю озабоченность в отношении этих изменений, «которые наносят ущерб социальной стабильности и обществу в целом».

Усиление позиции работодателей и их управленческой прерогативы

Условия, прописанные в меморандумах «Тройки», также значительно усилили позицию работодателей и их управленческую прерогативу. Всеобщая конфедерация трудящихся Греции (GSEE) считает, что это привело к созданию поля для нечестной игры в отношении профсоюзов и работников. Основные меры включают: введение в государственном секторе концепции «трудовых резервов» как предувольнения, в рамках которой работодатели имеют возможность в одностороннем порядке устанавливать вахтенный метод работы с сокращенным рабочим днем и временное отстранение от работы (на девять месяцев или три месяца соответственно); резкое повышение порога коллективных увольнений (снижение выходного пособия, сокращение срока уведомления об увольнении) одновременно с увеличением испытательного срока для приема на работу (до года), при котором теперь не предусмотрена выплата выходного пособия в случае увольнения; отмена единовременной выплаты полной суммы выходного пособия (на выплаты каждые два месяца); упрощенная процедура увольнения пожилых работников, близких к выходу на пенсию, и продление срока работы через агентства по временному трудоустройству с 12+6 месяцев до трех лет.

Аресты профсоюзных лидеров

24 ноября 2011 года греческая полиция арестовала Никоса Фотопулоса, председателя Союза работников электростанций GENOP/DEI, вместе с которым было задержано еще 14 активистов других профсоюзов. Они были арестованы за проведение сидячей забастовки в вычислительном центре одной из электростанций. Забастовка была организована с целью протеста против мер жесткой экономии, включающих взыскание непомерного налога на недвижимость, независимо от дохода или состояния, и отключение электроэнергии людям, неспособным или нежелающим платить за нее. 10 января 2012 они должны были предстать перед судом по обвинению, за которое они могут лишиться свободы на срок до пяти лет. Всеобщая конфедерация трудящихся Греции GSEE призывает правительство снять это обвинение.

(Продолжение следует)