О религии

«В религии большинство населения земного шара находят для себя душевную отраду, избавляются от мировоззренческих терзаний, находят ответы на вопросы о смысле жизни человека… Да вряд ли можно перечислить все те блага, которые верующие находит для себя в своей жизни с Богом.

В то же самое время для всего общества мера усиления религии – это мера отступления назад, погружения в темные века средневековья. Это – увеличение религиозного фанатизма и нетерпимости. Это – господство невежества. Это – бездуховность. Это – бескультурье. Это – всеобщее поношение достижений материальной и духовной культуры. Это – клерикализация общественной жизни и уничтожение свободомыслия. Это враждебный розбрат между конфессиями, между верующими и неверующими. Это – погромы. Это – шахиды и джихад. Это – инквизиция и крестовые походы. Это, в конце концов, – благословляемое религиями сооружение дороги не к мифическому Концу мира, не к Страшному суду, не к апокалипсическому Армагеддону, а к реальной Войне цивилизаций и Гибели всего человечества.

Можно и стоит сказать, что не все так однозначно в радостях и печалях от религии, что там не все краски для одних – только белые, а для других – только черные. В сфере религиозной жизни есть соседство полосок черного и белого, а на их фоне можно усмотреть даже проблески радужных цветов. Есть! Несомненно есть!! Спасение заключается в том, чтобы эти радужные (радостные) цветы на обоих форматах религии и безрелигиозности заботливо взращивались и стали доминирующими. Другими словами – необходимо, чтобы на полях религии и вне её сеялось доброе, светлое, умное, вечное.

Мы убеждены, что это сеяние возможно только в том случае, когда у всех сеятелей в сеялках будет зерно здравого смысла. Здравомыслие, свободомыслие, демократия мысли – вот что нам нужно, когда мы имеем дело с религией.»

Сеяние доброго, светлого, умного, вечного невозможно без искоренения религиозного фундаментализма.

«Фундаментализм – это слепая приверженность к формальным сторонам религиозной веры, а именно – убеждённость в абсолютной непогрешимости всего того, что написано в священных книгах своей религии (в Библии, Коране, Талмуде, Ведах, Трипитаки), писаниях церковных авторитетов (Отцов и Учителей Церкви, Житий святых; основателей церквей, религиозных сект и толков); приверженность к строгому соблюдению всех канонов, правил и церковных обычаев в своей церковной и светской жизни; полная подчиненность религиозной верхушке; презрение к инаковерующим и так далее, и т.п.»

Только избавившись от религиозного фундаментализма возможно религию поставить на службу человеку, чтобы не человек служил религии, а религия человеку и человечеству.

Дулуман Евграф Каленьевич,

кандидат богословия, доктор философских наук, профессор