Откуда берутся миллионные зарплаты футболистов

Разбираем, кто на ком наживается

Футбол – самый популярный вид спорта в мире. Его любят миллиарды, в него играют миллионы. Это еще и очень демократичный спорт: для игры в футбол нужны ровная площадка, круглый мяч и несколько друзей. Профессиональные команды, конечно, имеют в своем распоряжении спортивные базы, стадионы, объекты инфраструктуры; нанимают самых талантливых игроков со всего света и платят им миллионы евро. Многие скептики в наше время задаются вопросом – за что получают футболисты свои астрономические зарплаты? Зарплата КриштиануЧем их труд лучше, чем труд врачей или спасателей? В этой статье мы постараемся ответить на них.

Задаваясь вопросами о зарплатах игроков, скептик – обыватель совершает как минимум две непростительные ошибки. Рассмотрим их.

Во-первых, он начинает сравнивать труд футболиста и врача с точки зрения его полезности, необходимости обществу и неизменно заходит в тупик. Критерий полезности в этой паре профессий субъективен, потому что его невозможно измерить цифрами. Предложим иной критерий, характеризующий объем произведенного продукта за единицу времени – производительность труда. Какой продукт производит врач? Услугу, направленную на удовлетворение потребности пациента в излечении от болезни. Этот продукт имеет ценность только для одного конкретного пациента, перепродать его другому человеку невозможно. Таким образом, мы в любом случае имеем только одну потребительную стоимость. А время, затраченное на ее производство, колеблется от нескольких минут до нескольких лет.

ТрансляцияКакой же тогда продукт производит футболист, гоняющий мяч по полянке в компании друзей? Мы не зря упомянули о миллиардах любителей футбола по всему свету. Каждый из них, если включит телевизор, станет потребителем продукта, который производится на футбольном поле. Этот продукт – медиаконтент. 90 минут самого востребованного шоу в мире делают два десятка парней, гоняющих кожаный шар. Этот продукт можно перепродавать за гигантские суммы! Доходы от трансляций, например, испанского регулярного чемпионата, где играют знаменитые «Реал Мадрид» и «Барселона», в 2017 году превысили 1 миллиард евро! Маркетинг и реклама, идущие с телетрансляциями рука об руку – еще 600 млн евро! Желание болельщиков увидеть матчи вживую принесло испанским футбольным властям еще 750 млн евро. Похожие цифры и в других популярных лигах. А ведь это мы еще не лезем в дебри и не выясняем, кто и кому потом эти права на трансляции перепродал и за какую цену. Таким образом, мы видим, что произведенный во время матча продукт стоит огромных денег.

При этом мы можем взглянуть на рейтинг самых высокооплачиваемых футболистов и увидеть, что доходы даже его лидеров едва дотягивают до полусотни миллионов в год, если не брать в расчет их личные рекламные контракты. Менее талантливые и популярные игроки получают на многие порядки ниже. Немного, по сравнению с доходами чемпионатов. Можно даже посчитать, что гонорары игроков вполне справедливы.

ОператорА здесь и кроется вторая ошибка нашего скептика-обывателя. Говоря о футболе, он представляет его как действо, происходящее в телевизоре. В лучшем случае, он видит его непосредственно на стадионе. Отсюда вытекает ошибочное мнение, что в процессе принимают участие лишь игроки, их тренеры и судьи, то есть как раз те, кого нам показали на экране. Однако в производстве самого востребованного контента в мире задействовано гораздо больше людей. Это – администрация и персонал стадионов со всевозможным функционалом: техники, разнорабочие, охрана, повара, медики, уборщики. Это – и целые армии телеоператоров, монтажников, режиссеров. А также маркетологи, рекламщики, агенты по продажам, клерки компаний, включенных в процесс. Это – сотни и тысячи трудящихся по всему миру. Именно их ежедневный труд превращает продукт этого необычного производства в товар и делает его доступным к приобретению в любой точке земного шара. Это их усилиями спортивный бизнес приносит миллиардные прибыли своим владельцам. Без этих работников футбольного тыла беготня по полю с мячом не стоит и гроша.

зарплаты игроков рфплКаково же их положение относительно футболистов? Рассмотрим на примере Российской футбольной премьер-лиги. Существует рейтинг самых высокооплачиваемых игроков российского первенства. Средний показатель – 1,5-2 миллиона евро в год. С другой стороны мы знаем, что с учетом всех игроков, средняя зарплата футболиста РФПЛ составляет 800 тысяч рублей в месяц. От нее и будем отталкиваться, чтобы показать, насколько велика разница между теми, кто на экране, и теми, кого в нем нет. Пробежимся по вакансиям и зарплатам в футбольных клубах, которые нам удалось найти в интернете:
ФК «Спартак» (Москва): инженер – 83 тысяч рублей, продавец-кассир – до 45 тысяч рублей, замглавного бухгалтера – 100 тысяч рублей, электрик – 35 тысяч.
ФК «Зенит» (Санкт-Петербург): разнорабочий – 20 тысяч рублей, продавец-кассир – 28 тысяч рублей, инженер – 60 тысяч.
Рассмотрим и работников телевидения. Вакансии на спортивном телеканале «Матч ТВ»: дежурный инженер – 55 тысяч рублей; «Первый канал»: специалист – 33 тысячи рублей, менеджер – 75 тысяч.

Реклама на стадионе

Реклама на стадионе

Как мы видим, разница более чем существенна. Почему? Футболисты, и сотрудники клубов и телекомпаний являются производительными работниками, работающими по найму у капиталиста, которому они приносят гораздо больше денег, чем получают сами в виде заработной платы. Футболисты приобретаются в клуб для того, чтобы через демонстрацию их игры, обеспеченную трудом рядовых сотрудников, приносить еще большую прибыль хозяевам. Участники футбольного производства трудятся над созданием медиаконтента, который в разы дороже, чем все их зарплаты в совокупности. А значит, продав медиаконтент, хозяева клубов и СМИ получат прибыль, часть которой капиталисты от футбола присвоят себе для своего личного обогащения, а часть снова используют, чтобы нанять работников, произвести и снова продать футбольный продукт. Круг капитала замыкается: деньги, превращенные в товар, снова становятся деньгами.

Фокусники и инженерыНо труд инженера Иванова может выполнить инженер Петров, а вот игру, скажем, Лионеля Месси мало кто в состоянии повторить, в отличие от игры менее талантливых футболистов. А раз оригинал невозможно воспроизвести, то и цена его может быть сколько угодно высокой, в то время как менее популярные спортсмены и получают на многие порядки ниже. Сравнивать зарплату врача и зарплату знаменитого футболиста – все равно, что сравнивать зарплату врача и цену картины Пикассо. За картину пойдет нешуточная борьба на аукционе, и шедевр достанется тому, кто заплатит больше других.

Так, любой работник любого производства, обладающий kapitalizmуникальными навыками или знаниями, позволяющими производить более продаваемый товар, будет получать намного больше своих коллег, но при этом доход хозяина производства все равно окажется в разы выше. В этом футбольное производство ничем не отличается от других, просто по своей специфике оно более других находится на виду и поэтому провоцирует соответствующие разговоры в обществе. Корень зла следует искать не в зарплате Артема Дзюбы, а в системе, благодаря которой все на свете превращается в товар, а результаты труда миллионов людей служат для ежедневного обогащения класса капиталистов.