Социализм и религия: союзники или антиподы?

13 апреля 2016 года прошло заседание политклуба при Московской организации РКРП-КПСС, на котором обсуждался вопрос об отношении коммунистов к религии. Несовместимость, враждебность коммунизма и религии отстаивал руководитель Комиссии по агитации и пропаганде Московского Комитета РКРП-КПСС Артём Буслаев. С позиций православного коммунизма ему оппонировал гость политклуба, публицист Владимир Гордеев.

Буслаев напомнил, что коммунистическое мировоззрение рассматривалось как антипод религиозного ещё в самых ранних работах Маркса и Энгельса. Ленин посвятил этому вопросу работы «Социализм и религия» и «Об отношении рабочей партии к религии». В них утверждается, что коммунизм противостоит религии как научное мировоззрение — догматическому. Одновременно с этим, Ленин говорил, что хотя атеизм есть азбука материализма, нельзя ограничиваться только азбукой. Выставление на первый план разногласий по вопросам веры не всегда идёт на пользу делу. Например, если на заводе происходит забастовка, то не все бастующие могут быть атеистами, и противопоставление атеистов и верующих в этом случае было бы явной провокацией в интересах заводовладельца.

Однако в последнее время среди людей, называющих себя коммунистами, появилось мнение, что религия может быть их союзником. Основным проповедником примирения социализма и религии является КПРФ. Зюганов регулярно посещает религиозные мероприятия, дружит с патриархом Гундяевым. «Межфракционную группу по защите христианских ценностей» Госдумы возглавляет депутат от КПРФ Гаврилов. Всё это мотивируется тем, что в России большинство людей верующие, а поэтому открытое позиционирование себя как атеистов может отталкивать людей и раскалывать общество. Однако хорошо известно, что большинство людей, называющих себя верующими, в действительности не обладают религиозным мировоззрением и, следовательно, не придают вере большого значения. Поэтому противопоставление себя религии может оттолкнуть разве что электорат, голосующий на выборах по довольно примитивным соображениям и вся роль которого сводится к этому голосованию. При более серьёзном отношении к людям открытая атеистическая позиция не влечёт за собой никаких трудностей, а вот принятие религиозной маски, напротив, ограничивает возможность открытой пропаганды своих взглядов, особенно когда дело касается противостояния с церковью.

Что же касается раскола общества, то зачастую его провоцирует именно Русская православная церковь. В этом можно убедиться, если следить, например, за конфликтом вокруг попытки строительства храма в парке «Торфянка». Кроме того, многие сановники выступают за сворачивание демократических свобод или возвращение к порядкам «Домостроя», чем отталкивают большинство людей от церкви. Не будет лишним напомнить, что многие церковники также тем или иным образом оказывают поддержку партии власти.

Также в своём выступлении Буслаев рассмотрел типичные утверждения, которыми обычно объясняют возможность примирения православия и коммунизма. Например, часто говорят, что 10 заповедей Христа очень похожи на моральный кодекс строителя коммунизма, опубликованный во времена Хрущёва. В действительности эти два документа похожи лишь тем, что каждый имеет форму коротких наставлений. Или другой пример — Христа иногда называют первым коммунистом. Но борцы за социальное освобождение были и задолго до появления христианства; коммунизм же является учением об освобождении класса наёмных рабочих, которых в Риме почти не было.

С противоположной точкой зрения выступил публицист Владимир Гордеев. По его мнению, наука и религия отвечают на разные вопросы и принципиально не могут замещать друг друга. Борьба науки с религией приводит к тому, что наука пытается отвечать на те вопросы, на которые может ответить только религия, в результате чего наука становится религией и отрицает себя. «Я просто не представляю себе, как настоящий коммунист, который … готов жизнь свою положить за утверждение на Земле правды Божией и утверждение на ней царства Господнего, может не быть верующим» — говорил докладчик. Верно заметив, что не только коммунистическое, но и последовательное буржуазное мировоззрение является отрицанием религии, он сделал вывод, что отрицание религии ставит коммунистов на службу буржуазии.

Следующий раздел доклада был посвящён нападению на материализм. Докладчик выдвинул тезис, что материализм ведёт к эгоизму, к погоне за наслаждениями и, как результат этой погони, провоцирует рост суицидов. «Религия может и должна способствовать перенесению центра тяжести коммунистической теории в дух, из материалистической сферы в идеалистическую… Во главу угла должны быть поставлены духовные ценности, естественно, без забвения ценностей материальных». Поэтому взятие власти коммунистами, которое неизбежно приведёт к более широкому распространению материалистического мировоззрения, по мнению Владимира Гордеева, стоит признать не только бесполезным, но и вредным. Программа действий настоящего православного коммуниста — это праведная жизнь и личное самосовершенствование.

Такая точка зрения вызвала много вопросов. «Не безнравственно ли читать проповеди голодному, замученному человеку? Не нужно ли вначале его накормить, удовлетворить его базовые материальные потребности?» — спрашивала постоянный участник политклуба Вера Басистова. Докладчик согласился, что улучшение уровня жизни людей должно предшествовать их духовному развитию. Но последовавший за этим призыв ради улучшения материального положения трудящихся оказать поддержку действующей власти почему-то был воспринят собравшимися в штыки.

«Может показаться, что религия и материализм преследуют разные цели, — подытоживал дискуссию руководитель Идеологической комиссии ЦК РКРП-КПСС Илья Львович Ферберов. — Говорят, что материалисты хотят дать материальные блага, а религия предполагает отсутствие какой-либо материальной заинтересованности. На самом деле это миф: во всех без исключения религиях человеку обещается кнут и пряник. Человеку, которые прославляет господина, Господа, обещается блаженство. А за нарушения религиозности обещаются вечные муки в аду. И второе — сутью всех религий во все времена был призыв к послушанию и покорности. Во всех странах религия стояла на службе господствующего класса. Даже когда в Советском Союзе у власти был другой класс, она поддерживала его. Сейчас она поддерживает, конечно, буржуазию».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .