Западные СМИ странным образом уже месяц игнорируют революцию в Гватемале, в результате которой многие министры вынуждены были уйти в отставку. В данный момент революция угрожает свержением президента.
Андрей Корыбко
Крупномасштабные протесты, как правило, привлекают внимание крупных западных СМИ, особенно в случаях, когда они, как в Гватемале, продолжаются более месяца, но события в Гватемале, по-видимому, являются странным исключением. Десятки тысяч граждан вышли на улицы в знак протеста против чудовищной коррупции своего правительства, и политический кризис только обострился после того, как многие высокопоставленные чиновники вынуждены были уйти в отставку, после этого всё развивалось по принципу домино. Это мощное народное выступление, которое уже привело к многочисленным политическим отставкам, до сих пор не привлекло внимание международных СМИ, в то время как воображение западного зрителя пленяют события абсолютно незначительные, вроде недавней «цветной революции» в Македонии. Причина этого ясна, и она заключается в том, что Запад обращает внимание только на такие политические волнения, которые отстаивают его интересы. Очевидно, что в одной из стран Центральной Америки происходит совсем не то. Итак, что на самом деле происходит в Гватемале?
Рыба гниет с головы?
Жители Гватемалы возмущены чередой постоянных скандалов, число которых только увеличивается, и которые, как они говорят, ведут прямо к отставке правительства. Все началось в середине апреля, когда власти арестовали главу налоговой службы Гватемалы и его предшественника за коррупционные схемы таможенного мошенничества, которые в прессе получили название «La Linea» или «Линия» («The Line»). В той или иной степени с этим была связана вице-президент Роксана Бладетти (Roxana Baldetti), и ее отставка в начале мая придала смелости протестующим для продолжения антикоррупционного крестового похода, у них появилось желание довести, насколько это возможно, это дело до конца. Далее серия политических отставок и новых разоблачений вызвала эффект домино, министр за министром начали спешно покидать свои кабинеты после все новых и новых скандалов, портивших их репутацию. За этот месяц ушли в отставку, либо были арестованы в связи с последними скандалами Министр энергетики и горнодобывающей промышленности, Министр внутренних дел, Министр окружающей среды, Министр государственной разведки, заместитель Министра безопасности, Министр здравоохранения и социальной помощи, Президент Центрального банка и секретарь Президента. Протестующие заявили, что они не остановятся, пока президент Отто Перес Молина (Otto Perez Molina) не последует вслед за ними.
Помимо его косвенных связей со всеми этими коррупционными скандалами, причина такого отношения протестующих к нему заключается еще и в том, что на его руках кровь погибших в тридцатилетней гражданской войне в стране.
В течение этого времени Молина был майором спецназа и принял участие в большом количестве карательеых операций против крестьян-индейцев. Их обвиняли в том, что они, якобы являются «коммунистическими повстанцами. Развязанное тогда бессмысленное насилие унесло жизни около 200 000 человек, из которых более 80%— майя. Бывший президент Эфраин Риос Монтт (Efrain Rios Montt) в 2013 году был признан виновным за участие в организации геноцида (который приобрел наибольший размах во время его краткого президентства в 1982-83 гг.), правда, сейчас идет пересмотр дела из-за процессуальных ошибок, допущенных во время процесса. Тем не менее, первоначальный приговор Монтту дал надежду оппозиции Молины, которая утверждает, что он тоже был вовлечен в геноцид и должен понести за это ответственность. Единственный способ сделать это — отправить его в отставку с поста президента, который он занимает с 2011 года, а также лишить его нынешнего правового иммунитета и предать суду.
Разбитая Большим Братом
Отставка большей части членов правительства страны и обвинения его главы, славящегося своим упрямством и своеволием, в том, что он ранее был причастен к геноциду в стране, — все это должно было бы стать достаточно серьезной новостью, требующей внимания всего мира, но в случае с Гватемалой дело обстоит иначе.
США делают все возможное, чтобы переключить международное внимание с этого кризиса на более политически «полезные» явления такие, как призрак «российской агрессии», поскольку они хотят сохранить лицо ввиду существующих связей между ними и почти потерявшим свою легитимность Молиной, который является тесным американским союзником. США сели в лужу в «борьбе за сердца и умы» в регионе, так как они очень тесно связаны с коррумпированными правительствами, каким оказалось и правительство Молины, но дело не только в этом. США хотят избежать любой огласки их исторических отношений с Гватемалой страной, поскольку это ярко продемонстрирует подлинную суть внешней политики США .
У всех стран Латинской Америки в свое время были проблемы с США, но драматическая ситуация с Гватемалой характерна для всего региона. Она стала первой жертвой холодной войны в регионе, когда ЦРУ свергли президента Арбенса Гусмана Якобо (Jacobo Arbenz Guzman) в 1954 году, совершив свой второй успешный государственный переворот после Ирана за год до этого. Единственный «грех» лидера Гватемалы заключался в том, что он сотрудничал с левыми политиками, которые угрожали интересам United Fruit Company, которая в свою очередь обвинила его в том, что он «тайный коммунист» и потребовала его немедленной отставки. Для того чтобы продать эту басню Вашингтону, компания воспользовалась услугами Эдварда Бернайса (Edward Bernays), этого «отца общественных отношений» и всемирно известного автора руководства 1928 г. под названием, как вы уже догадались, «Пропаганда» («Propaganda»). Его информационная кампания была настолько успешной, что он и его соратники даже опубликовали книгу «Инженерия согласия» («The Engineering Of Consent») всего через год после свержения Арбенса.
Годы спустя, Гватемала при участии США оказалась вовлечена в кровавую гражданскую войну 1960-1996 гг., где Вашингтон поддерживал правительство, осуществлявшего геноцид посредством «антикоммунистических» чисток. Можно с уверенностью сказать, что причиной того, что США поддерживали все правые латиноамериканские правительства в течение этой кровавой холодной войны, было продолжительное действие невероятно эффективной пропагандистской кампании, в ходе которой Бернайс изобрел несуществующую «коммунистическую угрозу». Когда спонсируемое штатами насилие в Гватемале, наконец, закончилось, стал виден масштаб потерь, которые понесла страна. Кроме огромных человеческих жертв, вызванных гражданской войной, она закрепила положение династической олигархии, с которой Арбенс однажды попытался разобраться. Этот исполинский колосс коррупции и корпоративных интересов находится в руках небольшого числа высокопоставленных семей, которые формируют ядро элиты страны, и именно такое социально-экономическое положение подготовило почву для нынешнего кризиса.
Розовая волна поднимается
Американский внешнеполитический истеблишмент ошеломлен революцией в Гватемале и опасается ее возможного влияния на события в регионе. Именно поэтому Государственный департамент США беспокоит:
Левая альтернатива:
Вдохновленное Чавесом левое движение является реальной политической силой в Латинской Америке, и многие протестующие считают, что это движение представляет собой единственное реальное решение проблем Гватемалы.
Латиноамериканское лето:
Протесты против коррупции уже распространилась на Гондурас, где тысячи людей на прошлой неделе вышли на улицы, протестуя против политики президента, и потенциально могут перекинуться на Сальвадор. Если революции в этих странах придут к успеху, то так называемый «северный треугольник», лежащий в основе контроля США над Центральной Америкой может быть разрушен.
Расширение NAFTA оставлено:
Стратегия США в Центральной Америке предусматривает «привязывание Центральной Америки к интегрированной Северной Америке» (эвфемизм для расширения НАФТА), но если в «Северном Треугольнике» произойдет ряд левых народных революций («Латиноамериканское лето»), то их новые правительства, скорее всего, откажутся от этого однополярного пути развития и повернут в сторону БРИКС. Однако это все равно будет нелегко для них, поскольку после прихода Обамы к власти и поддержанного им государственного переворота в Гондурасе, в результате которого был свергнут президент Гондураса Мануэль Селайя (Manuel Zelaya) в 2009 году, стало ясно, что Обама и дальше будет прибегать к подобным методам, если нужно будет еще раз остановить рост левых политиков в Центральной Америке.
Источник
Перевод: Александр Шестопалов