Доктор Мандевиль: необходимость пороков в мире капитала

О капитализме без прикрас

15 ноября 2020 года исполняется 350 лет со дня рождения выдающегося английского социального мыслителя и поэта Бернарда де Мандевиля (1670 — 1733). «Честный человек и ясная голова», — так охарактеризовал Мандевиля Карл Маркс (1818 — 1883) в «Капитале».

Портрет Бернарда де Мандевиля

По своему происхождению Б. де Мандевиль – потомок французов. Он родился и вырос в Голландии, окончил Лейденский университет и получил звание доктора медицины, попутно написав и защитив диссертацию на тему «Философские размышления о действиях неразумных существ» (1689). В этой диссертации он развивал идеи Рене Декарта (1599 — 1650), рассматривавшего животных (но не человека), как автоматы. Где-то около 1700 года Мандевиль переселился в Англию, где и написал свои главные произведения.

На рубеже XVII и XVIII веков Англия была одной из наиболее передовых стран своего времени. В середине XVII века в ней произошла буржуазная революция, королю отрубили голову и был установлен режим личной диктатуры лидера революции Оливера Кромвеля (1599 — 1658). После смерти Кромвеля к власти вернулись представители свергнутой революцией династии Стюартов, вынужденные пойти на значительные уступки буржуазии. Однако пришедший к власти в 1685 году король Иаков II (1633 — 1701) счел эти уступки чрезмерными и начал проводить явно неадекватную политику, восстановив против себя большую часть населения страны.

Оценив сложившуюся ситуацию, группа влиятельных английских политиков связалась с лидером более развитой буржуазной Голландии Вильгельмом Оранским (женатом на дочери короля Иакова II) и дало понять, что английский народ с пониманием воспримет ввод голландских войск в Англию для наведения порядка. Вильгельм Оранский понял намек правильно: 15 ноября 1688 года 50-тысячный голландский корпус высадился в Великобритании. Армия не стала защищать короля Иакова, который в конце декабря бежал во Францию. В январе 1689 года супруга Вильгельма Оранского Мария (1662 — 1694) (дочь Иакова II) была провозглашена королевой Англии. Вскоре королем Англии под именем Вильгельма III, был провозглашен и её супруг. Через месяц Вильгельм Оранский был по совместительству провозглашен королем полунезависимой Шотландии. Эти события позже были названы Славной революцией.

Правление Вильгельма III оказалось очень успешным. При нем установился прочный, существующий до настоящего времени режим, основанный на компромиссе между аристократией и буржуазией. Королевская власть была ограничена парламентом, быстро развивалась экономика, усиливалось влияние Англии на мировой арене. Формальной независимости Шотландии пришел окончательный конец и Англия вместе с Шотландией превратились в единую страну Великобританию.

После смерти Вильгельма III в стране произошел откат назад, но он был не слишком глубоким. Страна продолжала развиваться, постепенно превращаясь в «мастерскую мира». Короли постепенно превращались в национальные символы, не обладающие реальной властью, которая перешла в руки парламента и формируемого им правительства. По своему государственному строю королевство Великобритания мало отличалось от буржуазной республики.

В конце XVII века философ Джон Локк (1632 — 1704) формулирует идеологию нарождающегося либерализма, основанную на компромиссах и прагматизме. Развиваются разные направления философии – от материализма (Джон Толанд (1670 — 1722)) до субъективного идеализма (епископ Джордж Беркли (1685 — 1753)), стирающего грань между реальностью и порождениями нашей фантазии. Эти философские поиски уравновешиваются просвещенным скептицизмом Дэвида Юма (1711 — 1776). Вершиной общественно-политической мысли Великобритании становится классическая политическая экономия, созданная трудами Адама Смита (1723 — 1790).

Английские исследователи, объединенные в Лондонское Королевское общество, радуют Человечество новыми открытиями в самых разных областях. Появляются выдающиеся писатели, такие, как Даниэль Дефо (1660 — 1731), Джонатан Свифт (1667 — 1745), Генри Филдинг (1797 — 1754), выдающиеся художники, такие, как Уильям Хогарт (1697 — 1764), Джошуа Рейнольдс (1723 — 1792), Дэвид Гейсборо (1727- 1788).

В XVIII веке в Великобритании сосуществовало два правящих класса, заключивших компромисс между собой. Это аристократия, обладающая собственностью на землю, и буржуазия, связанная с торговлей и промышленностью. Нравы этих классов сильно различались. Аристократы стремились жить шикарно, в то время как буржуазия (за исключением верхушки купечества) пока ещё вела достаточно скромную жизнь, вкладывая все заработанные деньги в расширение собственного бизнеса. Эти различия в образе жизни порождали различия в отношениях к религии. Буржуазии было свойственно религиозное ханжество, а аристократии – развеселое безбожие.

"Вскоре после свадьбы", Уильям Хогарт, картина из цикла "Модный брак", 1743-1745
«Вскоре после свадьбы», Уильям Хогарт, картина из цикла «Модный брак», 1743-1745

Доктор Бернард де Мандевиль не был аристократом. Но ханжество буржуазных скопидомов было ему глубоко противно. И для того, чтобы разозлить ханжей, доктор решил написать хулиганскую поэму, которая превратилась в одно из первых реалистических описаний механизма функционирования капиталистического общества. Эта поэму он назвал «Басней о пчёлах».

Жил да был (по-видимому, в древнегреческие времена) пчелиный улей. Немалая часть его обитателей не отличались высокой нравственностью и обладала теми же пороками, что и многие жители современной Мандевилю Англии. Других пчел это огорчало, и они обратились к Зевсу с просьбой сделать высоконравственными всех обитателей улья. Зевс внял этой просьбе, после чего наступила экономическая катастрофа. Живущие скромно и добродетельно пчёлы перестали покупать многие товары. Их производители разорились и тоже потеряли возможность покупать. В конце концов пчелы переселились из уютного улья в дупло дуба.

Любая басня завершается моралью, в которой кратко резюмируется её основная идея. Мораль своей басни Мандевиль сформулировал в заключительном куплете:

Чтоб стать народ великим мог,
В нем должен свить гнездо порок;
Достатка – все тому свидетель –
Не даст ему лишь добродетель.
И те, кто век вернет иной,
Прекраснодушный, золотой,
Верша всё честными руками,
Питаться будут желудями.

Одно из первых изданий "Басни о пчёлах", Лондон, 1714
Одно из первых изданий «Басни о пчёлах», Лондон, 1714

Под пороками Мандевиль понимает прежде всего своекорыстие и тщеславие. Обладание этими качествами делает людей капиталистического общества экономически активными. Что ведет к развитию производства и процветанию. Поэтому граждане, осуждающие эти пороки и мечтающие об их исчезновении, пытаются пилить сук, на котором сами сидят. По счастью, им это не удается.

По существу, Б. Мандевиль написал, что недостаток нравственности является необходимым условием существования современной ему социально-экономической системы. И в рамках этой системы «нравственное возрождение», о котором любят говорить многие добросердечные люди, ни к чему хорошему не приведет.

Говорил Мандевиль и о том, что бедность большей части населения необходима для нормального функционирования капиталистической экономики.

«Там, где собственность пользуется достаточной защитой, было бы легче жить без денег, чем без бедных, ибо кто стал бы трудиться? Следует ограждать рабочих от голодной смерти, но нужно, чтобы они не получали ничего, что можно было бы сберегать. Если иногда кто-либо из высшего класса благодаря необыкновенному трудолюбию и недоеданию возвышается над положением, в котором он вырос, то никто не должен препятствовать ему в этом; ведь бесспорно, что жить бережливо, это — самое разумное для каждого отдельного лица, для каждой отдельной семьи в обществе; однако интерес всех богатых наций заключается в том, чтобы большая часть бедных никогда не оставалась без дела и чтобы они постоянно и целиком расходовали все, что они получают. Те, кто поддерживает существование повседневным трудом, побуждаются к работе исключительно своими нуждами, которые благоразумно смягчать, но было бы глупо исцелять. Единственная вещь, которая только и может сделать рабочего человека прилежным, это – умеренная заработная плата. Слишком низкая заработная плата доводит его, смотря по темпераменту, до малодушия или отчаяния, слишком большая делает наглым и ленивым. Из всего до сих пор сказанного, следует, что для свободной нации, у которой рабство не допускается, самое верное богатство заключается в массе трудолюбивых бедняков. Не говоря уже о том, что они служат неиссякаемым источником для комплектования флота и армии, без них не было бы никаких наслаждений и невозможно было бы использовать продукты страны для извлечения доходов. Чтобы сделать общество (которое, конечно, состоит из нерабочих) счастливым, а народ – довольным даже его жалким положением, для этого необходимо, чтобы огромное большинство оставалось невежественным и бедным. Знания расширяют и умножают наши желания, а чем меньше знает человек, тем легче могут быть удовлетворены его потребности» (цитируется по главе 23 первого тома «Капитала» К. Маркса).

Масса трудолюбивых бедняков на картине И. Репина "Бурлаки на Волге", 1873
Масса трудолюбивых бедняков на картине И. Репина «Бурлаки на Волге», 1873

Комментируя этот текст Б. Мандевиля, К. Маркс пишет: «Мандевиль, честный человек и ясная голова, ещё не понимает того, что самый механизм процесса накопления с увеличением капитала увеличивает и массу «трудолюбивых бедняков», т.е. наемных рабочих, которые вынуждены превращать свою рабочую силу в возрастающую силу для увеличения стоимости возрастающего капитала и именно этим увеличивать свою зависимость от своего собственного продукта, персонифицированного в капиталисте».

В своих трудах Б. де Мандевиль, несомненно, выступает, как буржуазный идеолог. Выходов за пределы капитализма он не видит и искать их не пытается. Но он честно показывает оборотную сторону капитализма и не пытается приукрашивать действительность. Этим он и ценен для тех, кто пытается вывести Человечество за пределы капиталистической формации в будущий мир.

В 1723 году английский суд признал «Басню о пчелах» вредным произведением, разрушающим нравственность. Но каких-либо санкций по отношению к автору не применяли: в Великобритании XVIII века это было не принято.

Некоторые идеи Б. Мандевиля, высказанные в «Басне о пчёлах», намного обогнали своё время. То, что произошло в пчелином улье, в более поздние времена стали называть «кризисом перепроизводства». В XIX веке эти кризисы начали периодически трясти капиталистическую экономику. Никакого отношения к нравственному возрождению эти кризисы, разумеется, не имели.

Площадь, заставленная непроданными автомобилями

Предвосхитил Мандевиль и идеи о «престижном потреблении», как необходимом условии эффективного функционирования капиталистической экономики. Это понятие ввел в 1899 году американский экономист Торстейн Веблен (1857 — 1929). Престижное потребление отодвигает кризисы перепроизводства, но не спасает от них.

В дальнейшем доктор Мандевиль написал ещё несколько социологических произведений. В частности «Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье» (1720) и «Исследование о происхождении чести и пользе христианства в войне» (1732).

Умер Бернард де Мандевиль 21 января 1733 года.

С.В. Багоцкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .