Джанни Родари: первые уроки классовой солидарности

На гладкой, ровной стене завода я вывел мелом: «Мир и Свобода»

23 октября 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося итальянского писателя-коммуниста Джанни Родари (1920 — 1980).

Джанни Родари

Джанни родился в семье булочника. В детстве был слабым и болезненным мальчиком, очень любящим книги и игру на скрипке. Он окончил учительскую семинарию, работал учителем сельской начальной школе. Вместо изложения положенного по программе материала предпочитал рассказывать на уроках разные интересные истории. Поэтому считался плохим учителем. «Тот, кто любит детей, никогда не сможет стать хорошим педагогом», — говорила знакомая мне дама, занимавшая руководящий пост в системе образования. Со своей точки зрения она была права.

На короткое время Джанни Родари поддался на фашистскую пропаганду и даже вступил в фашистскую партию. Но потом разобрался, что к чему и стал участвовать в Движении Сопротивления. В 1944 году он стал коммунистом.

Итальянские партизаны
Итальянские партизаны

В 1948 году Джанни Родари начал работать в центральном органе Итальянской коммунистической партии газете «Унита». И, попутно, писал стихи и рассказы для детей. В 1951 году по инициативе руководства Компартии был создан детский коммунистический журнал «Пионер». Джанни Родари был назначен его главным редактором. А в следующем, 1951 году, он опубликовал свое самое известное произведение «Приключение Чиполлино», рассказывающее о мальчике-луковке и об отношениях между овощами в огороде, которые поразительно напоминали отношения между итальянцами, принадлежащими к разным слоям общества. В 1953 году по инициативе Самуила Яковлевича Маршака (1887 — 1964) «Приключения Чиполлино» были переведены на русский язык. А потом появляется «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону», «Путешествие Голубой стрелы» и другие произведения.

Д. Родари и С.Я. Маршак
Д. Родари и С.Я. Маршак

Джанни Родари писал не только прозу, но и веселые стихи. Например, «Чем пахнут ремесла?». Или про газету, которую выпускают специально для кошек.

В своих сказках и стихах Джанни Родари учит детей доброте и трудолюбию, а заодно, в ненавязчивой форме преподает первые уроки солидарности трудящихся и классовой борьбы.

ПОЧТАЛЬОН
Мы почтальону

Кричим вослед:
— Куда ты гонишь

Велосипед?

— Через дорогу
В последний дом
К одной синьоре

Спешу с письмом.

— А что синьора
Прочтет в письме?
— «Не жди к обеду:
Твой сын в тюрьме.

На гладкой, ровной
Стене завода
Я вывел мелом:
«Мир и свобода».

Хоть здесь ошибки
Нет никакой,
Меня в участок
Отвел конвой.

Красиво, ровно
Я вывел строчку,
Да позабыл я
Поставить точку.

Ты эту надпись
Скорей исправь,
Большую точку
В конце поставь

"За мир", художник Ф.П. Решетников, 1950 г.
«За мир», художник Ф.П. Решетников, 1950 г.

СТАРЬЕВЩИК
Эй, старичок – «Старье берем»!
Что несешь в мешке своем?
— Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник,
Да котелок из чугуна
Насквозь проржавленный, без дна.
Несу министра без портфеля,
Он правил без году неделя
И призывал народ к войне…
Он у меня на самом дне!

Роман Юрьев-Лунц в роли Старьевщика, х/ф "Волшебный голос Джельсомино", СССР, 1977
Р. Юрьев-Лунц в роли Старьевщика, х/ф «Волшебный голос Джельсомино», СССР, 1977 г.

ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идешь мастерской
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.

Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак,
Только бездельник
Не пахнет никак.

Сколько не душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята.

Кадр из диафильма "Чем пахнут ремесла", иллюстратор Д.Н. Ермак, СССР, 1980
Кадр из диафильма «Чем пахнут ремесла», иллюстратор Д.Н. Ермак, СССР, 1980

В 1973 году Джанни Родари публикует книгу «Грамматика фантазии», в котором делится своим опытом сочинения сказок. И рекомендует перенять его опыт как взрослым, так и детям.

Исследователи-биологи много размышляют о том, чем Человек отличается от наших предков-обезьян. Похоже, что одним из важнейших отличий является фантазия. Животное, по всей видимости, не может представить себе чего-то такого, чего оно никогда не видело. Например, зеленого поросенка. А человек может, поскольку у него есть речь, состоящая из свободно комбинируемых слов. Случайно скомбинировав слова «зеленый» и «поросенок» можно представить себе существо, которого в природе нет. А потом и создать его методами генной инженерии, как это сделали несколько лет назад на Тайване. Без фантазии вообще невозможен никакой технический прогресс. Поэтому сказки, который человек слушал (а ещё лучше, сочинял) в детстве, превращают его из механического исполнителя в настоящего творца. Что же касается умения отделять фантазии, имеющие отношение к реальности, от фантазий, отношения к реальности не имеющих, — это дело наживное.

Эпизод из х/ф «Чиполлино», к/с Мосфильм, СССР, 1973

Вряд ли можно сомневаться в том, что чтение и сочинение сказок куда полезнее для развития ребенка, чем ранее изучение иностранных языков. А также иные эксперименты в области раннего развития способностей, так привлекающие многих честолюбивых родителей.

20-й конкурс литературного творчества школьников, который будет проводиться в 2020 – 2021 годах движением «В защиту детства» совместно с Московским обществом испытателей природы, посвящен 100-летию со дня рождения Джанни Родари.

Джанни Родари на встрече с читателями

На многочисленных примерах Джанни Родари рассказывает о том, как работает человеческая фантазия и как можно её развивать. И где-то в середине книги сами собой возникают ассоциации между «Грамматикой фантазии» и некоторыми произведениями отечественных авторов. Такими, как книга «От двух до пяти» Корнея Ивановича Чуковского (1882 — 1969) и работы инженера и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшулера (1926 — 1998), посвященные созданной им Теории решения изобретательских задач».

Х.К. Арналь и его щенок Пиф на пластинке фирмы "Мелодия"
Х.К. Арналь и его щенок Пиф на пластинке фирмы «Мелодия»

Опыт работы с детьми, накопленный Джанни Родари, переняла Французская Компартия. Её наиболее многотиражным изданием стала не газета «Юманите», а детский журнал «Пиф», из номера в номер, рассказывающий о приключениях весёлого щенка, умело обводящего вокруг пальца идейно чуждого кота Геркулеса. Пифа придумал живший во Франции испанский эмигрант-коммунист художник Хосе Кабреро Арналь (1909 — 1982). К сожалению, российские коммунисты пока ещё не догадались поставить на службу Делу Коммунизма Чебурашку или Кота Леопольда. Но у нас всё впереди.

Д.Родари на встрече с советскими школьниками
Д.Родари на встрече с советскими школьниками

Джанни Родари умер 14 апреля 1980 года после неудачно проведенной операции. Ему ещё не было 60 лет.

С.В. Багоцкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .