К 100-летию Александра Солженицына

Главному лгуну о советском времени посвящается

От редакции. Мы публикуем статью члена партии Сергея Багоцкого, проанализировавшего личность Солженицына с неоднозначной стороны. Позиция автора такова: именинник враг коммунистическому движению, но вполне состоявшийся деятель искусства, талантливый писатель.

Редакция сайта не смогла согласиться с такой точкой зрения, вспомнив ситуации, когда Александр Солженицын выступал, в первую очередь, не как «талантливый писатель», а как враг собственной стране. Не как оппозиционер, а как настоящий предатель. «Талантливый писатель» предлагал уничтожить Советский Союз ядерными боеголовками. «Талантливого писателя» не раз ловили на лжи именитые исследователи. Существует книга Ржезача Томаша «Спираль измены Солженицына», в которой подробно рассказывается о многих несостыковках в позиции этого человека. «Талантлив» писатель был только тогда, когда в своей непримиримой злости клеветал на родную страну. Может ли клевета считаться талантливой?

О Солженицыне достаточно исчерпывающе высказался Дмитрий Пучков (Гоблин) в своём цикле передач «Солженицынские чтения», где наглядно указал на ложь и откровенные преувеличения в работах писателя. Читатель может сам делать выводы о личности именинника, но нашей редакции с данным «господином» всё ясно.


11 декабря 2018 года российская и мировая антикоммунистическая общественность будет отмечать 100-летие со дня рождения писателя Александра Исаевича Солженицына (1918-2008). По понятным читателю причинам коммунисты не будут принимать участие в юбилейных торжествах. Тем не менее, разговор о творчестве этого литератора и его месте в общественной и литературной жизни представляется полезным и поучительным.

Биография А.И. Солженицына хорошо известна. Он родился в Кисловодске. Отец Солженицына офицер, выходец из крестьян, погиб до рождения сына в результате несчастного случая, мать – дочь крупного кубанского землевладельца, тоже выходца из крестьян.

Будущий писатель вырос в Ростове на Дону. В школе у него были проблемы, связанные с ношением крестика и посещением церкви, однако каких-либо антисоветских проявлений за Сашей не замечалось. Он вступил в комсомол, увлекался литературным сочинительством и даже мечтал написать роман о революции 1917 года в стиле социалистического реализма.

В 1936-1941 годах А.И. Солженицын учился на Физико-математическом факультете Ростовского университета, был Сталинским стипендиатом, получил диплом с отличием и после окончания вуза получил рекомендацию в аспирантуру. Но началась война.

Александр Солженицын

Александр Солженицын

На фронте А.И. Солженицын служил в артиллерии командиром батареи звуковой разведки, дослужился до звания капитана. В начале 1945 года он отправил с фронта своему знакомому письмо, в котором негативно отзывался о советском строе и советских порядках. За что был арестован и приговорен к 8 годам лишения свободы и бессрочной ссылке.

Судя по всему, политические взгляды Солженицына в этот период не были радикально антикоммунистическими. Скорее всего, они были близки к троцкизму.

Часть своего срока Солженицын отбыл в «шарашке», часть в Экибастузе на общих работах. По отбытии срока в 1953 году был освобожден, в 1956 году вернулся из ссылки. Жил и работал учителем в деревне во Владимирской области, а затем — в Рязани.

В 1962 году на волне критики И.В. Сталина в журнале «Новый мир» была опубликована повесть А.И. Солженицына Один день Ивана Денисовича», рассказывающая про лагерную жизнь. Повесть имела большой успех у советских читателей, придерживающихся самых разных политических взглядов. Её одобрил сам Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971), который даже предложил выдвинуть автора на Ленинскую премию. Но эта идея не реализовалась. Впрочем, расположение Хрущева Солженицын скоро утратил.

В 1962-1965 годах Солженицын опубликовал в «Новом мире» несколько небольших рассказов. Летом 1964 редколлегия «Нового мира» принимает решение печатать роман «В круге Первом». Однако после смены высшего партийного руководства в октябре 1964 года это решение отменяется.

Осенью 1964 года он впервые публикуется за границей в основанном русскими эмигрантами журнале «Грани». Вообще говоря, печатание своих сочинений на Западе без санкции партийного руководства считалась в те времена большим криминалом. Нарушивший это правило Борис Леонидович Пастернак (1890 — 1960) имел в конце 1950-х годов крупные неприятности. А не столь маститые писатели Андрей Донатович Синявский (1925 -1997) и Юлий Маркович Даниэль (1925 — 1988) вообще были отданы под суд и приговорены к нескольким годам лишения свободы. Однако судить Солженицына советское руководство не решилось.

Где-то в 1965 году произошел окончательный переход А.И. Солженицына в непримиримую оппозицию к советскому строю. Он начал активно давать интервью иностранным корреспондентам, публиковать свои произведения в «Самиздате». В сентябре 1965 года КГБ изъяло архив писателя. В мае 1967 года А.И. Солженицын выступил с «Письмо к съезду Союза писателей СССР», которое широко распространялось в «Самиздате» и было передано за границу, где и опубликовано. Письмо произвело большое впечатление на будущих активистов «Пражской весны».

4 ноября 1969 гола А.И. Солженицын был исключен из Союза писателей СССР.

В октябре 1970 года Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе.

5 сентября 1973 года Солженицын дал санкцию на публикацию за границей своей книги «Архипелаг ГУЛаг». После этого в СССР началась мощная пропагандистская кампания против писателя. Эта кампания велась неумно и лишь сделала Солженицыну рекламу.

7 января 1974 года вопрос о том, что делать с А.И. Солженицыным, обсуждался на заседании Политбюро ЦК КПСС. Рассматривались две альтернативы: посадить или выслать. По данным, приведенным в Википедии, первой точки зрения придерживались Леонид Ильич Брежнев (1906 — 1982), Алексей Николаевич Косыгин (1904 — 1980), Николай Викторович Подгорный (1903 — 1983), Александр Николаевич Шелепин (1918 — 1994), второй точки зрения — Юрий Владимирович Андропов (1914 — 1984), Дмитрий Федорович Устинов (1908 — 1984), Виктор Васильевич Гришин (1914 — 1992), Андрей Павлович Кириленко (1906 — 1990). Было принято решение «посадить». Но вскоре решение переиграли. 13 февраля Солженицыну сообщили о лишении его советского гражданства и посадили в самолет, летящий в ФРГ.

3 марта 1974 года в Париже появилось написанное А.И. Солженицыным «Письмо советским вождям». Это письмо вызвало возмущение не только у советских вождей, но и у многих диссидентов, придерживающихся либеральных взглядов, в частности, у Андрея Дмитриевича Сахарова (1921 — 1989). Он и оценили письмо как антидемократическое, националистическое и содержащее опасные заблуждения.

В том же 1974 году А.И. Солженицын пишет публицистические статьи «Образованщина» и «Жить не по лжи». В «Образованщине» он резко критикует российскую интеллигенцию. И ту, которая была до 1917 года, и ту, которая сейчас. Ту, которая была до 1917 года — за чрезмерное народолюбие, ту, которая после 1917 года — за конформизм и сотрудничество с властями. А в статье «Жить не по лжи» призывает россиян не сотрудничать с властями и не участвовать в ритуальной лжи.

"Жизнь по лжи" СолженицынаСолженицын ездит по миру, выступает с речами, в которых призывает Запад вести более жесткую политику по отношению к Советскому Союзу, много говорит о христианских нравственных ценностях, и скептически высказывается по поводу чрезмерной демократии. Это — обычный репертуар правого политического деятеля, в каковом качестве Солженицын и рассматривается на Западе. «Архипелаг ГУЛаг» издавался и расходился огромными тиражами. Под влиянием этой книги немало левых активистов перешло на правый фланг политического спектра.

Затем Солженицын покупает имение в штате Вермонт, где и живет вместе со своей семьей. Здесь он работает над многотомной эпопеей «Красное колесо», в которой пытается понять причины русской революции. Его представления об этих причинах были достаточно примитивными: во всем виновата интеллигенция, в течении более 100 лет раскачивающая лодку царской России и подрывавшая авторитет её властей.

Солженицын завешает работу над мемуарами «Бодался теленок с дубом», в которых описал свою жизнь в Советском Союзе и начал работать над их продолжением «Угодило зернышко меж двух жерновов», где рассказывал о своей заграничной жизни.

С началом Перестройки отношение к Солженицыну в СССР изменилось. В 1989 году в «Новом мире» были опубликованы главы из романа «Архипелаг ГУЛаг», в 1990 году Солженицыну было возвращено советское гражданство. В декабре 1990 года в «Литературной газете» была опубликована статья «Как нам обустроить Россию?».

В мае 1994 года А.С. Солженицын вернулся в Россию. Он проехал поездом по транссибирской магистрали, посмотрел на Россию из окна вагона и расстроился.

Президент России Борис Николаевич Ельцин (1931 — 2007) подарил Солженицыну дачу на северо-западной окраине Москвы в Троице-Лыково. На этой даче писатель провел последние годы жизни.

В 1997 году А.И. Солженицын был избран действительным членом Российской Академии наук.

В 1996 А.И. Солженицын пишет книгу «Россия в обвале», посвященную российской истории 1990-х годах. В этой книге он резко осуждает реформаторскую деятельность Егора Тимуровича Гайдара (1956 — 2009) и Анатолия Борисовича Чубайса (род. 1955), а также действия России в Чечне.

В 1998 году Президент Ельцын наградил А.И. Солженицына орденом Андрея Первозванного. А.И. Солженицын отказался от награды. «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу», — сказал писатель.

В начале 2000-тысячних годов Солженицын пишет большую книгу «Двести лет вместе», посвященную взаимоотношениям евреев с другими народа России.

А.И. Солженицын умер 3 августа 2008 года.

Какова же роль А.И. Солженицына в отечественной истории?

Солженицын внес выдающийся вклад в идеологическую подготовку разрушения советского строя. Эта подготовка велась писателем в двух тесно связанных друг с другом направлениях.

Первое направление было связано с разжиганием воспоминаний о репрессиях, проводившихся в нашей стране после 1917 года.

Разумеется, основной причиной разрушения советского строя были не слезы по поводу несчастных жертв ГУЛага. Дело не в этом. Выросло новое поколение волков, материальные и духовные потребности которых существовавший в СССР строй удовлетворить не мог. Они и стали инициаторами разрушения страны. Но на определенном этапе их деятельность поддерживалась огромным числом двуногих мирных овечек. Эти овечки зачитывались «Архипелагом ГУЛагом», искренне сострадая его жертвам. И их было легко убедить в преступности советского строя. Хотя ГУЛаг в том виде, в каком его описывал Солженицын, прекратил свое существование в середине 1950-х годов. И прекратил по инициативе самого коммунистического руководства СССР.

Другим направлением деятельности А.И. Солженицына была дискредитация идей и попыток революционного преобразования мира. Стремление к такому преобразованию изображалось Солженицыным в виде диавольского соблазна, от которого нужно спасаться постом, молитвой и покаянием. Эта идея была развита в романе-эпопее «Красное колесо».

Антикоммунистическая оппозиция, формировавшаяся в СССР после 1964 года, в первом приближении делилась на две группы: либералов и традиционалистов. Либералы мечтали о превращении России в западноевропейскую страну, пользующуюся всеми благам буржуазных свобод, традиционалисты ориентировались на авторитарную диктатуру, дающую возможность «крепкому хозяину» делать деньги и защищающую его от народного гнева. Этот идеал реализовал в своей стране известный генерал Аугусто Пиночет (1915 — 2006).

Александр Солженицын на обложке "Time"

Александр Солженицын на обложке «Time»

Главным «знаменем» либералов был академик Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 — 1989), главным «знаменем» традиционалистов – А.И. Солженицын. Впрочем, как показало известное письмо группы либеральных деятелей культуры, написанное в октябре 1993 года, либерализм отнюдь не исключал призывов к репрессиям против политических противников. Да и симпатии к упомянутому выше генералу свойственны многим отечественным либералам. Известная фраза Пиночета «Иногда демократия должна искупаться в крови», отнюдь не чужда немалой части российской либеральной общественности.

Таким образом, с точки зрения коммуниста А.И. Солженицын – несомненный враг. Враг талантливый и потому особенно опасный.

Но почему же в начале 1960-х годов Солженицына поддерживали многие деятели, чья преданность идеям коммунизма не вызывала сомнений. Не будем в данном случае говорить о Н.С. Хрущеве, увидевшего в Солженицыне своего союзника в борьбе (бурной, но достаточно поверхностной) с культом личности И.В. Сталина. Но Солженицына до поры до времени активно поддерживали выдающийся поэт, главный редактор «Нового мира» Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971) и его заместитель по журналу, великий советский философ и искусствовед Михаил Александрович Лифшиц (1905 — 1983). В их преданности идеям коммунизма ни у кого и никогда не возникало ни малейших сомнений.

Объясняется ли такая поддержка только политической наивностью? Или для этого были другие, более глубокие причины?

Не берусь что-либо говорить про А.Т. Твардовского, но М.А. Лифшиц политической наивностью не страдал. Думаю, что он с самого начала отдавал себе отчет в антикоммунизме А.И. Солженицына. И, тем не менее, активно его поддерживал. М.А. Лифшиц дал положительную рецензию и на повесть «Один день Ивана Денисовича» и на роман «В круге первом». Эти рецензии приведены в книге «М.А. Лифшиц «Очерки русской культуры». М: Академический проект Культура, 2015. 751 с.»

В благодарность за эти рецензии Солженицын обругал М.А. Лифшица «ископаемым марксистом». На что Лифшиц ответил, что «ископаемые иногда тоже бывают полезными».

Одной из наиболее нетривиальных идей М.А. Лифшица в области искусствоведения была идея о том, что в определенных ситуациях консервативные (а иногда даже и реакционные) взгляды деятеля культуры, могут способствовать созданию ими выдающихся художественных произведений. Дело в то, что консервативные авторы острее авторов прогрессивных чувствуют противоречия нового общественного уклада и отражают их в своих художественных произведениях. Пока такие авторы изображают эти противоречия, они способны создавать шедевры. Но когда они, не ограничиваясь изображением противоречий действительности, начинают предлагать рецепты «Как нам обустроить Россию», у читателей вянут уши.

Одной из наиболее ярких иллюстраций этой идеи является творчество А.И. Солженицына, несомненного антикоммуниста, реакционера, и, вместе с тем, крупнейшего писателя. Мы безусловно осуждаем Солженицына как политического деятеля. Но его оценка как писателя будет не столь однозначной.

М.А. Лифшиц считал, что сочинения Солженицына нужно издать в СССР. Вреда от этого будет меньше, чем от их распространения через «самиздат» и прослушивания по Би-Би-Си. Нужно было открыто признать, что строительство индустриальной цивилизации в Советском Союзе было сложным, внутренне противоречивым процессом, в ходе которого общество может болеть многими болезнями. Эти болезни следовало проанализировать с целью разработки методов их лечения и, главное, профилактики. Только при этом условии коммунисты могли перехватить идеологическую инициативу.

Советское руководство не сумело этого сделать и пошло по пути замазывания противоречий. Этот путь оказался тупиковым.

С.В. Багоцкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .