Когда поет далекий друг

Государство рабочих глазами знаменитого шансонье

13 октября исполняется 100 лет со дня рождения одного из наиболее выдающихся шансонье XX века Ива Монтана (1921 – 1991).

Ив Монтан

«Шансон» в переводе с французского на русский язык означает «песня». У песни три автора: композитор, создавший музыку, поэт, написавший стихи, и исполнитель, поющий песню. Иногда эти три автора объединяются в одном лице. Однако между шансоном и типичной песней есть важное отличие: обычную песню просто поют, а шансон не только поют, но и разыгрывают. Почти что в лицах. Главным автором шансона является не композитор, не певец, а исполнитель. Шансонье – не столько певец, сколько актер.

Наиболее выдающимися отечественными шансонье были Александр Николаевич Вертинский (1889 – 1957), Клавдия Ивановна Шульженко (1906 – 1984), Марк Наумович Бернес (1911 – 1969), Владимир Семёнович Высоцкий (1938 – 1980) и юный Сергей Парамонов (1961 – 1998).

Сергея Парамонова часто называли советским Робертино Лоретти (род. 1946), что абсолютно неверно. Они совершенно разные. Талант Робертино заключается в прекрасном голосе, талант Сергея Парамонова – в редком артистизме. Робертино Лоретти – певец, Сергей Парамонов – шансонье.

Сергей Парамонов - русский Робертино Лоретти

Песни играют большую роль в культуре многих стран мира. Но в особенности в культуре Франции и в культуре России.

Основоположником французской песенной поэзии был великий французский поэт Жан Поль Беранже (1780 – 1857). Его творчество развернулось после падения режима Наполеона Бонапарта, когда к власти вернулись короли из династии Бурбонов. В своих песнях Беранже беспощадно высмеивал вернувшуюся к власти французскую аристократию (а попутно и буржуазию) и выражал сочувствие людям труда. Стихи Ж.П. Беранже известны отечественному читателю в прекрасных переводах Василия Степановича Курочкина (1831 – 1875), украсившего французские тексты деталями из русской реальности.

Творчество Беранже оказало большое влияние на русских поэтов революционно-демократического направления, в частности, на Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1878). И мы имеем все основания считать Николая Алексеевича наиболее выдающимся русским поэтом-песенником XIX века.

Традиции Беранже продолжали многие французские поэты, среди которых, в первую очередь, следует вспомнить автора слов «Интернационала» Эжена Потье (1816 – 1887). В 1881 году в Париже было открыто знаменитое кабаре «Чёрный кот» («Le Shat Noir»), где можно было слушать популярные песни, носящие сильно непочтительный по отношению к существующему социальному строю характер.

Демократические традиции французского шансона развивались и в XX веке. Наиболее ярким поэтом-песенником Франции 1920-1930-х годов был Жак Превер (1900 – 1977), активно сотрудничавший с Французской коммунистической партией. Выдающимся исполнителем песен стала Эдит Пиаф (1915 – 1963). В годы оккупации Франции фашистской Германией она активно участвовала в подпольном Движении Сопротивления.

Эдит Пиаф

В конце 1940-х годов во Франции появляется новый яркий исполнитель песен – Ив Монтан.

По своему этническому происхождению Ив Монтан не француз, а итальянец. На самом деле его звали Иво Ливи. Отцом Ива Монтана был итальянский коммунист, мать – глубоко верующая католичка. Когда к власти в Италии пришли фашисты, семья Ливи эмигрировала во Францию и поселилась в Марселе. Родители Ива содержали небольшую парикмахерскую, в которой Ив рано начал работать. Затем он устроился рабочим на фабрику, а по вечерам пел в кафе.

В 1944 году Ив Монтан познакомился с Эдит Пиаф, которая оценила талант молодого человека и стала его выдвигать. По просьбе Пиаф поэты и композиторы написали для Монтана несколько песен, принесших ему популярность. В победном мае 1945 года Ив Монтан записал свою первую пластинку.

Ив Монтан предложил Эдит Пиаф руку и сердце, но певица не согласилась. Их сотрудничество продолжалось два года, но затем последовал разрыв отношений. В дальнейшем Эдит Пиаф точно так же выдвинула другого молодого певца Шарля Азнавура (1924 – 2018).

Шарль Азнавур: три эпохи

В 1949 году Ив Монтан познакомился с киноактрисой Симоной Синьоре (1921 – 1985), в 1951 году молодые люди поженились. Ив Монтан и Симона Синьоре очень любили друг друга, хотя Ив Монтан, как и многие деятели искусства, отнюдь не был образцом супружеской верности. Смерть жены от рака стала для Монтана тяжелым ударом.

В конце 1940-х годов Ив Монтан знакомится с Жаком Превером. Песни на слова Превера становятся важнейшей составной частью репертуара Монтана. Особой популярностью у слушателей пользуется песня «Опавшие листья».

Ив Монтан и Симона Синьоре

В своем творчестве второй половины 1940-х годов Ив Монтан создал образ интеллигентного рабочего, который был востребован послевоенными зрителями с левой политической ориентацией. Монтан сближается с левыми политическими силами, в частности, с коммунистами.

Одним из главных направлений деятельности Французской компартии в послевоенные годы становится борьба за мир и запрещение ядерного оружия. Лидером этой борьбы становится выдающийся физик и член Центрального комитета Французской Коммунистической партии Фредерик Жолио-Кюри (1900 – 1958).

Первый конгресс сторонников мира был проведен в апреле 1949 года в Париже и в Праге, второй – в ноябре 1950 года в Варшаве. На 2-м Конгрессе бы создан Всемирный совет мира, который возглавил Ф. Жолио-Кюри.
В марте 1950 года Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира принял Стокгольмское воззвание, которое потребовало полного запрета ядерного оружия. Это воззвание подписало более 500 миллионов человек во всем мире.

Ив Монтан принимал активное участие в движении сторонников мира и одним из первых подписал Стокгольмское воззвание.

В 1956 году Ив Монтан был приглашен в Советский Союз.

Ив Монтан на Красной площади

Ввод советских войск Венгрию и подавление антисоциалистического восстания осенью 1956 года вызвали раскол в рядах западных левых. Многие западные коммунисты вышли из коммунистических партий, а некоторые даже перешли на антикоммунистические позиции. И вчерашние друзья очень не рекомендовали Иву Монтану ехать в СССР.

Ив Монтан не одобрял ввод советских войск в Венгрию, но рекомендацию не принял и 17 декабря 1956 года приехал в Советский Союз. Здесь ему был оказан роскошный прием. Певец выступил в Концертном зале имени П.И. Чайковского, на стадионе в Лужниках, перед рабочими на ЗИЛе (там он пел на борту грузовика). После одного из концертов Ива Монтана пригласили на торжественный ужин, где присутствовали Никита Сергеевич Хрущев (1894 – 1971), Вячеслав Михайлович Молотов (1890 – 1986), Георгий Максимилианович Маленков (1902 – 1988), Николай Александрович Булганин (1895 – 1975). А обязанности тамады исполнял Анастас Иванович Микоян (1895 – 1978). На этом ужине участники пили за укрепление дружбы между народами СССР и Франции. Помимо Москвы, Ив Монтан побывал в Ленинграде и в Киеве. На Украине его свозили в богатый колхоз, где после выступления сытно угостили салом и горилкой. К Новому году Ив Монтан вернулся в Москву и встречал Новый год в Кремле, где имел удовольствие видеть, как советский лидер Н.С. Хрущев после обильного возлияния отплясывал «барыню». Словом, впечатлений было масса.

Композитор Борис Андреевич Мокроусов (1909 – 1968) и поэт Яков Александрович Хелемский (1914 – 2003) написали о Монтане песню «Когда поет далекий друг…». Идея создания этой песни принадлежала Марку Бернесу, занимавшему в отечественной культуре место, близкое к положению Ива Монтана в культуре Франции. Бернес стал первым исполнителем этой песни.

Марк Бернес

Вскоре после визита французского шансонье в СССР на советские экраны вышел документальный фильм «Ив Монтан», созданный режиссером Сергеем Иосифовичем Юткевичем (1904 – 1985).

Принимая дорогого французского гостя, некоторые деятели советской культуры потеряли чувство меры в выражении восхищения творчеством шансонье. Это неумеренное восхищение плавно перешло в идолопоклонство. В ответ на восторги по поводу визита Ива Монтана появилась и стала распространяться в списках очень ехидная поэма неизвестного автора, укрывшегося под псевдонимом Иоанн Московский (был такой юродивый в XVI веке). В этой поэме иронически описывался поведение широко известных деятелей культуры, общавшихся с певцом. Поэма заканчивалась словами:

Монтан певец хороший очень,
Хоть и не гений, между прочим,
Но падать перед ним, друзья,
Нам и не надо и нельзя.

А тот, кто лезет с поцелуем,
Кто хочет выглядеть холуем,
Кто лезет с ним сниматься рядом,
Его сжигая жарким взглядом
И тащит за собою жён,
Тот очень жалок и смешон.

Монтан гремит на всю Европу,
Спасибо, что приехал он.
Но целовать за это …..
Как говорится, миль пардон!.

Ответную поэму с критикой Иоанна Московского и его произведения написал другой анонимный автор, скрывшийся под псевдонимом Гавриил Ленинградский. Эти поэмы стали важной вехой в формировании российского самиздата.

В 1963 году Ив Монтан посетил СССР ещё раз. Здесь певца неизвестно зачем сводили на выставку товаров, производимых советской легкой промышленностью. Увиденное настолько поразило Ива Монтана, что он накупил женского белья и по возвращении в Париж выставил купленное на всеобщее обозрение. После чего советское руководство на шансонье сильно обиделось.

В середине 1960-х годов отношения Ива Монтана с Советским Союзом еще больше ухудшились. Монтан резко выступил против ввода советских войск в Чехословакию, а в 1970 году вместе со своей супругой Симоной Синьоре сыграл главные роли в фильме «Признание», созданного по сценарию бывшего видного деятеля испанской компартии писателя Хорхе Семпруна (1923 – 2011), исключенного из партии за чрезмерно активный антисталинизм. Этот фильм рассказывал о политических репрессиях в Чехословакии в начале 1950-х годов. После этого про Ива Монтана в СССР старались не вспоминать.

Творческий след Монтана на Советской земле
Почитать и послушать

Можно ли говорить, что Ив Монтан полностью расстался с левыми идеалами и левой системой ценностей, свойственными ему в молодые годы? Можно ли говорить, что он окончательно перешел на буржуазные позиции? Думаю, что нет. Наверное, Ив Монтан продолжал мечтать о каком-то не совсем понятном и прекрасном демократическом социализме. Но его отношение к практической реализации левых идей в СССР стало, несомненно, более прохладным. Как и отношение многих французских левых интеллигентов конца 1960-х годов. Советский проект оказался для них слишком скучным. Часть из них нашла себе более крутых кумиров, вроде Председателя Мао, А часть, без особых затей, просто перешла на буржуазные позиции.

Давайте вспомним наиболее известные песни, исполнявшиеся Ивом Монтаном. Наиболее известны три песни: «О, Париж!», «Опавшие листья» и «Прекрасный май».

Музыку и слова песни «О, Париж!», ставшей визитной карточкой французской столицы, написал друг Ива Монтана Франсис Лемарк (1917 – 2002) в 1949 году. Её советским аналогом является песня «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…». Хотя французская песня, в отличие от советской, не политизирована. Но и в советской песне главное не политика, а обычная жизнь обычных людей, отмечающих весенний праздник.

Песня «Опавшие листья» была написана в 1945 году. Автор музыки — Йожеф Козма (1905 – 1969), автор слов — Жак Превер (1900 – 1977). Её исполняли многие певцы, но мировую популярность она приобрела благодаря Иву Монтану. Российским аналогом «Опавших листьев» является стихотворение «Утро туманное, утро седое…», написанное Иваном Сергеевичем Тургеневым (1818 – 1883) в возрасте 25 лет. Музыку к этому стихотворению написал погибший под Севастополем майор Эраст Агеевич Абаза (1819 – 1855). Правда, настроение в обеих произведениях разное: у Превера – грусть, у Тургенева – скорбь. Что, впрочем, отражает разницу между российской и французской культурами. И российский аналог, конечно, сильнее французского.

Стихи песни «Прекрасный май» были написаны Франсисом Лемарком (1917 – 2002). Для этой песни была использована музыка советской песни «Одинокая гармонь», написанной Борисом Андреевичем Мокроусовым (1909 – 1968) на слова Великого советского поэта Михаила Васильевича Исаковского (1900 – 1973) в 1946 году.

Памятник М.В. Исаковскому

В 1945 году М.В. Исаковский пишет жуткое стихотворение о призраке погибшего на войне солдата, который бродит ночью по деревенским улицам, «словно ищет в потемках кого-то, и не может никак отыскать». И при этом играет на «одинокой гармони». Исаковский, как всегда, выражает свою мысль очень точно: по деревне бродит Гармонь. Гармониста нет! Через год Б.А. Мокроусов пишет музыку под немного переделанное в материалистическом духе стихотворение М.В. Исаковского. И песня уходит в народ.

С первого взгляда слова «Прекрасного мая» никак не связаны с «Одинокой гармонью». Более того, совершенно непонятно, о чем вспоминают автор и герой песни. И что такое было когда-то в мае, что герой не может забыть. Считается, что речь идет о последних днях потопленной в крови Парижской коммуны. Но так ли это, после чтения слов остается непонятным. Однако советский слушатель французского языка обычно не знает. Он слышит советскую песню, исполняемую французским певцом на чужом языке. И воспринимает Ива Монтана как друга нашей страны, хотя и далёкого.

Все это свидетельствует о глубокой близости французской и русской культур, позволяющей нашим народам понимать искусство друг друга.

Ив Монтан не только исполнял песни, но и снимался в кино. Его кинокарьера началась в 1946 году, когда он сыграл одну из главных ролей в фильме «Врата ночи». Этот фильм оказался не очень удачным и не имел большого успеха. Настоящий успех в кинематографии пришел к Иву Монтану после фильма «Плата за страх» (1953), рассказывающем о жизни трудящихся Центральной Америки. За свою жизнь Ив Монтан снялся в нескольких десятках фильмов и умер на съемках своего последнего фильма «Остров толстокожих».

Кадр из фильма Let's Make Love

Интересно, что в качестве киноактеров ярко проявили себя и другие шансонье (Марк Бернес, Владимир Высоцкий), что свидетельствует о том, что для шансонье важен не столько вокальный, сколько актерский талант.

Ив Монтан умер от воспаления легких 9 ноября 1991 года, простудившись во время съемок.

Взаимоотношения Ива Монтана с Советским Союзом и его руководством складывались достаточно непросто. Обе стороны проявили себя не лучшим образом. Вспоминать об этом не хочется и, наверное, не нужно. В свои лучшие дни Ив Монтан был искренним другом нашей страны. Пусть он таким и останется в нашей памяти.

В заключение отмечу, что в октябре 2021 года будет отмечаться ещё один юбилей. 22 октября исполнится 100 лет со дня рождения Жоржа Брассенса (1921 – 1981), французского композитора и поэта, автора и исполнителя многочисленных песен.

С.В. Багоцкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .