Коммунизм vs. капитализм

Фридрих Энгельс о превосходстве коммунистической системы над буржуазной

«Жить только для семьи — это животный эгоизм, жить для одного человека — это низость, жить только для себя — позор»

Николай Островский

От редакции: В своей первой речи, которую произнёс корифей рабочего движения Фридрих Энгельс в городе Эльберфельд, он описал превосходство коммунистического общественного строя по сравнению с капиталистическим, буржуазным строем, который к сожалению снова властвует на Земле после уничтожения СССР. Советское общество строилось по этим коммунистическим принципам и, благодаря новому строю, смогло наладить производство и стать первым обществом в мире, свободным от эксплуатации человека человеком. Но сегодня буржуазные идеологи навязывают всем мнение, что коммунизм — это утопия, сказка. Взамен коммунистическим принципам нам преподносят как величайшее благо либеральные ценности капитализма. Что это за ценности и каковы изъяны нынешнего общества? В чём преимущества коммунистических принципов организации? Если последние во многом успешно воплотились в жизнь после Октября 1917 года, то Энгельс был прав? А либералы тогда просто держатся за умирающие идеи? На эти вопросы давайте ответим далее вместе с Энгельсом.

Фридрих Энгельс, 1840-е годы

Конкуренция

Как нам заявляют либералы и все подобные им – «мы живем в мире свободной конкуренции». Что же это из себя представляет? Каждый человек работает на свой страх и риск, каждый стремится к своему собственному обогащению и ему совершенно нет дела до того, чем занимаются другие. О разумном распределении работ нет и речи, каждый старается уесть, опередить другого, пользуется каждым благоприятным случаем для этого. При этом человек не задумывается, что его интересы в сущности совпадают с интересами всех остальных людей. Отдельный капиталист ведет борьбу со всеми остальными, отдельный рабочий – со всеми остальными, все капиталисты ведут борьбу против всех рабочих, а масса рабочих в свою очередь ведет борьбу против капиталистов. В этой войне всех против всех, в этом беспорядке и всеобщей эксплуатации и заключается суть капиталистического общества.

Конкуренция: проигравший должен умереть!

Такое беспорядочное ведение хозяйства приведёт человечество к самым печальным результатам. Первым результатом борьбы во благо конкуренции можно считать каждодневное разорение (особенно остро это проявляется во время кризисов) мелкого бизнеса. Причем результаты его работы отходят к более крупному конкуренту. И картина происходящего складывается таким образом, что на одном полюсе скопилась мелкая группа крупных собственников, которые держат в своих руках все средства производства, а на втором полюсе мы с вами — те, кто не имеет ничего.

Кризисы

Так как каждый капиталист производит товары на свой страх и риск, при этом не особо беспокоясь о том, что производят другие, то неизбежно наступает вопиющие несоответствие между производством и потреблением. Во-первых, современный капитализм доверяет распределение произведенных товаров спекулянтам и торговцам, которые также, как и они, настроены только на свою собственную выгоду. Это приводит к повышению цен, из-за которого рабочему, учителю сложнее закупить товары первой необходимости, и поэтому в распределении продуктов наступает несоответствие. Во-вторых, как фабрикант может установить, какое количество его изделий требуется на том или ином рынке сбыта? И даже если он может это установить, то как он узнает сколько товаров послали на эти же рынки его конкуренты? Получается, капиталист производит наугад и ему нечем руководствоваться кроме колеблющегося уровня цен. При такой беспорядочности производства естественно, что в торговле наступает застой, который тем значительнее, чем более развиты промышленность и торговля страны.

Чем же вызывается наше разорение, резко бросающаяся в глаза разность между богатством и бедностью, кризисы и проистекающие из них расточение капитала? Это вызвано нашей разобщенностью интересов. Мы все работаем, трудимся, преследуем только свою выгоду, не заботясь о благе других, а между тем это самая понятная истина, счастье каждого отдельного человека связанно со счастьем всех остальных. Мы должны согласиться с тем, что не можем обойтись без своих собратьев, что простой интерес приковывает нас друг к другу, но своими действиями мы попираем эту истину, будто наши интересы не только не совпадают, но прямо противоположны друг другу.

Вследствие противоположности интересов огромное количество рабочей силы расходуется впустую, значительная часть капитала тратится и не воспроизводится, то есть общество не получает ничего полезного. Мы наблюдаем это, к примеру, во время кризисов, когда продукты, произведенные тяжким трудом, продаются по убыточным ценам.

Торговля

Подумайте, через сколько рук должен пройти каждый продукт чтобы непосредственно попасть к потребителю? Этот товар с производства попадает на склады, потом в торговую фирму и уже из этих торговых фирм распродается по магазинам, крупным и не очень. Это ситуация в пределах одного-двух городов, а теперь представьте как увеличится количество промежуточных этапов, если мы возьмем страны?

При разумной организации общества не может быть и речи о таком сложном способе доставки продукта к потребителю. Ведь нет никакой сложности напрямую, оптом, без всяких посредников заказать нужный продукт, определив количество каждого отдельного товара, который нужен для народных потребностей. Спекулянты, рискующие потерять свои средства из-за неудачной сделки, исчезнут, они станут действительными членами общества приносящими ему пользу.

Безработица

Кроме того, расхищение рабочей силы происходит в современном обществе непосредственно под влиянием конкуренции, создающей огромное число безработных, которые хотели бы работать, но не могут получить работу.

Преступность

Современное общество, ставящее отдельного человека во враждебные отношения ко всем остальным, приводит, таким образом, к социальной войне всех против всех, войне, которая у отдельных людей, особенно у малокультурных, неизбежно должна принять грубую, варварски-насильственную форму — форму преступления. Чтобы оградить себя от преступлений, общество создало кучу учреждений, требующих безмерной затраты человеческих сил.

Армия

К числу самых дорогостоящих учреждений, без которых современное общество не может обойтись, относятся постоянные армии, отнимающие у нации самую сильную, самую необходимую часть населения, которая становится таким образом непроизводительной и которую нация вынуждена кормить. Мы знаем по нашему собственному государственному бюджету, во что обходится нам постоянная армия: двадцать четыре миллиона в год и изъятие из производства двухсот тысяч пар самых крепких рабочих рук.

Как же будут обстоять дела со всем этим в коммунистическом обществе?

В таком обществе, где интересы отдельных людей не противоположны друг другу, а объединены, конкуренция исчезает, а вместе с ней исчезает и разорение отдельных классов. Да, даже о классах, которыми в настоящее время являются бедные и богатые, можно будет забыть. Легко будет учитывать как производство, так и распределение. Так как известно, сколько необходимо в среднем каждому в отдельности, то очень просто вычислить, сколько потребуется определенному числу лиц. А так как производство уже не будет находиться в отдельных, частных руках, а будет находиться в руках общины и его управления, то нетрудно будет регулировать производство соответственно потребностям.

Мы видим, что при коммунистическом обществе отмирают главные пороки общества, при котором мы живем, но такое устройство не ограничивается этим.

В коммунистическом обществе управление будет бесконечно упрощено потому, что в этом обществе управлению придется ведать не только отдельными сторонами общественной жизни, но и всей общественной жизнью.

Мы уничтожаем антагонизм между отдельным человеком и всеми остальными, мы противопоставляем социальной войне социальный мир, мы подрубаем самый корень преступления и этим делаем излишней значительно бoльшую часть теперешней деятельности административных и судебных учреждений. В современном же обществе число преступлений против личности уменьшается, а число преступлений против собственности увеличивается. Преступления против собственности сами собой отпадут там, где каждый получает всё необходимое для удовлетворения своих физических и духовных потребностей, где отпадают социальные перегородки и различия. Уголовная юстиция исчезнет сама собой, гражданская юстиция, которая разбирает почти исключительно имущественные отношения, также отпадёт; тяжбы, которые теперь являются естественным результатом всеобщей вражды, станут тогда только редким исключением и легко будут улаживаться третейскими судами.

Мы вправе, следовательно, и с этой стороны рассчитывать на значительный приток рабочих рук за счёт тех, которые вследствие нынешних социальных порядков отнимаются у общества на задачи бюрократического управления.

В коммунистическом обществе постоянная армия не потребуется. Да и зачем? Для внутреннего спокойствия страны? Но мы уже видели, что никому и в голову не придет нарушать это внутреннее спокойствие. Для захватнической войны? Но как может коммунистическое общество дойти до того, чтобы предпринять захватническую войну, — общество, которое очень хорошо знает, что на войне оно только потеряет людей и капитал, между тем как завоюет оно самое большее несколько недовольных провинций, которые, следовательно, принесут с собой нарушение социального порядка! Для оборонительной войны? Для этого оно не нуждается в постоянной армии, так как легко будет научить каждого годного для войны члена общества, наряду с его другими занятиями, владеть оружием настолько, насколько это необходимо для защиты страны, а не для парадов. И примите при этом во внимание, что член такого общества в случае войны, которая, конечно, может вестись только против антикоммунистических наций, должен защищать действительное отечество, действительный очаг, что он, следовательно, будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью, перед которыми должна разлететься, как солома, механическая выучка современной армии. (Вспомните, какие чудеса совершал энтузиазм революционных армий с 1917 по 1921 г. — армий, которые боролись нередко за иллюзию, за мнимое отечество, и вы поймёте, какова должна быть сила армии, борющейся не за иллюзию, а за нечто реальное и осязаемое). Итак, это бесчисленное множество рабочих рук, которые теперь отнимаются у цивилизованных народов для армий, были бы при коммунистической организации возвращены к труду. Они не только производили бы столько, сколько потребляют, но могли бы производить ещё гораздо больше продуктов, чем необходимо для их содержания, для пополнения общественных запасов.

В коммунистическом обществе все безработные будут трудоустроены. При такой организации обычное теперь рабочее время каждого сократится наполовину, вследствие использования тех рабочих рук, которые теперь совсем не используются или используются нецелесообразно, с сохранением дохода, даже с его увеличением.

Противоположные общественные системы

Могут спросить, как претворить эту теорию в жизнь, какие меры можем мы предложить, чтобы подготовить её проведение?

Всеобщее бесплатное обучение

Первое мероприятие — это всеобщее обучение за государственный счёт всех детей без исключения, обучение, одинаковое для всех, вплоть до того возраста, когда человек способен выступить как самостоятельный член общества. Это мероприятие было бы только актом справедливости по отношению к нашим неимущим братьям, так как каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей, и общество вдвойне совершает преступление против личности, когда делает невежество неизбежным следствием бедности. Что обществу больше пользы приносят образованные, чем невежественные, некультурные члены этого общества, это само собой очевидно. (Это также бесспорно и очевидно на реальном примере, когда Советская власть, сделав образование бесплатным и доступным всем, смогла одолеть с помощью образованных и культурных граждан множество колоссальных трудностей, разгромила германский фашизм).

Всеобщее трудоустройство

Второе мероприятие заключается в полной реорганизации попечительства о бедных таким образом, чтобы всех безработных граждан устраивать на работу, где они занимались бы сельскохозяйственным и промышленным трудом и где их труд был бы организован в интересах всего общества.

Для этих двух мероприятий требуются деньги. Чтобы получить их и чтобы в то же время заменить все взимавшиеся до сих пор несправедливо распределённые налоги, в выдвигаемом плане реформ предлагается всеобщий прогрессивный налог на капитал, процентная ставка которого возрастает с размерами капитала.

Речь идёт не о том, чтобы ввести общность имущества немедленно и против воли нации, а прежде всего об определении цели, а также средств и путей, какими мы можем идти по направлению к этой цели. Но что коммунистический принцип является принципом будущего, за это говорит ход развития всех цивилизованных наций, за это говорит быстро прогрессирующее разложение всех существовавших до сих пор социальных учреждений, за это говорит человеческий здравый смысл и прежде всего человеческое сердце.

Фридрих Энгельс, 1845 год (статья подготовлена нижегородским активистом Андреем Леви)

Послесловие редакции: пусть либералы теперь пробуют возразить. Смешной будет выглядеть попытка спорить с самим Энгельсом. А молодёжи и рабочим России советуем взять на вооружение Эльберфельдскую речь, пропагандировать её среди знакомых, изучать на марксистских кружках. (По примеру такого кружка в Нижнем Новгороде). Желаем успехов в борьбе за торжество коммунистических идей!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .