Кошечка, хоккей и математика

Памяти Н. Н. Константинова — учёного, педагога, борца за образование

03 июля 2021 года после тяжелой болезни (COVID-19) ушёл из жизни выдающийся деятель советского и российского образования Николай Николаевич Константинов (1932 – 2021). Он не занимал никаких официальных постов и большую часть своей работы проводил на общественных началах. Тем не менее, его влияние на советское и российское образование было исключительно велико.

Николай Николаевич Константинов. Фото.

Н. Н. Константинов родился 3 января 1932 года в Москве, где (за исключением нескольких лет жизни в эвакуации) и прожил всю свою жизнь. В детстве он был увлекающимся подростком; особенно его интересовала биология. Но в старших классах его интересы сместились в сферу точных наук.

В 1954 году Николай Константинов окончил Физический факультет Московского университета. Но свою дальнейшую жизнь посвятил не физике, а математике и педагогике.

Учился молодой учёный в аспирантуре на Мехмате МГУ под руководством Алексея Андреевича Ляпунова, затем работал в лаборатории Вычислительной математики Института экспериментальной и теоретической физики АН СССР и в Институте проблем управления АН СССР. Среди его ярких математических работ – математическая модель… движения кошки. Оказалось, что движения этого грациозного животного можно описать в виде системы дифференциальных уравнений, а решение этих уравнений вывести на экран компьютера, по которому виртуальная кошка будет бегать.

Бегающая по экрану кошка вызывала у математиков чувство восхищения. А некоторые из них советовали автору создать такую модель, которую можно было бы погладить. С помощью такого устройства, как компьютерная мышь, это вполне можно было сделать. Но компьютерных мышей тогда ещё не было. Эти существа были изобретены Дугласом Энгельбартом в 1968 году.

Источник

Николай Николаевич собирался создать также математическую модель игры в хоккей, но эта идея так и осталась нереализованной.

Несмотря на крупные научные достижения, докторскую диссертацию Н. Н. Константинов так и не защитил. По-видимому, это его не слишком интересовало.

Начиная с 1950-х годов он вплотную занялся работой со школьниками, интересующимися математикой.

Корни этой работы (по отзывам экспертов, одной из самых лучших, если не самой лучшей в мире) лежат в 1930-х годах. В 1934 году в Ленинградском университете по инициативе профессора Бориса Николаевича Делоне была проведена первая в СССР математическая олимпиада школьников. В марте 1935 года математическая олимпиада школьников была проведена в Московском университете. Среди её организаторов были молодые талантливые математики Израиль Моисеевич Гельфанд, Андрей Николаевич Колмогоров, Сергей Львович Соболев. После этого математические олимпиады стали проводиться ежегодно. Начала формироваться сеть школьных математических кружков. Большой вклад в создание этой сети внес студент Механико-математического факультета МГУ Давид Оскарович Шклярский, который и разработал методику кружковой работы со школьниками. В годы Великой отечественной войны Д. О. Шклярский сражался в партизанском отряде в Белоруссии и погиб в июне 1942 года.

Опыт математиков переняли и другие научные дисциплины. В 1938 году при Московском университете были проведены первые олимпиады школьников по физике и химии, в 1947 году – по астрономии, в 1950 году – по биологии. Начиная с 1964 года в РСФСР начали проводиться всероссийские предметные олимпиады школьников, а начиная с 1967 года – всесоюзные.

Предметные олимпиады ставили своей целью не столько привить школьникам желание расширить свои знания, сколько сформировать творческий подход к научным дисциплинам. Этим они принципиально отличались от экзаменов любого уровня. Многим педагогам и не только педагогам такой подход не нравился. Поэтому вокруг олимпиад и методики их проведения шли острые дискуссии. На организаторов олимпиад регулярно поступали жалобы в самые разные инстанции. Но хода этим жалобам обычно не давали. Ибо в советское время власть была заинтересована в подготовке специалистов высокого уровня, способных решать серьёзные задачи, стоящие перед страной.

Награждение победителей и призеров математической олимпиады, 1958 год. Фото

Николай Николаевич Константинов активно занимался и проведением математических олимпиад школьников, и математическими кружками. А с начала 1960-х годов и математическими классами в школах.

Инициатором создания первых математических классов в советских школах был учитель математики Семён Исаакович Шварцбурд. Он был инвалидом с детства, с большим трудом передвигался на костылях, но это не мешало ему очень активно работать. В 1959 году С.И. Шварцбурд создал первый в нашей стране математический класс в московской школе № 444, расположенной в Измайлово. Вскоре математические классы были открыты и в школе № 2 города Москвы. В 1963 году начали работать школы-интернаты при Московском и Новосибирском университетах с математическими классами. В дальнейшем было открыто немало математических классов, но из них на высоком уровне работают далеко не все.

Н. Н. Константинов считал, что физико-математические классы должны давать не только серьезную подготовку в области точных наук, но и хорошее общее образование. Как естественнонаучное, так и гуманитарное. И стремился привлечь к работе в математических классах специалистов в самых разных областях.

Также он старался вовлекать учеников математических классов в разные формы общественно-полезной деятельности. Таких, например, как помощь местным энтузиастам, создающим народные музеи. Воспитательное значение такой работы Николай Николаевич хорошо понимал.

Учеба в математических классах была полезна не только будущим физикам и математикам. Как мы помним, следователь Анастасия Каменская из романов Александры Марининой тоже училась в физико-математическом классе и, вместе со своим будущим мужем, участвовала в математических олимпиадах. Что, несомненно, помогало ей силою своего интеллекта вычислять и ловить злодеев.

В советское время ученики математических классов, что греха таить, любили покритиковать советскую власть. Иногда всуе, иногда за дело. Что вызывало у власти чувство настороженности по отношению к подобным классам. Но после 1991 года математические классы и преподающие в них учителя оказались в авангарде борьбы против разрушения системы образования. И против общей деградации.

Далеко не случайно Герман Греф выступил в свое время против математических классов и школ. Впрочем, его выступление показало лишь полное отсутствие реального знакомства с предметом, о котором он взялся судить. Математические классы, в которых детей пичкают одной лишь математикой, существуют только в извращенном сознании господина Грефа. По крайней мере, лучшие математические классы и школы давали и дают не узкоспециализированное, а широкое общее образование, что позволяет их выпускникам успешно работать в самых разных сферах. Если где-то в России и существует всестороннее развитие учащихся, так это в математических классах. И в том, что математические классы стали развиваться по этому пути, немалая заслуга Николая Николаевича Константинова.

Первый выпуск журнала "Квант"
Первый выпуск журнала «Квант»

Н. Н. Константинов был одним из создателей и постоянным автором научно-популярного журнала «Квант». Этот журнал был рассчитан на школьников, увлекающихся точными науками. Он начал выходить в 1970 году.

В 1970-1980-х годах мне как одному из руководителей Биологической олимпиады школьников в Московском университете приходилось много общаться с Николаем Николаевичем. Меня восхищали его широта мышления, демократизм, умение находить общий язык и налаживать плодотворное сотрудничество с самыми разными людьми.

Политические взгляды Н. Н. Константинова были далеки от коммунистических. Он достаточно критически относился ко многим сторонам советской жизни. Так же, впрочем, как и ко многим реалиям послесоветской жизни. Тем не менее, деятельность его объективно работала на Дело Коммунизма. Ибо способствовала формированию талантливых и неравнодушных людей и решительно противостояла набиравшей силу обывательской идеологии и психологии. А обыватель, игнорирующий все, что выходит за пределы его узколичных интересов, – это, по большому счёту, главный враг и коммунизма, и коммунистов.

Н. Н. Константинов был одним из неформальных лидеров профессионального сообщества учителей математики. Учителя математики сегодня – наиболее боевой отряд российского учительства, решительно противостоящий реформированию образования, плавно переходящему в его разрушение.

Уход из жизни Николая Николаевича Константинова – невосполнимая потеря для российского образования.

К.б.н. С.В. Багоцкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .