Моряки заперты на судах

События конца марта

От редакции: мы продолжаем публикацию обзорных статей, в которых рассказываем о положении рабочих на предприятиях различных отраслей. Если вам, товарищи, есть о чем рассказать нашей редакции, — присылайте ваши письма на электронную почту с пометкой «Новости рабочего движения».

Новости рабочего движения

После публикации предыдущего дайджеста к нам в редакцию пришло письмо от нашего сторонника, который рассказал о ситуации с моряками, работающими на судах европейских компаний. Дело в том, что Международная федерация транспортников (МФТ/ITF) приняла решение не оспаривать продление контрактов моряков на срок до одного месяца, даже если в этом случае продолжительность работы членов экипажей превысит максимальный трудовой период, закрепленный в коллективном договоре и Сводной конвенции МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве» (MLC-2006). То есть, моряков просто закрыли на судах, не спрашивая их согласие. Приводим отрывки из письма нашего респондента:

Нам говорят — трудное время, каждому приходится чем-то жертвовать, так постараемся же! А чем жертвуют те, кто сидя в офисах или дома на удалёнке, приняли решение ограничить свободы моряков для начала на месяц, а потом видно будет. Чем конкретно эти люди жертвуют?

Риск, что на судно придет инфицированный работник европейского порта, очень высок. Рекомендуемые меры личной безопасности никто ответственно не соблюдает. Ни члены экипажа, ни работники порта. А система вентиляции на судне одна на всех, да и трап от мостика до машинного отделения тоже один на всех.

Европейская компания наняла меня, потому что я для него — дешёвая рабочая сила, необходимая для накопления капитала конкретными лицами. Нет ни одного случая, когда по моей вине испортился бы груз, или было что-то сломано или несвоевременно отремонтировано. Считаю это показателем своей эффективности. Долга перед бизнесом, в котором одного человека в случае чего упакуют и незамедлительно заменят на другого, не чувствую. Тем более, что компания сама открыто говорит, что даже при возможности замены не будет.

На днях товарищ нашего респондента написал, что его судно пришло в один из портов Латинской Америки, и им отказались привезти провизию, сказав что еды мало в стране для самих граждан. Экипаж вынужден растягивать оставшиеся на борту запасы на неопределенный срок, испытывая голод, но продолжая при этом работать и обеспечивать безопасность судна.

Письмо МФТ

Заявление Международной федерации транспортников: «Поэтому было решено остановить ВСЕ смены экипажей на период в 1 месяц <…> Никто не будет уволен или принят» (перевод выделенных фрагментов — прим. ред.).

Таким образом, по причине эпидемии и кризиса люди оказались предоставленными сами себе в плане жизнеобеспечения, и при этом их обязали продолжать трудовую деятельность, обеспечивая прибыль хозяевам пароходов, которым нет дела до жизни и здоровья трудящихся.

Ситуация на суше ощущается гораздо менее остро, так как у людей больше возможностей для самоизоляции и соблюдения мер профилактики, однако, действия работодателей не отличаются в лучшую сторону. Уже несколько дней к нам поступают сообщения респондентов, которые рассказывают, как владельцы предприятий отреагировали на объявление карантинных выходных:

  • Вот у меня на работе — оптовая и розничная торговля электроникой и бытовой техникой — всем наплевать. Работаем без изменений. Если закрывают, то только по причине страха проверки и штрафа.
  • Работодатель прицепился к словам (из указа президента — прим. ред.) «непрерывно действующие» и не собирается вводить карантин. Мол, кому не нравится, — идите за свой счёт.
  • Нам сейчас тоже объявили без всяких зацепок, что, мол, ребята, надо работать, иначе пойдём ко дну.
  • Кто моложе — кто хочет — пусть пишут заявления, будут сидеть дома за оклад. Думаю, таких не найдётся. Но у нас производство непрерывное, печи останавливаются только планово на ремонт. Сам по себе разогрев печи — довольно затратный процесс, а чтоб её запустить, должна работать вся линия. Печей у нас много. Это я о вращающихся. Тоннельных или кольцевых тоже хватает. Их проще остановить, но тоже затратно.А про персонал — что-то может измениться только для вспомогательных служб. Тех, кто на Новый год отдыхает (в отличие от цехов).
  • Нас прикрыли частично. И, как полагаю, больше от того, что заказов ноль, и платить нечем. Зарплату полностью никто не сохранит.
Задачка с трамваем

Выбор капиталистов очевиден

Все это демонстрирует глубокий кризис рыночной экономики в период чрезвычайных ситуаций: множество предприятий, полностью зависящих от ежедневной выручки, вынуждены пренебрегать мерами безопасности или обречены на разорение и гибель. Рискуя жизнью и здоровьем людей, «эффективные собственники» пытаются остаться на плаву и сохранить свои капиталы.

Ну и, конечно же, продолжается тенденция к использованию карантина в целях классовой борьбы. На этот раз мэрия города Глазова 28 марта запретила согласованную ранее акцию из-за мер по снижению риска распространения коронавируса. При этом организаторы мероприятия — профсоюз «Действие» — меняли заявку на проведение несколько раз, учитывая все новые ограничения по количеству участников. Ирония ситуации заключается в том, что пикет был направлен против оптимизации работы скорой помощи в Глазове: руководство Глазовской межрайонной больницы 21 февраля 2020 года издало приказ об изменении графика работы бригад скорой помощи. В результате этого решения число бригад должно быть сокращено с восьми до шести, изменен график их работы: вместо 24-часовых смен (сутки через трое) вводились 12-часовые. По словам секретаря профкома Александра Золотарева, процедура внесения изменений была нарушена: работников скорой предварительно никто о них не уведомил, не было учтено мнение представителей профсоюза.

То есть, вместо того, чтобы в условиях пандемии увеличивать количество бригад, улучшать условия труда медиков и обеспечить работникам отдых, позволяющий сохранять работоспособность, руководство все сделало наоборот.

В текущей обстановке ежечасно обнажаются противоречия капитализма, его антинародная сущность. Чем больше будет усугубляться кризис, тем сильней будет ощущаться беспомощность системы, построенной на извлечении прибыли из любого процесса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .