Он умер коммунистом… Как, впрочем, и жил

От «Американской трагедии» к «Заре на Востоке»

От редакции: 27 августа 2021 года исполняется 150 лет со дня рождения Теодора Драйзера (1871 – 1945), всемирно известного американского писателя-реалиста и общественного деятеля, за несколько недель до своей смерти вступившего в Коммунистическую партию США. Этому выдающемуся человеку посвящена новая статья нашего постоянного автора Сергея Владимировича Багоцкого.

Теодор Драйзер

Теодор Драйзер родился в провинциальном американском городке в многодетной семье мелкого предпринимателя. Вскоре отец будущего писателя разорился и стал рабочим на стройке, где получил тяжелую травму и сделался инвалидом. Опорой семьи стала мать писателя Сара Драйзер, которая даже в столь трудной ситуации мужественно переносила все невзгоды и сохраняла оптимизм. Сара рассказывала сыну о том, что перед самым его рождением через комнату, где она лежала, прошли три смеющиеся феи с венками на голове.

Семья Драйзеров бедствовала. Уже в возрасте пяти лет Теодор ходил на железную дорогу собирать уголь, чтобы в доме было тепло. Но тем не менее, родители стремились дать своим детям хорошее образование. И особенно выделявшемуся свой любознательностью Теодору.

В 16 лет Теодор Драйзер уехал искать счастья в большой город. Выбор его пал на Чикаго. Он жил впроголодь, перебивался случайными заработками. Но несмотря на это, очень много читал. Особенно поразили юношу произведения русского писателя Льва Толстого. Вполне вероятно, что именно тогда у Теодора Драйзера и возникла мечта самому стать писателем. Но пока нужно было думать о выживании.

В 1891 году Теодор Драйзер устроился работать курьером в газете. Это событие стало поворотным в его жизни. Он начал общаться с профессиональными журналистами и пытался что-то писать. Иногда газета печатала его маленькие заметки. Летом 1892 года Теодору Драйзеру удалось добыть сенсационный материал, и его зачислили на должность репортера.

Среди редакционных заданий, который получал молодой репортер, было задание написать очерк о рабочей забастовке. Эта работа заставила Драйзера о многом задуматься…

Наряду с газетными статьями Теодор Драйзер пытается писать и более значительные произведения. Так, он пишет пьесу об американском фермере XIX века, таинственным образом попавшем во времена ацтеков, – явное и не слишком интересное подражание роману Марка Твена «Янки при дворе короля Артура». Гораздо больший интерес представляют написанные им тогда полуфилософские эссе, в которых автор размышлял о Смысле Жизни.

В 1894 году Теодор Драйзер переезжает в самый большой город США Нью-Йорк, где работает репортером, а затем становится редактором журнала «Every Month», издаваемого фирмой, делавшей бизнес на искусстве. Благодаря новому редактору, в журнале начинают печататься хорошие литературные произведения и статьи о литературе и искусстве. А сам редактор выдвигается в число крупных фигур американской журналистики.

Элизабет Герли Флинн

В дальнейшем Т. Драйзер редактирует ряд других крупных литературно-художественных журналов. Он был хорошим редактором; тиражи возглавляемых им изданий за годы его руководства возрастали в несколько раз.

Т. Драйзер публикует большое число очерков, посвященных самым разным людям. В том числе и активистам рабочего движения. Среди них очерк «Жанна д’Арк из Ист-Сайда», посвященный молодой профсоюзной активистке Элизабет Герли Флинн (1890 – 1964). Полвека спустя Э.Г. Флинн станет Председателем Коммунистической партии США.

В 1896 году Теодор Драйзер опубликовал свой первый рассказ и через некоторое время начал работать над романом «Сестра Керри», рассказывающем о провинциальной девушке, приехавшей искать счастья в большой город. Прототипом главной героини стала сестра писателя Эмма. Одним из эпизодов романа была забастовка городских трамвайщиков, к которой писатель отнесся с большим сочувствием.

Роман «Сестра Керри» был опубликован в 1900 году и сделал Теодора Драйзера не только известным журналистом, но и известным писателем.

В 1909 году Теодор Драйзер оставляет редакторскую работу для того, чтобы сосредоточить свои силы на собственном литературном творчестве. Прежде всего, писатель завершает многолетнюю работу над романом «Дженни Герхардт».

Некоторые сюжетные линии «Дженни Герхардт» напоминают «Сестру Керри». Но характеры у героинь совершенно разные. Керри – хваткая мещанистая особа, без особых колебаний принимающая правила игры буржуазного общества. А мягкая и добрая мечтательница Дженни эти правила принять неспособна.

В первоначальном варианте «Дженни Герхардт» завершается хеппи-эндом. Но затем писатель от него отказался. Дальнейшая судьба Дженни так и остается читателям непонятной.

А затем Теодор Драйзер начинает работать над романом «Финансист» и его продолжением – романом «Титан», где создает образ крупного капиталистического хищника Фрэнка Каупервуда, который, невзирая ни на какие моральные ограничения, идет к своей цели – огромному богатству. Интересно, что в это же самое время сходный (но, пожалуй, более интересный) образ был создан и в русской литературе. Это Васса Железнова из одноименной пьесы Алексея Максимовича Горького.

Вместе с романом «Стоик», работу над которым автор не успел завершить, романы «Финансист» и «Титан» составляют трилогию, рассказывающую о жизни главного героя и о нравах большого бизнеса.

Роман Теодора Драйзера «Гений» посвящен судьбе талантливого художника Юджина Витлы в буржуазном обществе, которое, по большому счёту, равнодушно к искусству. Некоторые события из жизни главного героя напоминают события из жизни самого писателя. Роман вызвал резко отрицательную реакцию консервативно настроенной американской общественности. «Эта книга омерзительна, но, безусловно, правдива», – писала газета «Нью-Йорк Таймс». Кампанию борьбы против романа возглавило Нью-Йоркское Общество борьбы с пороком, известное своими подвигами на почве борьбы с «безнравственными» сочинениями. Таким сочинением Общество сочло, в частности, роман Александра Дюма «Три мушкетера». Активисты общества добились запрещения этого романа в США, но этот запрет действовал недолго.

Добиться запрета романа Драйзера борцам с пороком не удалось, но многие испуганные книгопродавцы не решались выставлять книгу на продажу. Все это ударило и по здоровью, и по кошельку автора.

В 1912 году Теодор Драйзер совершил путешествие в Европу, где посетил музеи, познакомился со многими деятелями европейской культуры. Он взял обратный билет на фешенебельный пароход «Титаник», но узнал, что билеты на другой пароход дешевле. Писатель сдал дорогой билет и купил более дешевый. Это спасло ему жизнь.

Теодор Драйзер резко отрицательно относился к Первой Мировой войне и ко вступлению в неё США. В 1917 году он внимательно следил за новостями, приходящими из далекой России и с одобрением встретил известие об Октябрьской революции. В своих статьях Теодор Драйзер неоднократно выражал свои симпатии и поддержку революционной России.

В 1920 году Драйзер публикует сборник публицистических статей «Бей, барабан!». Статьи, включенные в этот сборник, отличаются резко антикапиталистическим содержанием. «Америкой всегда правили и, очевидно, будут править деньги. Попробуй жалкий цент поспорить с пятью миллионами долларов!», – говорилось в сборнике. Подобная позиция закономерно вела к сближению писателя с левыми политическими силами.

В конце XIX – начале XX века в США существовало очень сильное рабочее движение. В 1906 году была создана массовая организация Индустриальные Рабочие Мира, лидерами которой стали Юджин Дебс (1855 – 1926), Билл Хейвуд (1869 – 1928) и легендарная Мамаша Джонс (Мэри Харрис Джонс, 1837 – 1930). А в 1919 году была создана Коммунистическая партия США. Теодор Драйзер участвует во многих акциях, проводимых левыми организациями, выступает в защиту левых активистов и бастующих рабочих.

В октябре 1927 года Теодор Драйзер получил приглашение посетить Москву и принять участие в праздновании десятилетия Октябрьской революции. Писатель принял приглашение и приехал в Москву. Здесь он встретился со многими деятелями советской культуры, в частности, с Владимиром Владимировичем Маяковским и Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. «Через тридцать лет СССР станет Великой Державой», – сказал Драйзер Сергею Эйзенштейну.

Помимо Москвы Теодор Драйзер посетил Ленинград, Нижний Новгород и Тулу, побывал на промышленных предприятиях, посетил деревни, где воочию убедился, что распространенное в США мнение о том, что русские крестьяне живут в одном помещении со свиньями, не соответствует действительности. По просьбе Теодора Драйзера его свозили в Ясную Поляну, где американский писатель поклонился могиле Льва Николаевича Толстого.

В начале 1920-х годов Теодор Драйзер начал работу над своим наиболее популярным в нашей стране произведением – романом «Американская трагедия». Сюжет его хорошо известен читателям, и я не буду на нем останавливаться. Идея романа возникла у Драйзера ешё в 1890-х годах, когда он узнал об аналогичной истории, случившейся в реальной жизни. Впоследствии он узнал ещё несколько таких историй. В архиве писателя сохранились материалы пятнадцати подобных дел. Наиболее близкой к сюжету романа была история некоего Честера Джиллета, о котором американская пресса много писала в 1907 году. В основе всех совершенных преступлений лежало стремление любым путем проникнуть в высшее общество.

В своем романе Теодор Драйзер наглядно и убедительно показал, что религиозное и высоконравственное воспитание, которое его герой Клайд Гриффитс получил в своей семье, оказалось бессильным перед разлагающим влиянием реальной жизни.

Экономический кризис, разразившийся в 1929 году, привел к обострению социальных противоречий, как в США, так и в других капиталистических странах. Одним из эпизодов развернувшейся борьбы стали столкновения бастующих рабочих с полицией в Харлане, в результате которых погибло 11 рабочих. Теодор Драйзер возглавил общественную комиссию по расследованию этих событий. Её выводы оказались неутешительными для власть имущих и толстосумов. Участие в работе комиссии вдохновило писателя на создание книги «Трагическая Америка», которая была опубликована в 1932 году. Книга вызвала бурю возмущения в правоконсервативных кругах.

Уильям Фостер

На рубеже 1920 – 1930-х годов Теодор Драйзер подружился с одним из лидеров американских коммунистов Уильямом Фостером (1881 – 1961), что способствовало укреплению его контактов с Коммунистической партией. «Коммунисты говорят, что все богатства должны принадлежать трудящимся. Если думать так, значит быть коммунистом, то в таком случае я – коммунист!», – писал Теодор Драйзер в 1932 году.

Однако в Коммунистическую партию США он пока не вступал. Возможно, это было связано с отрицательным отношением к оппортунистическому курсу, проводимому руководителем партии Эрлом Браудером (1891 – 1973). Нарыв вскрылся только в 1945 году, когда Браудер и его сторонники были сняты со своих постов и исключены из Компартии. После этого было сформировано новое руководство партии во главе с товарищем Уильямом Фостером. Лишь тогда, незадолго до своей смерти, Теодор Драйзер вступил в партию. Его приняли в партию без прохождения кандидатского стажа.

В августе 1931 года Теодор Драйзер отметил свой шестидесятилетний юбилей.

«В день Вашего шестидесятилетия мы отдаем Вам должное от имени многих тысяч рабочих, фермеров и интеллигентов как Америки, так и всего мира. Один из немногих живых Великих писателей, Вы отбросили пессимизм, изысканность, поверхностный либерализм и другие пороки здешнего мира интеллектуалов, смело и серьезно выступили как защитник пролетарской революции», – писал американский коммунистический журнал «New Masses».

Летом 1936 года Теодор Драйзер побывал в сражающейся Испании. 7 сентября, вернувшись из Испании, он встретился с Президентом США Франклином Делано Рузвельтом (1882 – 1945) и попросил его оказать помощь испанскому народу. Президент, будучи человеком осторожным, ответил, что он не может это сделать по официальным каналам, и посоветовал создать общественный Комитет для помощи республиканской Испании. К сожалению, реализовать эту идею не удалось.

В конце 1939 года Теодор Драйзер публикует статью «Заря на Востоке», в которой пишет о большом будущем, которое ожидает Советский Союз. Эту статью перепечатала советская газета «Правда».

В последние годы жизни Теодор Драйзер работает над романом «Оплот», посвященном нескольким поколениям семьи сектантов-квакеров и разрушению традиционного уклада жизни в ходе развития капитализма.

Теодор Драйзер ушел из жизни 28 декабря 1945 года. Он умер коммунистом.

С.В. Багоцкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .