Отражение действительности в творчестве Михаила Булгакова

К юбилею писателя

От редакции. Публикуем статью нашего постоянного автора Сергея Владимировича Багоцкого. Его мнение может не совпадать с позицией редакции. Творчество М.А. Булгакова, и, особенно, его роман «Мастер и Маргарита», пользуется очень большой популярностью среди российской общественности. Поэтому анализ творчества этого писателя с коммунистических позиций представляется более чем своевременным.

Михаил Афанасьевич Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков

13 мая 2021 года исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 — 1940).

Творчество М.А. Булгакова и, особенно, его роман «Мастер и Маргарита» пользуется очень большой популярностью среди российской общественности. Поэтому анализ творчества этого писателя с коммунистических позиций представляется более чем своевременным.

М.А. Булгаков родился в Киеве в семье профессора Духовной академии. В 1909 году поступил на Медицинский факультет Киевского университета и в 1916 году его окончил.

В годы Гражданской войны М.А. Булгаков служил военным врачом сначала в петлюровской, а затем в деникинской армии. После окончания войны не эмигрировал и остался в России.

В 1921 году М.А. Булгаков переехал в Москву, где начал сотрудничать с советскими печатными изданиями («Гудок» и др.) в качестве фельетониста. А в 1922 году М.А. Булгаков публикует в журнале «Рупор» свой первый рассказ.

В 1922-1924 годах М.А. Булгаков пишет роман «Белая гвардия», на основе которого в 1925 году создается пьеса «Дни Турбиных». В романе и пьесе с большой симпатией рассказывается о жизни киевской интеллигентной семьи в годы Гражданской войны.

В 1924 году М.А. Булгаков пишет повесть «Роковые яйца» (опубликована в СССР в 1925 году), в 1925 году – повесть «Собачье сердце» (в СССР опубликована только в 1987 году), в 1933 году роман «Жизнь господина де Мольера» (в СССР опубликован в 1962 году), в 1935-1936 годах «Театральный роман» (в СССР опубликован в 1965 году).

Среди пьес, написанных М.А. Булгаковым: «Зойкина квартира» (1925), «Багровый остров» (1927), «Бег» (1928), «Кабала святош» (1929), «Адам и Ева» (1931), «Полоумный Журден» (1932), «Последние дни (Пушкин)» (1935), «Иван Васильевич» (1936).

В 1929 году М.А. Булгаков начинает работу над главной книгой своей жизни, позже получившей название «Мастер и Маргарита». Эта книга вчерне была закончена при жизни автора, но после его смерти была немного доработана супругой Михаила Афанасьевича.

Михаил Афанасьевич был далек от идей и надежд, поднявших наших соотечественников на революцию и борьбу за лучшее будущее. И революцию он воспринял, мягко говоря, без энтузиазма. У Булгакова и его предков не было ни поместий, ни капиталов, но зато были образование и культура, которые и без революции открывали путь к хорошей жизни. В людях, которые сделали революцию, писатель видел необразованных хамов, разрушавших российскую культуру. Которую писателю, конечно, было жалко.

Повесть «Собачье сердце» можно рассматривать, как некую аллегорию, в которой профессор Преображенский символизирует русскую интеллигенцию, а Полиграф Полиграфович Шариков – русский народ. Интеллигенция попыталась превратить народ в людей, но совершивший революцию народ сел ей на шею. Мораль из «Собачьего сердца»: собака должна оставаться собакой и знать свое место. Эта идея, конечно, глубоко контрреволюционная.

Кадр из к/ф "Собачье сердце"/ к/с Ленфильм/ реж. В. Бортко/ 1988 г.
Кадр из к/ф «Собачье сердце»/ к/с Ленфильм/ реж. В. Бортко/ 1988 г.

Через произведения Булгакова красной нитью проходит идея превосходства интеллигенции над обычными людьми. Профессор Преображенский не испытывает никакой неловкости по поводу того, что живет в восьми комнатах, в то время как рядом в одной комнате могут жить две-три семьи. Когда управдом Швондер вежливо предлагает профессору немного потесниться, профессор испытывает глубочайшее возмущение. Впрочем, возмущение господством «хамов» не мешает уважаемому профессору обслуживать высокопоставленных советских деятелей, желающих гульнуть с дамами на старости лет.

Очень характерна мечта профессора Преображенского о сильной руке. Причем ему по большому счету все равно, будет ли эта рука белой или красной.

В ряде случаев у интеллигента Булгакова для такого высокомерия есть основания и немалые. Например, при описании взаимоотношений Жана Батиста Мольера (1622 — 1673) и Александра Сергеевича Пушкина (1799 -1837) со своим окружением. Вспомним также описание литературного объединение «МАССОЛИТ» в «Мастере и Маргарите» и круг интересов его членов. Членов «МАССОЛИТА» (число которых составляет несколько тысяч) литература сама по себе совершенно не интересует. Она для них – лишь средство зарабатывать неплохие деньги без особого напряжения сил.

И в то же время Булгаков (так же, как и Михаил Михайлович Зощенко (1894 — 1958)) нередко переходит грань между сатирическим изображением и смакованием непотребного образа послереволюционного российского обывателя. Что, впрочем, прибавляет этим авторам популярности у того самого обывателя.

Кадр из к/ф "Не может быть!" по произведениям М.М. Зощенко/ к/с Мосфильм/ реж. Л. Гайдай/ 1975 г.
Кадр из к/ф «Не может быть!» по произведениям М.М. Зощенко/ к/с Мосфильм/ реж. Л. Гайдай/ 1975 г.

Таким образом, с политической точки зрения Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя считать «вполне нашим». Значит ли это, что его творчество заслуживает однозначного осуждения и не заслуживает нашего внимания?

Нет, не значит! Хотя бы потому, что М.А. Булгаков не симпатизировал «бывшим». О чем, в частности, свидетельствует его рассказ «Ханский огонь» (1924).

Великий советский искусствовед Михаил Александрович Лифшиц (1905 — 1983) обратил внимание на то, что творчество литераторов, придерживающихся, так скажем, не вполне прогрессивных взглядов, по своему художественному уровню зачастую превосходит произведения авторов, бегущих впереди прогресса. Почему же так происходит? Наверное, потому что авторы не слишком прогрессивные лучше чувствуют противоречия новой действительности и лучше изображают их в своих творениях. А «сильно прогрессивные» авторы подстраивают свои произведения под свои взгляды. Поэтому творчество М.А. Булгакова, несомненно, заслуживает внимания.

Главное произведение Михаила Афанасьевича Булгакова – роман «Мастер и Маргарита». Помимо всего прочего он интересен тем, что самые разные категории читателей могут найти в нем что-то близкое для себя. Любитель фэнтези восхитится одним, любитель философских размышлений – другим, желчный любитель сатиры – третьим, любитель кошек — четвертым. Я попробую разобраться, чем же роман Булгакова интересен для человека с коммунистическими взглядами.

Иллюстрация к роману "Мастер и Маргарита"/ художник А. Харшак
Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»/ художник А. Харшак

Прежде всего возникает вопрос: кто является главным героем, логическим центром романа? Таковыми, обычно считают Мастера, Иешуа или Воланда; изредка – обаятельного кота Бегемота. Но это не так. Их роль чисто служебная. Они обслуживают главную сюжетную линию романа — превращение Ивана Бездомного из посредственного и недалекого поэта в мудрого профессора истории. А события, описанные в романе, — это, по большому счету, остроприключенческий сон, приснившийся поэту. Проснувшись, Иван Бездомный с удовлетворением увидел, что Берлиоз жив и здоров, а Дом Грибоедова стоит там же, где стоял и раньше. Но события, происходившие во сне, заставили поэта кое о чем задуматься.

Роман «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах, где Иван Бездомный беседует с высокопоставленным литературно-художественным функционером Берлиозом.

В качестве возможного прототипа Берлиоза называют руководителя РАПП Леопольда Леонидовича Авербаха (1903 — 1937). Но это предположение вызывает сомнения: Берлиоз значительно старше Авербаха и принадлежит к другому поколению. Я подозреваю, что настоящим прототипом Берлиоза был сам… Анатолий Васильевич Луначарский (1875 — 1933).

У Берлиоза немало достоинств. Он, несомненно, очень хорошо образованный человек. И, по крайней мере, на страницах романа не делает ничего такого, что можно было бы счесть предосудительным. За что же автор отрезает ему голову? Может быть, за то, что он не верит в Бога? Да нет, не за это…

А. Адабашьян в роли М. Берлиоза
А. Адабашьян в роли М. Берлиоза

Научные дисциплины делятся на естественные, общественные и гуманитарные. Для того, чтобы плодотворно заниматься гуманитарными дисциплинами, исследователю нужно уметь мысленно поставить себя на место объектов своих исследований. Литературовед, например, должен поставить себя на место читателя, исследователь религии – поставить себя на место верующего человека. М.А. Берлиоз на это не способен. Он смотрит на людей извне, но не пытается их понять изнутри. Так, он не в состоянии понять, почему личность Иисуса Христа так привлекала людей и почему христианство стало мировой религией. Поэтому его ученость остается бесплодной. Ему, наверное, лучше было бы заняться естественными науками.

Ваня Бездомный смотрит Берлиозу в рот. Для него в жизни все ясно и понятно и нет противоречий и проблем. Он гордится своей принадлежностью к самому передовому учению, которое он воспринял в готовом виде без каких-либо серьезных интеллектуальных усилий. Картина мира, сложившаяся в Ванином мозгу, очень проста. И поэтому он – единственный из персонажей романа, который предлагает сослать философа Иммануила Канта (1724 — 1804) на Соловки.

А затем появляется третий персонаж: таинственный иностранец, который умело поставленными вопросами и замечаниями создает в этой картине пока ещё плохо видимые трещины. После гибели Берлиоза, поскользнувшегося на разлитом Аннушкой масле, эти трещины начинают расширяться.

С первого взгляда Ваня Бездомный не слишком отличается от других членов объединения МАССОЛИТ. И вряд ли его стихи отмечены печатью большого таланта. Но у Вани есть одно качество, которого нет у большинства представителей его окружения. Он любознателен. А у других членов МАССОЛИТа любознательность если и была когда-то, то выветрилась в процессе борьбы за блага, положенные писателям. Поэтому Ваня начинает меняться.

Иллюстрация к роману "Мастер и Маргарита"

В больнице профессора Стравинского Ваня знакомится с Мастером и его романом. И этот роман открывает Ване мир человеческих чувств и переживаний, без чего нельзя понять ни всемирную историю, ни историю культуры. И, конечно, нельзя научиться писать хорошие стихи.

Своим романом М.А. Булгаков поставил ряд очень серьезных вопросов. И, прежде всего, вопрос о будущем российской культуры. Есть ли в Советской России силы, способные развивать эту культуру дальше? И что это за силы?

В качестве такой силы изображены молодые любознательные люди, подобные Ване Бездомному, постепенно изживающие свою дурь. Конец романа оптимистичен: российская культура продолжается и одним из продолжателей её становится профессор истории Иван Николаевич Понырев. Будущее России – это не только Шариковы.

В такой трактовке роман «Мастер и Маргарита» вполне вписывается в литературу социалистического реализма.

Очень интересен вопрос о прототипе Воланда. Здесь напрашивается очень неожиданный и, почти наверняка, неправильный ответ. Но очень убедительный по своей художественный логике.

Михаил Александрович Лифшиц

Взглянув на этот портрет, поклонники «Мастера и Маргариты» наверняка скажут, что на нем изображен Воланд. Хотя глаз и не стеклянный. Но на самом деле это портрет выдающегося советского философа и искусствоведа Михаила Александровича Лифшица (1905 — 1983).

Главная заслуга М.А. Лифшица заключается в критике популярного в 1920-х годах вульгарного социологизма и формирование диалектического подхода к произведениям литературы и искусства. В истории советской культуры он сыграл такую же роль, как Воланд в Ваниной биографии.

В начале 1930-х годов научный путь М.А. Лифшица только начинался и вряд ли Булгаков что-либо знал о нем. По этой причине предлагаемая версия почти наверняка не верна. Но, тем не менее, логически очень убедительна.

Был ли Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930) прототипом поэта Рюхина? Сильно в этом сомневаюсь. Как бы ни относиться к нем или иным сторонам творчества Владимира Владимировича, нельзя не признать, что поэтом он был талантливым. Хотя и на любителя. Владимир Ильич Ленин творчество Маяковского не любил, хотя и ценил некоторые стихотворения за правильное политическое направление. Но Рюхин совершенно бездарен.

Мастер отказался слушать стихи Вани Бездомного. С его точки зрения, стихи советских молодых поэтов интереса не представляли. И Булгаков вроде бы соглашается с Мастером. Но ни тот, ни другой не правы. Поколение и социальная среда, к которой принадлежал Ваня, выдвинули немало талантливых поэтов. Достаточно вспомнить Павла Николаевича Васильева (1910 — 1937), Николая Ивановича Дементьева (1907 — 1935), Дмитрия Борисовича Кедрина (1908 — 1945), Бориса Петровича Корнилова (1907 — 1938), Михаила Аркадьевича Светлова (1903 — 1964), Ярослава Васильевича Смелякова (1913 — 1972). Здесь М.А. Булгакова подвел его снобизм представителя старой интеллигенции.

Мемориальная доска на доме, где жил П.Н. Васильев

А вот среда литературных критиков 1920-х – начала 1930-х годов изображена М.А. Булгаковым абсолютно правильно. Честолюбивые молодые (а иногда и не слишком молодые) люди из мелкой буржуазии очень любят бежать стаей впереди паровоза. И стремятся сбросить выдающиеся достижения прошлого с парохода современности, чтобы расчистить место для себя любимых. Направление движения паровоза при этом совершенно не важно. В 1920-е годы они боролись с православием, в 1990-х годах – с коммунизмом. Главное – быть «в струе» и в стае «своих». Идти в одиночку против течения они не способны.

Поскольку ниспровергать что-либо значительно легче, чем создавать реальные ценности, основная активность этих деятелей сводится к борьбе с теми, кто идет не в ногу.

«У нас на одну поющую птицу приходится три клюющих», — говорил писатель Исаак Эммануилович Бабель (1894 — 1940).

К сожалению, иногда в эти игры играют и талантливые люди. Что очень огорчительно.

К творчеству М.А. Булгакова можно предъявить ещё одну претензию. Он очень ярко и выразительно изображал послереволюционных российских обывателей. Но он принципиально не видел и не хотел видеть другого характерного для своей эпохи персонажа. Этот персонаж описал граф и писатель Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945) в своей повести «Гадюка».

Психика Ольги Вячеславовны Зотовой, которую соседи прозвали Гадюкой, глубоко травмирована войной и гибелью любимого человека. В мир послереволюционных российских обывателей она никак не вписывается. По большому счету она не жилец на этом свете. Но аристократ и бывший барин граф Толстой сумел увидеть Гадюку и выразить ей свое уважение и сочувствие. Интеллигент-разночинец М.А. Булгаков был на такое не способен. Гадюку он бы воспринял в лучшем случае как Швондера, в худшем — как Шарикова. И в конфликте между Гадюкой и соседями симпатии писателя безусловно оказались бы на стороне соседей.

Нинель Мышкова в роли О.В. Зотовой/ к/ф "Гадюка"/ к/с им. А.П. Довженко/ режиссер В. Ивченко/ 1965 г.
Нинель Мышкова в роли О.В. Зотовой/ к/ф «Гадюка»/ к/с им. А.П. Довженко/ режиссер В. Ивченко/ 1965 г.

Будущим писателям я могу предложить сюжет для романа. В одной коммунальной квартире в Зарядье живут булгаковский Мастер и толстовская Гадюка. Как складываются отношения между ними? Роман на эту тему был бы очень интересным и поучительным.

Интересно, что в отличие от многих либеральных интеллигентов М.А. Булгаков с большим уважением относился к Иосифу Виссарионовичу Сталину. И даже собирался писать пьесу «Батум» о молодом Иосифе Джугашвили. Наверное, это связано с тем, что Сталин понимал литературные проблемы гораздо лучше молодых и зубастых критиков из Российской ассоциации пролетарских писателей и в трудные моменты поддерживал Булгакова.

Немаловажно, наверное, и то, что И.В. Сталин сыграл немалую роль в наведении порядка, о чем так мечтали и М.А. Булгаков и описанный им профессор Преображенский.

Эскиз к мультфильму "Мастер и Маргарита"/ художник Сергей Алимов
Эскиз к мультфильму «Мастер и Маргарита»/ художник Сергей Алимов

Творчество М.А. Булгакова представляет собой яркую страницу советской литературы. В этом творчестве есть многое, что для коммунистов неприемлемо. И, вместе с тем, много поучительного. Кроме того, чтение таких произведений, как «Мастер и Маргарита» просто доставляет человеку удовольствие. Поэтому не нужно слишком сильно ругать его автора.

С.В. Багоцкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .