«Паразиты»: люди как отражение системы

Рецензия на художественный фильм 2019 года

Разделение общества на обитателей надземного и подземного мира как метафора социального расслоения не нова, достаточно вспомнить элоев и морлоков в романе «Машина времени» Г. Уэллса.

Рецензия на фильм "Паразиты" 2019 года

Однако в отхватившем Золотую пальмовую ветвь в Каннах южнокорейском фильме «Паразиты» никаких антиутопических метафор нет – это история о двух современных южнокорейских семьях, одна из которых буквально живёт под землёй. Семья Пака (то ли топ-мэнеджера, то ли владельца крупной компании) обитает в элитном доме, семья потерявшего работу водителя Китхэка – в полуподвальной лачуге в самом грязном и неблагополучном квартале города, перебивается случайными заработками и безуспешно пытается найти работу.

Рецензия на фильм "Паразиты" 2019 года

В итоге сыну Китхэка Киу повезло – он устроился репетитором по английскому языку к дочери Пака, затем подтянул свою сестру преподавать рисование Паковскому избалованному сынку, а уж потом они пристроили и своих папашу с мамашей, скомпрометировав и добившись увольнения домработницы и водителя. Однако, элитный дом тоже имеет свой «подземный мир», со своими «призраками»…

Сколько раз мы слышали от либеральных любителей рыночка о преимуществах капитализма перед социализмом на примере сравнения Южной Кореи с её мрачным северным соседом! Однако на деле все оказывается не так радужно и благолепно. Социальный ландшафт, на фоне которого разворачивается фабула фильма – чудовищная нищета, безработица, неравенство, атомизация общества.

При этом контраст между таким вот безрадостным материалом и лёгкой комедийной формой, в которой режиссёр этот материал преподносит, только усиливает катарсическое впечатление от финала, о неожиданности и кровавости которого любой зритель, знакомый с корейским кино, может и сам догадаться.

Рецензия на фильм "Паразиты" 2019 года

Символическим артефактом, своеобразным «макгаффином», вокруг которого строится повествование, в фильме выступает «камень мудрецов», призванный приносить владельцу богатство. Этот декоративный предмет, который как бы преследует Киу Китхэка и с которым он в то же время не может расстаться, в реальности оказывается просто куском камня, таким же бессмысленным и бесполезным, как и бесплодные фантазии Киу подняться с «липкого пола» нищеты.

Рецензия на фильм "Паразиты" 2019 года

Образ «отверженных» в фильме далёк от идеализации. Семья Китхэка охвачена всепожирающим, зверским и беспощадным законом естественного отбора, а зверский закон на то и зверский, что расчеловечивает. Оказавшись в самом низу пищевой цепочки капитализма, они готовы идти по головам и трупам, чтобы подняться выше. Богатые же в фильме – зажравшиеся и недалёкие снобы, неспособные к созидательному труду (миссис Пак не в состоянии даже самостоятельно посуду помыть). К беднякам они относятся с едва скрываемой брезгливостью. Чистеньким «надземным» жителям претит даже запах обитателей «подземелья». «Люди, которые ездят в метро, пахнут по особому», — говорит мистер Пак своей супруге. Они отгородились от вони и нечистот нищих кварталов, однако когда «хижины» затопит – война всех против всех обязательно придёт в их дворцы, и тут уже комедия перестанет быть смешной.

Фильм прямо не отвечает на вопрос, кто же паразит, однако ясно даёт понять, что отгородиться от общества со всеми его язвами, спрятаться за стенами элитного особняка с двориком и садиком, не получится ни у кого. Значит, необходимо менять само общество.

Андрей Макаров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .